Главная
АИ #46 (228)
Статьи журнала АИ #46 (228)
Использование искусственного интеллекта в образовании: перспективы и этические д...

Использование искусственного интеллекта в образовании: перспективы и этические дилеммы

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

образование
искусственный интеллект
образовательная среда
профессорско-преподавательский состав
автоматизация
этическая дилемма

Аннотация статьи

В статье рассматриваются перспективы интеграции такой технологии, как искусственный интеллект, в образовательную среду. Особое внимание автором уделяется этическим дилеммам, связанных с защитой персональных данных, предоставлением равноправного доступа к новым технологиям. В итоге делается вывод о том, что разумное внедрение искусственного интеллекта в учебную деятельность обучающегося действительно может привести к положительным результатам в плане повышения качества усвоения получаемого материала.

Текст статьи

Введение

Серьезное влияние на трансформацию различных сфер деятельности человека оказывает искусственный интеллект, который с каждым годом все более стремительно интегрируется в образовательный процесс, тем самым кардинально «трансформируя и повышая в значительной степени общую эффективность учебной деятельности обучающихся» [1, с. 86]. Это и полная автоматизация рутинных задач для профессорско-преподавательского состава, и персонализированное обучение для учеников, получение доступа к образовательной базе для обучения малообеспеченных групп населения или тех, кто живет в удаленных районах страны. Однако, несмотря на положительные стороны использования искусственного интеллекта в сфере образования, остается нерешенным и глубоко не исследованным вопрос тесного сопряжения корреляции искусственного интеллекта и учебной деятельности с этическими дилеммами. Актуальными моментами становится такие аспекты, как потенциальное воздействие искусственного интеллекта в сфере образования на развитие критического мышления и творческих способностей обучающегося, ответственность за возможные риски от частого применения искусственного интеллекта при решении поставленных задач в ходе образовательного процесса, «неравенство доступа к технологиям и возможностью применения искусственного интеллекта, приватность данных обучающихся» [2, с. 99]. Именно поэтому данная работа рассматривает, как возможный потенциал, так и имеющиеся риски при использовании искусственного интеллекта в образовании.

Объекты и методы исследования

В работе проводится анализ эффекта от интеграции искусственного интеллекта в образовательную деятельность. Методология исследования подразумевает систематический обзор научных работ, анализ опыта результативного и неуспешного воздействия искусственного интеллекта в сфере образования.

Перспективным направлением использования искусственного интеллекта в образовательной среде являются «системы адаптивного обучения, использующие в своей работе алгоритмы машинного обучения для проведения анализа индивидуальных особенностей обучающегося, их способности усвоить учебный материал и личные предпочтения личности» [3, с. 90]. На основе такого анализа система оптимально сформировывает темп обучающегося и содержание обучения, устанавливая при этом «персонализированный подход к каждому человеку» [4, с. 88]. В одном из пилотных проектов по введению в действие системы адаптивного обучения в средних классах выявилось, что средний балл ученика по техническому предмету увеличился на 15% за один учебный год, в то время как общее количество обучающихся с неудовлетворительными оценками снизилось на 20%. Такие показатели были достигнуты за счет динамической адаптации образовательных материалов и оптимально подобранного темпа учебной деятельности по отношению к индивидуальным особенностям каждого обучающегося.

Особое применение искусственный интеллект находит применение при разработке интеллектуальных систем оценки знаний, позволяющих в полной мере провести «процесс автоматизации проверки входных тестовых заданий, контрольных, курсовых работ, освобождая при этом профессорско-преподавательский состав от рутинной деятельности» [5, с. 302].

Организовать постоянную поддержку обучающемуся во время образовательного процесса позволяют такие «инструменты, как чат-боты и виртуальные ассистенты» [6, с. 18]. Это в большей степени актуально при проведении дистанционного обучения, так как чат-боты помогают эффективно и своевременно предоставлять обучающимся необходимую и актуальную информацию о текущем расписании занятий, давать доступ к учебным материалам. Недостатком такой технологии является существенная ограниченность в имеющемся функционале и невозможность обработки вопросов с высокой степени сложности.

Прогнозировать успеваемость обучающихся и «оптимально выявлять риски отставания от основной программы обучения позволяет анализ больших данных» [7, с. 110; 8, с.40]. Он позволяет учитывать этнические особенности, обеспечить защиту приватности, а также конфиденциальности данных обучающегося.

Результаты и их обсуждение

Проведенный анализ показал, что искусственный интеллект позволяет в существенной степени повысить эффективность учебной деятельности обучающегося. Автоматизация в плане проверки знаний учащихся помогает облегчить преподавательский труд от повседневной работы, чтобы преподаватель смог во многом переключиться на «более важные задачи, например взаимодействие обучающихся и разработка, и оптимизация новых учебных материалов» [9, с. 42].

Несмотря на положительные стороны наличие искусственного интеллекта в сфере образования, чрезмерное применение такой технологии может нести за собой серьезные этичные проблемы, например, сбор и хранение персональных данных обучающихся должны в строгой мере соблюдаться требованиям законодательства об их защите, а также безопасности; возникновение риска усиления социального неравенства вследствие ограниченного и неравномерного доступа к технологии, из-за чего будут возникать волнения среди учащихся, которые имеют недостаточный уровень доступа к искусственному интеллекту. В добавок к этому, чрезмерное пользование такой новейшей технологии в образовании среди обучающихся способно во многом «снизить возможность мыслить критически и творчески подходить к решению поставленных задач» [10, с. 60; 11, с. 659].

Заключение

Наличие искусственного интеллекта в образовательной среде позволяет существенно трансформировать учебную деятельность обучающихся, поскольку на сегодняшний день является действенным и оптимальным инструментом в плане улучшения показателей в учебе обучающихся, однако его интеграция в эту сферу должна проходить с особой осторожностью, а также с учетом этических соображений. Необходимо внедрение специальных регулирующих норм, способных обеспечить в должной степени защиту персональных данных, равноправный доступ к новейшим технологиям и развитие уровня критического мышления у обучающихся в ходе учебной деятельности. Дальнейшие исследования будут направлены на разработку этичных методов использования искусственного интеллекта в сфере образования для максимизации положительных аспектов от использования такой технологии и существенной минимизации потенциальных рисков от ее применения. Только при вышеперечисленных условиях возможно грамотное и полноценное, а также безопасное внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс.

Список литературы

  1. Асеева И.А. Этические аспекты цифрового благополучия общества. (Аналитический обзор) / И.А. Асеева // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 8, Науковедение: Реферативный журнал. – 2021. – № 4. – С. 85-99.
  2. Валеева А.Ф. Особенности управления инновационным развитием образовательной системы в условиях становления информационного общества / А.Ф. Валеева, Ф.Г. Мухаметзянова, Л.П. Кузьмина // ВЭПС. – 2019. – № 2. – С. 97-102.
  3. Вислова А.Д. Современные тенденции развития искусственного интеллекта / А.Д. Вислова // Известия КБНЦ РАН. – 2020. – № 2 (94). – С. 14-30.
  4. Грязнов С.А. Цифровая революция в образовании / С.А. Грязнов // Вестник Самарского юридического института. – 2020. – № 5 (41). – С. 87-92.
  5. Исламов Р.С. Искусственный интеллект в информационно-коммуникационных технологиях и его влияние на обучение иностранному языку в высшей школе / Р.С. Исламов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2020. – № 12. – С. 300-305.
  6. Капустин А.Г. Развитие физических качеств средствами и игровой деятельности / А.Г. Капустин // Физическая культура в школе. – 2016. – № 1. – С. 15-19.
  7. Коровникова Н.А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы / Н.А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. – 2021. – № 2 (4). – С. 98-113.
  8. Корчагин С.А. Анализ тенденций применения технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере / С.А. Корчагин // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. – 2021. – № 1. – С. 37-42.
  9. Кундозерова Л.И. Компетентностная модель профессиональной подготовки обучающихся / Л.И. Кундозерова // Теория и практика социогуманитарных наук. – 2019. – № 4(8). – С. 38-52.
  10. Кундозерова Л.И. Образование в интересах устойчивого развития личности и общества / Л.И. Кундозерова // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. – 2018. – № 4(4). – С. 51-64.
  11. Логвиненко В.П. Значение научного знания в развитии цифрового общества / В.П. Логвиненко // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. – 2020. – № 3-1. – С. 656-660.

Поделиться

68

Савгильдина И. С. Использование искусственного интеллекта в образовании: перспективы и этические дилеммы // Актуальные исследования. 2024. №46 (228). URL: https://apni.ru/article/10526-ispolzovanie-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovanii-perspektivy-i-eticheskie-dilemmy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря