Главная
Конференции
Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности
Методические рекомендации по использованию экологических задач на уроках биологи...

Методические рекомендации по использованию экологических задач на уроках биологии в 7–9 классах как средство развития познавательной активности обучающихся

Секция

Биологические науки

Ключевые слова

урок
биология
экология
экологическое мышление
экологическая задача
познавательная активность

Аннотация статьи

Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательной активности обучающихся, а также опыту использования экологических задач на уроках биологии в 7–9 классах.

Текст статьи

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования отражает социальный заказ на совершенствование процесса образования в современной школе, на повышение качества обучения школьников, поэтому перед учителем поставлены задачи развития обучающихся, активно и заинтересованно познающих мир, умеющих учиться и способных применять полученные знания на практике, формирования и развития у школьников экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [5].

Исходя из личного опыта работы, автором статьи был сделан вывод о необходимости использования экологических задач на уроках биологии в 7–9 классах как средство развития познавательной активности обучающихся.

В современной науке экологическая задача – это детальные требования к характеристикам окружающей среды, оцененные по возможности количественно, применимые по отношению к организации или ее части и вытекающие из целей охраны окружающей среды и которые необходимо рассматривать в комплексе и обеспечить их выполнение в процессе достижения этих целей [2].

С точки зрения Е. Н. Демьянкова, экологическая задача – это учебная комбинация, описывающая какое-то явление, формулировка которой содержит определённое противоречие и предполагает ряд учебных действий, приводящих к восстановлению связей, разрешению противоречий и решению задачи [4].

Для выявления роли, функции и места задач в системе методов обучения, развития познавательной активности обучающихся экологические задачи классифицируют по различным признакам. Выбор признаков зависит от целей классификаций (по основным группам, по способу действия, по содержанию и т. д.). Автор статьи опирается на классификацию экологических задач, предложенную Е. Н. Демьянковым: по основным группам; по способу действия; по характеру познавательной деятельности; по содержанию; по методическому назначению [3].

Решение экологических задач предусматривает глубокое знание основных законов экологии, основ природопользования, особенностей биологии и экологии отдельных видов растений и животных. Задачи представляют собой описание реальных экологических явлений, событий, ситуаций, их решение дает знания по экологии отдельных групп организмов [1].

Именно поэтому использование экологических задач обеспечивает развитие познавательной активности обучающихся на уроках биологии, экологического мышления.

В работе с использованием экологических задач можно выделить три этапа: подготовительный, начальный, основной, отличающиеся своими задачами и содержанием работы.

Подготовительный этап

На этом этапе каждый ученик в классе готовиться к решению экологических задач. Это реализуется через знакомство с типами экологических задач, способами их решения.

Начальный этап

Цель данного этапа - сформировать у обучающихся первоначальные умения решения экологических задач, познакомить с элементами исследовательской деятельности. На начальном этапе продолжается решение задач подготовительного этапа. Углубляется представление об экологических задачах.

Основной этап

Он связан с обучением детей в 7–9 классах. На данном этапе создаются условия для развития познавательной активности обучающихся: анализа и синтеза, классификации и обобщения, установления причинно-следственных связей; обучающиеся учатся приёмам работы с информацией разных видов.

Продолжается решение задач предыдущих этапов, усложняется деятельность, увеличивается сложность экологических задач, в переориентации процесса образования на постановку проблемы и ее решение самими обучающимися, в развёрнутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.

Чтобы решить поставленные задачи, автором статьи был создан банк экологических задач для применения данных задач на уроках разных типов, с учетом содержания образовательной программы: 7 класс – «Животные», 8 класс – «Человек и его здоровье», 9 класс – «Общая биология».

1 тип урока – открытие нового знания

На уроках данного типа происходит формирование у обучающихся умений реализации новых способов действий, расширение понятийной базы за счет включения в неё новых компонентов.

Автор статьи предлагает применение традиционных, теоретических, репродуктивных, абстрактных и обучающих экологических задач на уроках данного типа.

Обучающиеся в ходе работы над экологическими задачами на уроках открытия нового знания в 7 классе занимаются поиском необходимой информации, учатся анализу, проявляют беглость мышления; в 8 классе умеют отбирать нужную информацию, проявляют любознательность через ее использование, владеют анализом и синтезом; в 9-м – выявляют проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания.

2 тип урока – урок отработки умений и рефлексии

Главное на уроках данного типа – отработка умений, формирование у обучающихся способности к рефлексии контрольно-коррекционного типа, фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения.

Для реализации дифференцированного подхода автор статьи предлагает применение расчетных, практических, продуктивных, абстрактных и тренировочных экологических задач на уроках данного типа.

В процессе обучения школьников работе с экологическими задачами на уроках по отработке умений и рефлексии обнаруживается, что в 7 классе дети овладевают способами сравнения и систематизации информацию, в 8 классе – строят логическую цепь рассуждений, развивают оригинальность суждений, в 9 классе - не только самостоятельно составляют алгоритм биологической задачи, но и ориентируются в подходах решений (индивидуально, в группе), умеют осуществлять рефлексию способов и условий действия.

3 тип урока – уроки общеметодологической направленности

Целью уроков данного типа является формирование у обучающихся деятельностных способностей, способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов, отбором методов, связывающих изученные понятия в единую систему.

Автор статьи предлагает применение содержательных, расчетных, практических, экспериментальных, продуктивных, оценочных, абстрактных, конкретных и поисковых экологических задач на уроках данного типа.

Обучающиеся в ходе работы с экологическими задачами на уроках общеметодологической направленности в 7 классе проводят классификацию объектов по выделенным признакам, преобразовывают и интерпретируют информацию, а в 8 классе развивают умения выдвигать и разрабатывать гипотезы, корректируют алгоритм с учетом новых биологических знаний, в 9 классе не только выбирают оптимальные способы решения экологических задач, но и аргументируют варианты решений.

4 тип урока – уроки развивающего контроля

На уроках данного типа акцент делается на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение, фиксирование полученного результата и сравнение работы с эталоном. В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант, различают следующие формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, педагогический контроль.

Автор статьи предлагает применение содержательных, экспериментальных, продуктивных, оценочных, конкретных и творческих экологических задач на уроках данного типа.

Обучающиеся в ходе работы над экологическими задачами на уроках развивающего контроля в 7 классе оценивают и применяют информацию, устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, а в 8 классе выявляют проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания, делают выводы и берут ответственность за решения, в 9 классе не только занимаются исследовательской и проектной деятельностью, но и проводят контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Творческие экологические задачи требуют поиска принципиально нового решения проблемы, заложенной в условии. Они помогают реализовать и раскрыть творческие возможности, развивать познавательную активность обучающихся.

Таким образом, опыт использования экологических задач на уроках разных типов, а также на разных этапах уроков биологии в 7–9 классах повышает познавательную активность обучающихся.

Список литературы

  1. Модестов С.Ю. Сборник экологических задач по биологии, экологии, ОБЖ. Пособие для учителей, 2008 г. – 175 с.
  2. Научно-практический портал Экология Производства. Экологический словарь [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.ecoindustry.ru/dictionary.html?t=%DD%CA%CE%CB%CE%C3%C8%D7%C5%D1%CA%C0%DF%20%C7%C0%C4%C0%D7%C0.
  3. Сайт Знанио. Классификация экологических задач и методика их применения на уроках биологии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://znanio.ru/pub/1314.
  4. Смирнова Н.З. Познавательные экологические задачи по биологии и экологии: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2015 г. – 168 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011 г. – 48 с. (Стандарты второго поколения).

Поделиться

29

Манченко И. С. Методические рекомендации по использованию экологических задач на уроках биологии в 7–9 классах как средство развития познавательной активности обучающихся // Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. URL: https://apni.ru/article/10514-metodicheskie-rekomendacii-po-ispolzovaniyu-ekologicheskih-zadach-na-urokah-biologii-v-7-9-klassah-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnoj-aktivnosti-obuchayushihsya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря