В настоящее время продолжает оставаться актуальным изучение теоретических и практических аспектов развития памяти у младших школьников. Современная ситуация вокруг ребенка требует от психологии, как науки, более детального исследования памяти. Именно память, которая является одним из важных компонентов познавательного процесса младших школьников, необходима для успешного обучения. В процессе развития памяти совершенствуются и иные познавательные процессы.
Современные исследования помогают актуализировать знания и применять их в своей работе. Теоретические аспекты данной проблемы могут быть использованы в профессиональной деятельности психологов, развивающих память детей. При организации учебной деятельности информация будет полезна и учителям младших классов.
Проблемы развития памяти интересовали многих зарубежных и отечественных ученых-психологов. Разработано ряд концепций, гипотез, теорий памяти.
Проблема развития памяти была освещена в работах зарубежных исследователях А. Бине, П. Жане, Г. Эббингауз. Свой вклад в изучение детской памяти внесли и отечественные ученые: Л. С. Выготский, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, и другие авторы.
В современных исследованиях памяти детей младшего школьного возраста занимается широкий круг психологов: Костромина, 2000; Черемошкина, 2002; Истомина, 2006; Шадриков, 2013; Житникова, 2015.
В структуре познавательной деятельности младшего школьника основное место занимает память, т. к. данный возраст характеризуется интенсивным развитием умения к запоминанию и воспроизведению. На данном возрастном этапе основным видом деятельности становится обучение, которое предъявляет к памяти большие требования – ребенку приходится осваивать и запоминать большой объем информации.
В число наиболее важных вкладов в изучение процессов памяти учеников младших классов внес немецкий психолог-экспериментатор Г. Эббингаузен, используя структуру методов количественного изучения. Главным его достижением в учении о памяти детей начальных классов считается анализ произвольного и непроизвольного запоминания. Данный сравнительный анализ сформирован на основе методик Эббингаузена такими авторами, как П. И. Зинченко и А. А. Смирнов [4].
П. И. Зинченко утверждает, что память младшего школьника по большей части носит все ещё непроизвольный характер, хоть и менее слабо выраженный, как у дошкольников. Запоминание происходит чаще всего вне зависимости от воли ученика, а запоминаются именно те моменты, которые имеют яркую эмоциональную окраску. Ученики запомнят то, что вызвало их устойчивое внимание, что является для них актуальным и интересным [4]. Активно развивается в этом возрасте произвольность памяти-осознано, целенаправленно запоминать учебный материал.
Советский психолог А. А. Смирнов утверждает, что по сравнению с дошкольным возрастом память учеников начальных классов со времен претерпевает значительные изменения, в связи с вступлением в образовательный процесс. Взрослому человеку сложно вспомнить детали событий дошкольного возраста, однако наиболее яркие моменты из начальной школы вспоминаются лучше. Однако, младший школьник не запоминают информацию, которую требуют запомнить взрослые, что объясняется психологическими особенностями развития ребенка [5, с. 87-90].
Л. С. Выготский описывает изменения свойств памяти детей после перехода от игровой деятельности дошкольника к образовательной младшего школьника. Увеличиваются возможности памяти, активно развивается долгосрочная память [3].
В своих исследованиях А. Н. Леонтьев пришел к выводу, что у детей в этом возрасте более развита наглядно-образная память, предполагающая запоминание конкретные сведения, лица. В силу усложнения образовательного процесса развитие получает словесно-логическая память.
В период обучения младший школьник приобретает более осмысленную память.
По мнению Д. В. Эльконина, память младшего школьника в процессе обучения: увеличивается роль словесно-логического восприятия и влияния словесно-логического мышления на развитие памяти; ученик формирует в себе умение контролировать и использовать свою память в нужный момент.
Не менее важны и интересны современные исследования в области развития памяти младших школьников.
Д. П. Березина в своем исследовании изучала вид и тип памяти детей по различным параметрам. Для выявления преобладающего типа памяти применялась методика Р. С. Немова «Тип памяти». Смысловая память тестировалась методикой К. Бюлера «Смысловая память». В ходе исследования были получены результаты: у младших школьников преобладает комбинированная память; у детей развита логическая память; младшие школьники быстрее запоминают то, что им понятно; информация, воспринимаемая зрительными и одновременно слуховыми образами, запоминается на много легче; ученикам необходимо развивать слуховую и зрительную память. Автор предлагает различные методы развития памяти младших школьников. Тем учащимся, у кого зрительная память развита лучше слуховой, рекомендуется для лучшего запоминания информации, воспринимаемой на слух, связывать услышанное с мысленными зрительными образами, не просто заучивать определенный текст, а осмысливать его, искать объяснения для незнакомых слов и терминов. Особое внимание заслуживают, по мнению автора, такие методы как игра, которые вызывали интерес и способствовала развитию памяти [2, с. 39-41].
Н. П. Ансимова в своем исследовании «Развитие памяти младших школьников на уроках» провела эксперимент, целью которого было обеспечение более эффективного развития памяти младших школьников в ходе освоения учебного материала по основным предметам и, как следствие, повышение их успеваемости. Для диагностики уровня развития памяти использовались методики: для изучения уровня развития кратковременной памяти – методика А. Лурия «Оперативная память», оперативной памяти – методика Р. С. Немова «Оценка оперативной зрительной памяти», логической и механической памяти – методика «Запомни пару». До начала эксперимента ученики демонстрировали невысокий уровень развития памяти. В результате проведенного эксперимента показатели развития памяти у учеников экспериментального класса существенно улучшились, в то время как в контрольном классе изменений не наблюдалось. Успеваемость по всем предметам, как текущая, так и итоговая, в экспериментальном классе также стала выше. Исследование показало, что эффективность развития памяти современных младших школьников может быть повышена за счет особой организации учебной деятельности, а именно – включения в учебный процесс специальных упражнений на развитие памяти, повышающих мотивацию и успеваемость [1, с. 127-138].
Таким образом, анализ исследований позволяет сформировать следующие выводы. Память младшего школьника в ходе учебной деятельности имеет познавательную направленность. В процессе учебной деятельности увеличиваются возможности и объем памяти. Эффективность развития памяти может быть повышена за счет особой организации учебной деятельности.
Дальнейшие перспективы исследования. При проведении эмпирического исследования планируется использовать метод тестирования. Выбраны Методики исследования: для диагностики памяти: «10 предметов» Т. В. Марциновской, «Пиктограмма» А. Р. Лурия, «Смысловая память» К. Бюлера. Теоретическую основу предстоящего исследования определяет теоретические положения П.И. Зинченко, теоретические идеи: Д. П. Березиной, Н. П. Ансимовой.