Введение
Серьезное влияние на трансформацию различных сфер деятельности человека оказывает искусственный интеллект, который с каждым годом все более стремительно интегрируется в образовательный процесс, тем самым кардинально «трансформируя и повышая в значительной степени общую эффективность учебной деятельности обучающихся» [1, с. 86]. Это и полная автоматизация рутинных задач для профессорско-преподавательского состава, и персонализированное обучение для учеников, получение доступа к образовательной базе для обучения малообеспеченных групп населения или тех, кто живет в удаленных районах страны. Однако, несмотря на положительные стороны использования искусственного интеллекта в сфере образования, остается нерешенным и глубоко не исследованным вопрос тесного сопряжения корреляции искусственного интеллекта и учебной деятельности с этическими дилеммами. Актуальными моментами становится такие аспекты, как потенциальное воздействие искусственного интеллекта в сфере образования на развитие критического мышления и творческих способностей обучающегося, ответственность за возможные риски от частого применения искусственного интеллекта при решении поставленных задач в ходе образовательного процесса, «неравенство доступа к технологиям и возможностью применения искусственного интеллекта, приватность данных обучающихся» [2, с. 99]. Именно поэтому данная работа рассматривает, как возможный потенциал, так и имеющиеся риски при использовании искусственного интеллекта в образовании.
Объекты и методы исследования
В работе проводится анализ эффекта от интеграции искусственного интеллекта в образовательную деятельность. Методология исследования подразумевает систематический обзор научных работ, анализ опыта результативного и неуспешного воздействия искусственного интеллекта в сфере образования.
Перспективным направлением использования искусственного интеллекта в образовательной среде являются «системы адаптивного обучения, использующие в своей работе алгоритмы машинного обучения для проведения анализа индивидуальных особенностей обучающегося, их способности усвоить учебный материал и личные предпочтения личности» [3, с. 90]. На основе такого анализа система оптимально сформировывает темп обучающегося и содержание обучения, устанавливая при этом «персонализированный подход к каждому человеку» [4, с. 88]. В одном из пилотных проектов по введению в действие системы адаптивного обучения в средних классах выявилось, что средний балл ученика по техническому предмету увеличился на 15% за один учебный год, в то время как общее количество обучающихся с неудовлетворительными оценками снизилось на 20%. Такие показатели были достигнуты за счет динамической адаптации образовательных материалов и оптимально подобранного темпа учебной деятельности по отношению к индивидуальным особенностям каждого обучающегося.
Особое применение искусственный интеллект находит применение при разработке интеллектуальных систем оценки знаний, позволяющих в полной мере провести «процесс автоматизации проверки входных тестовых заданий, контрольных, курсовых работ, освобождая при этом профессорско-преподавательский состав от рутинной деятельности» [5, с. 302].
Организовать постоянную поддержку обучающемуся во время образовательного процесса позволяют такие «инструменты, как чат-боты и виртуальные ассистенты» [6, с. 18]. Это в большей степени актуально при проведении дистанционного обучения, так как чат-боты помогают эффективно и своевременно предоставлять обучающимся необходимую и актуальную информацию о текущем расписании занятий, давать доступ к учебным материалам. Недостатком такой технологии является существенная ограниченность в имеющемся функционале и невозможность обработки вопросов с высокой степени сложности.
Прогнозировать успеваемость обучающихся и «оптимально выявлять риски отставания от основной программы обучения позволяет анализ больших данных» [7, с. 110; 8, с.40]. Он позволяет учитывать этнические особенности, обеспечить защиту приватности, а также конфиденциальности данных обучающегося.
Результаты и их обсуждение
Проведенный анализ показал, что искусственный интеллект позволяет в существенной степени повысить эффективность учебной деятельности обучающегося. Автоматизация в плане проверки знаний учащихся помогает облегчить преподавательский труд от повседневной работы, чтобы преподаватель смог во многом переключиться на «более важные задачи, например взаимодействие обучающихся и разработка, и оптимизация новых учебных материалов» [9, с. 42].
Несмотря на положительные стороны наличие искусственного интеллекта в сфере образования, чрезмерное применение такой технологии может нести за собой серьезные этичные проблемы, например, сбор и хранение персональных данных обучающихся должны в строгой мере соблюдаться требованиям законодательства об их защите, а также безопасности; возникновение риска усиления социального неравенства вследствие ограниченного и неравномерного доступа к технологии, из-за чего будут возникать волнения среди учащихся, которые имеют недостаточный уровень доступа к искусственному интеллекту. В добавок к этому, чрезмерное пользование такой новейшей технологии в образовании среди обучающихся способно во многом «снизить возможность мыслить критически и творчески подходить к решению поставленных задач» [10, с. 60; 11, с. 659].
Заключение
Наличие искусственного интеллекта в образовательной среде позволяет существенно трансформировать учебную деятельность обучающихся, поскольку на сегодняшний день является действенным и оптимальным инструментом в плане улучшения показателей в учебе обучающихся, однако его интеграция в эту сферу должна проходить с особой осторожностью, а также с учетом этических соображений. Необходимо внедрение специальных регулирующих норм, способных обеспечить в должной степени защиту персональных данных, равноправный доступ к новейшим технологиям и развитие уровня критического мышления у обучающихся в ходе учебной деятельности. Дальнейшие исследования будут направлены на разработку этичных методов использования искусственного интеллекта в сфере образования для максимизации положительных аспектов от использования такой технологии и существенной минимизации потенциальных рисков от ее применения. Только при вышеперечисленных условиях возможно грамотное и полноценное, а также безопасное внедрение искусственного интеллекта в образовательный процесс.