Введение
Актуальность избранной темы исследования обуславливается тем, что на современном этапе в условиях социального и экономического кризиса и роста конкуренции на всех рынка, изучение вопросов мотивации сотрудников становится важным для каждого субъекта общественного развития. Еще большую значимость имеет мотивация в образовании для учителей и студентов, так как от этого напрямую зависит качество образовательного процесса и общие результаты деятельности образовательной организации.
Одной из центральных задач современных управленческих и психологических наук становится анализ, исследование и совершенствование мотивов трудовой деятельности, что позволит оказать влияние на профессиональную перспективу студентов и учителей.
Основным фактором трудового процесса являются люди, их знание, умения, опыт, квалификация, а так же желание выполнять свои непосредственные обязанности. Любая образовательная организация заинтересована в повышении профессиональной подготовки кадрового состава. Его руководству необходимо постоянно работать в данном направлении.
Особое место в формировании профессиональных перспектив отводится системе мотивации. Нет единого стандартного набора инструментов и методов мотивации. Важно подобрать именно ту их комбинацию, которая будет максимально эффективна для каждой конкретной организации.
В соответствии с указанным выше, важно рассмотреть взаимосвязь и взаимное влияние временной перспективы и профессиональной мотивации у учителей и студентов.
Основная часть
Одним из основных психологических факторов повышения эффективности труда специалистов выступает их мотивация.
В условиях современного социального и экономического развития необходимым является развитие системы мотивации учителей и студентов, что будет основой эффективности учебного процесса. Объясняется данный факт тем, что человек, имеющий достаточный уровень мотивации, будут стремиться к достижению своих целей, реализовывать свои знания и таланты, что, безусловно, будет способствовать развитию образовательной организации и достижению ею максимального результата.
Прежде всего, в данной статье рассмотрим понятия «мотивация» и «временная перспектива».
Для рассмотрения сущности мотивации и мотивационного процесса, прежде всего, рассмотрим понятие мотивации и трактовку данного термина различными авторами.
По мнению Масловой В. М. мотивация представляет собой определенное управленческое воздействие на трудовую деятельность человека, а так же на достижение им личных и групповых целей [1].
Чалых Д. А. определяет мотивацию трудовой деятельности как процесс, который направлен на достижение целей предприятия через стимулирование работников и достижение им поставленных задач [2, с. 349-354].
Указанные определения связывают результаты мотивации предприятия и работника (субъект и объект управленческого воздействия), то есть через достижение личных целей сотрудника происходит повышение эффективности деятельности всей организации. То есть вопросы изучения мотивационной политики являются объектом исследования практиков и теоретиков как на уровне отдельного предприятия, так и на национальном уровне.
На рисунке представим общую схему мотивационного процесса. В ней четко прослеживается ее системность, цикличность, взаимосвязь элементов.
Рис. Схема протекания мотивационного процесса
Данная схема включает в себя прежде всего-то, что побуждает человека к действию – это мотивы. А так же то, к чему стремится человек – это цели.
Основной принцип системы мотивации заключается в том, чтобы создать систему вознаграждений и поощрений, которая бы мотивировала сотрудников к лучшим результатам и стимулировала их развитие. Такая система должна быть справедливой и прозрачной, чтобы каждый работник видел заслуженное признание и получение вознаграждения
Временная перспектива представляет собой личностное образование, имеющее сложную факторную структуру, интегрирующую афферентный синтез, смысл жизни, акцептор результатов действия, сознательную устремленность, ответственность перед жизнью и задающую корреляты восприятия ими своего прошлого, настоящего и будущего, а также адекватную мобилизацию организма, когда все его системы работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности [2, с. 349-354].
Проблема времени имеет довольно обширную историю изучения, но особенно остро она встала на современном этапе, так как жизненные процессы во многом сегодня ускоряются, информационное пространство становится гораздо шире – это в свою очередь определяет необходимость человека в постоянной адаптации.
Таким образом, отметим, что понятия временной перспективы и профессиональной мотивации во многом пересекаются по своей сути.
Далее прейдем непосредственно к рассмотрению взаимосвязи мотивации и временной перспективы у учителей и студентов.
Временная перспектива в связи с профессиональной мотивацией у учителей и студентов имеет свои особенности, которые во многом связан со спецификой их деятельности, так как труд в образовательных организациях. Учителя и студенты осуществляют свою трудовую деятельность в рамках организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней. Являясь представителями той государственной организации, в которой они работают, с одной стороны, они имеют те же права и обязанности, что и все другие граждане государства, но с другой стороны, несут перед обществом ответственность за работу в рамках конкретного общеобразовательного учреждения. Труд их характеризуется как творческий, сложный, ответственный и требующей высокой степени знаний и вовлеченности в образовательный процесс.
В том случае, если профессиональное будущее учителей и студентов имеет неопределенность, то это во многом может снизить мотивацию к достижению результатов. Это может во многом затянуть во времени процесс профессионального роста. Возникает замкнутая циклическая зависимость компонентов профессионализма, блокирующая его развитие. С одной стороны, не имея выраженных педагогических перспектив, такие учителя стремятся утвердиться «в настоящем» через завышенную самооценку и защиту профессионального «Я». С другой стороны, «оборонительная профессиональная позиция» значительно снижает в целом качество профессиональной антиципации.
Проанализировав научную литературу, сделан вывод, что временная перспектива на современном этапе жизни учителей и студентов спланирована на период не более пяти лет, то есть речь, как правило, идет о ближайшей категории временной перспективы. Во многом это определяется и нестабильностью ситуации в стране. Влияние санкций запада, изменение инфраструктуры, острый социальный кризис, принятие решения о мобилизации – все это поставило под удар большую часть людей. Молоды специалисты должны встраиваться в новую систему: где-то необходимо сокращать персонал, где-то наоборот наблюдается недостаток персонала. Соответственно практическая реализация системы профессионального развития требует осмысления и принятия новых практических инструментов, которые, с одной стороны, будут эффективными, с другой стороны, позволят безболезненно пройти этот этап.
Стоит отметить, что во многом при планировании будущего и студенты и учителя опираются на стандартное построение сценариев, не учитывая при этом индивидуальные особенности. Причем акцент делается на будущем, настоящее и прошлое учитывается довольно редко.
Что касается студентов, то при планировании будущего у них преобладает излишняя позитивизация жизни, то есть при планировании будущих событий акцент они делают на позитивное развития событий, не учитывая при этом возможных негативных обстоятельств. Временная перспектива студентов во многом находится зависимости от возрастных их особенностей.
Что касается учителей, то вопросы временной перспективы для них уже более осмысленны.
Ориентация во времени, видение в нем себя, своей личной, профессиональной жизни возможны при развитой временной перспективе. Без должного уровня мотивации и развития временной перспективы профессиональная реализация педагога практически невозможна. Система мотивации играет важную роль в организации, поскольку помогает создать благоприятную и продуктивную рабочую атмосферу, стимулирует сотрудников к достижению поставленных целей и повышает их уровень производительности. Она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей работников внутри организации и создание условий для их максимальной реализации.
Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что временная перспектива находится в зависимости от профессиональной мотивации. Основной принцип системы мотивации заключается в том, чтобы создать систему вознаграждений и поощрений, которая бы мотивировала сотрудников к лучшим результатам и стимулировала их развитие. Такая система должна быть справедливой и прозрачной, чтобы каждый работник видел заслуженное признание и получение вознаграждения.
Таким образом, делая вывод, отметим, что основная цель построения системы мотивации учителей и студентов является создание таких условий, которые будут воздействовать на поведение человека с целью направления его способностей в то русло, которое будет способствовать достижению ключевой цели как самого человека, так и образовательной организации.
На современном этапе одним из ключевых инструментов управления карьерой и временной перспективой является мотивация персонала. Так как именно мотивация способствует единой слаженной работе учителей и студентов. Суть успешного управления образовательным процессом сводится к тому, чтобы замотивировать своих сотрудников выполнять работу максимально эффективно, сохраняя при этом интерес к ней с учетом всех поощрений и наказаний.
Методы мотивации трудовой деятельности могут быть абсолютно разными для каждого человека. В каждом отдельном случае необходимо подбирать методы, которые в наибольшей степени подходят именно ей в зависимости от возможностей, специфики деятельности, целей и потребностей персонала. Для создания эффективной системы мотивации необходимо учитывать индивидуальные потребности и мотивы каждого сотрудника. К примеру, для одних людей важны успешные карьерные перспективы, для других – баланс между работой и личной жизнью, а для третьих – участие в проектах социальной значимости. Адаптация системы мотивации под потребности сотрудников может существенно повысить их мотивацию и, следовательно, результативность работ
Все это в совокупности определяет систему мотивации.
Развитая временная перспектива, временная компетентность будущего профессионала.