С увеличением интенсивности темпов жизни в современном мире на человека влияет все большее количество внешних стрессовых факторов. Особенно актуальна тема в среде студентов, стресс оказывает на них негативное воздействие: снижает качество выполнения учебной деятельности студента, особенно в предэкзаменационный период. Человек неизбежно сталкивается с необходимостью разрешить сложные психологические проблемы в течение всей своей жизни. В большинстве случаев есть стремления к тому, чтобы справиться с трудностями наиболее эффективным образом. От того насколько эффективно человек справляется с задачами, зависит его успешность.
Понятие «стресс» принято трактовать как состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий(стрессоров); неспецифическая защитная физиологическая реакция организма. В психологическом словаре стресс описывается как «состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных условиях как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах» [5, с. 530].
В студенческие годы стресс, в основном связан с учебной деятельностью. Учебный стресс – состояние, характеризующееся чрезмерным напряжением тела, снижением эмоционального и интеллектуального потенциала, вызванное длительными неблагоприятными учебными ситуациями, что в конечном итоге приводит к психосоматическим заболеваниям и задержке личностного развития студента. Наиболее выраженной формой учебного стресса является экзаменационный стресс, представляющий собой особую форму психического стресса, которая нередко обуславливает экзаменационный невроз и является несомненным травматическим фактором, – акцентирует Е. В. Киселева [2, с. 417-419].
Для изучения поведения личности в любых ситуациях, оцениваемых человеком как трудные или угрожающие к концу ХХ в. начинает активно применяться понятие «копинг-стратегии» [1, с. 274-276]. Сама идея была предложена Х. Хартманом в 1950 г. при описании механизма образования психологических защит [3]. По одной из версий считается, что авторами понятия «копинг» являются Р. Лазарус и С. Фолкман, которые сделали акцент на осознанном характере стратегий совладания со стрессовыми нагрузками в отличие от психологических защит [4, с. 93-112].
Для выявления особенностей взаимосвязи уровня стресса и «копинг-стратегий» было проведено экспериментальное исследование.
Исследование проводилось на базе – «Березниковского техникума профессиональных технологий». Период проведения исследования с марта по апрель 2024 гг. в очном режиме. В результате общая численность исследуемых студентов составила 60 человек. Из них 30 человек по направлению подготовки «повар кондитер» и 30 человек «парикмахерское дело». Участие приняли студенты в возрасте 16–18 лет. Организация эмпирического исследование включало в себя три этапа. На первом этапе определялись базовые теоретические позиции по проблеме исследования, разрабатывался инструментарий, гипотеза исследования. На втором этапе были отобраны и апробированы методики, проведена эмпирическая часть исследования, направленная на выявление особенностей взаимосвязи уровня стресса и «копинг-стратегий». Сначала были выборки по уровню стресса, потом по специальностям «повар-кондитер» и «парикмахерское-дело». На третьем этапе оформлялись результаты опытно-экспериментального исследования, полученные данные обобщались и анализировались.
В исследовании использовались методики: «Тест на определение уровня стресса» Ю. В. Щербатых; «Тест на учебный стресс» Ю. В. Щербатых; «Опросник копинг-стратегий» Р. Лазаруса. Для обработки данных использовались методы математической статистки: Т-критерий Стьюдента для независимых выборок, корреляционный анализ по К. Пирсону, Кластерный анализ K-Mean Cluster.
На основании кластерного анализа было сформировано 3 группы: с низким, средним, высоким уровнем стресса. Для дальнейшего анализа были использованы 2 кластера – с низким и высоким уровнем стресса. В кластер 1 с высоким уровнем стресса вошло 20 испытуемых, в кластер с низким 18 испытуемых.
По результатам сравнительного анализа между студентами с высоким и уровнем стресса по показателю «копинг-стратегии», выявлены значимые различия по копинг-стратегии «бегство-избегание». Наиболее выражена данная стратегия у студентов с высоким уровнем стресса и выражена меньше с низким уровнем стресса. Так же выявлены различия по-конфронтационному копингу. И он выше у студентов с высоким уровнем стресса. Были выявлены значимые различия по копингу «дистанцирование». И он выше у студентов с высоким уровнем стресса. Так как эта стратегия предполагает стратегическое отстранение от проблемной ситуации или источника стресса, это не решает трудных ситуаций. Копинг-стратегия «самоконтроль» ниже у испытуемых с низким уровнем стресса. И выше с высоким уровнем. Таким образом, можно сделать вывод, что у испытуемых с высоким уровнем стресса в большей степени выражены неконструктивные копинг-стратегии: такие, как «бегство избегание», «конфронтационный», «самоконтроль» и др. по сравнению с испытуемыми с низким уровнем стресса.
После анализа взаимосвязи уровня стресса и «копинг-стратегий» у студентов с высоким уровнем выявилось большое количество связей с копинг стратегиями. Высокий уровень стресса связан с конфронтационным копингом, дистанцированием, самоконтролем. Наиболее сильная связь выявилась со стратегией «бегство-избегание». При исследовании взаимосвязей уровня стресса и копинг стратегий у студентов с низким уровнем стресса выявлено, что показатели не имеют значимых связей.
После сравнительного анализа уровня стресса у обучающихся по специальностям «повар-кондитер» и «парикмахерское-дело». Выявилось, что уровень стресса выше у тех, кто обучается по специальности повар-кондитер чем у студентов обучающихся по специальности «парикмахеры». Можно предположить, что на разные специальности поступают студенты с разным набором личных качеств.
Проанализировав показатели учебного стресса студентов видно, что они больше всего переживают стресс, связанный с большой учебной нагрузкой, строгими преподавателями, присутствует страх перед будущим и неумение правильно распорядиться ограниченными финансами. Меньше всего студенты переживают по поводу жизни вдали от родителей и проблем совместного проживания с другими студентами. Исходя из результатов анализа, можно прийти к выводу, что большинство студентов снимают учебный и экзаменационный стресс просмотром телевизора, интернета, сном, общением с друзьями, перерывом в учебе, прогулками на свежем воздухе. Просмотр телевизора и интернета, сон, общение с друзьями больше практикуют студенты с высоким уровнем стресса. Важно отметить, что такие приемы снятия стресса как: алкоголь, сигареты больше проявляются у испытуемых с высоким уровнем стресса. Вкусная еда, прогулки на свежем воздухе, физическая активность – в большей степени у студентов с низким уровнем стресса.
По результатам эмпирического исследования, можно сделать следующие выводы:
- У студентов с высоким уровнем стресса преобладает неконструктивные копинг-стратегии.
- Существует специфика взаимосвязей у показателя «копинг-стратегии» с высоким и низким уровнем стресса у студентов.
- У студентов, обучающихся на разных специальностях, есть различия по уровню стресса.