Главная
АИ #46 (228)
Статьи журнала АИ #46 (228)
Реализация образовательных программ в рамках проекта Университет «третьего возра...

Реализация образовательных программ в рамках проекта Университет «третьего возраста» в Белгородской области

Научный руководитель

Рубрика

Социология

Ключевые слова

компьютерная грамотность
цифровая грамотность
цифровизация

Аннотация статьи

В статье изложены аргументы внедрения программы компьютерной грамотности пожилых людей в рамках проекта «Университет третьего возраста». На основании результатов проведенного исследования выявлена потребность пожилых граждан в получении знаний и навыков работы с гаджетами и разработан курс «Цифровая грамотность «серебряного поколения».

Текст статьи

Введение

В условиях повсеместной цифровизации людям всех возрастов крайне важно обладать базовыми навыками работы с компьютером. Однако пожилым людям часто не хватает этих навыков, что может затруднить им поддержание связи с семьей и друзьями, доступ к медицинским услугам и выполнение повседневных задач. В качестве решения вышеуказанных проблем нам представляется организация обучения пожилых людей на базе образовательных организаций высшего образования.

Объекты и методы исследования.

Результаты проведенного анкетирования среди представителей старшего поколения подтверждают общую тенденцию к тому, что пожилые люди Белгородской области проявляют желание и интерес к обучению компьютерной 88% респондентов испытывают сложности при выходе в Интернет, а 37% просто не имеют возможности использования глобальной сети, (81% опрошенных хотят научиться использовать возможности интернета для получения государственных услуг, 12% респондентов проявили интерес к онлайн общению и покупкам). Однако, со стороны организаторов обучения большее внимание концентрируется на реализацию программ по вопросам здравоохранения, обеспечения безопасности и организации культурно-досуговой деятельности. Недостаточное внимание к наиболее актуальным обучающим программам по компьютерной грамотности со стороны организаторов обуславливается отсутствием высококвалифицированных педагогических работников в системе социальной защиты населения, обладающими необходимыми навыками и знаниями в настоящих предметных областях.

Практика обучения пожилых людей на базе образовательных организаций высшего образования является самой эффективной и позволяет обеспечить более высокий уровень образования представителей старшего поколения. В первую очередь это обуславливается тем, что вузы имеют необходимое нормативное и учебно-методическое обеспечение, обладают мощным инструментарием, материально-технической базой и профессорско-преподавательским составом, необходимыми для осуществления образовательного процесса. Кроме того, вузы также смогут осуществлять подготовку профессиональных кадров для обучения пожилых людей, привлекать студентов, аспирантов к этому процессу. Также реализация проекта «Университет третьего возраста» на базе организаций высшего образования поможет сделать существенный и эффективный шаг к получению формального образования пожилыми людьми.

В силу специфики внедрения новаций в существующую государственную систему управления в Российской Федерации реализация вышеуказанных предложений по обучению пожилых людей на базе образовательных организаций высшего образования может осуществляться путем конкурсной проектной деятельности.

Экспериментальная часть

С целью внедрения настоящих предложений был разработан проект «Повышение компьютерной грамотности пожилых людей Белгородской области», который может стать отправной точкой по внедрению образования старшего поколения в образовательные организации высшего профессионального образования, например, в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».

Проект «Повышение компьютерной грамотности пожилых людей Белгородской области» имеет целью ‑ повышение компьютерной грамотности пожилых людей путем предоставления ресурсов и организации процесса обучения, которые помогут им более эффективно использовать цифровые технологии.

Реализация проекта включает следующие этапы:

  1. Оценка потребностей. В первую очередь, должна быть проведена оценка потребностей для выявления конкретных навыков работы с компьютером, которых не хватает пожилым людям. Эта оценка будет включать опрос выборки пожилых граждан с целью определения их текущего уровня компьютерной грамотности, а также их потребностей и предпочтений в компьютерном обучении.
  2. Разработка обучающей программы. На основе оценки потребностей разрабатывается программа компьютерного обучения, адаптированная к потребностям и предпочтениям пожилого населения. Обучающая программа будет включать базовые компьютерные навыки, такие как использование мыши и клавиатуры, работа в сети «Интернет», использование электронной почты и социальных сетей и др.
  3. Учебные занятия. Компьютерные тренинги могут проводиться не только в университетских аудиториях, но и в общественных центрах, библиотеках и центрах для пожилых людей. Необходимо обеспечить качественный подбор тренеров и педагогов, имеющих опыт работы с пожилыми людьми и способные оказать индивидуальную помощь по мере необходимости.
  4. Ресурсы. В дополнение к учебным занятиям необходимо предоставление таких ресурсов, как методические рекомендации, инструкции, учебные пособия и онлайн-ресурсы, которые пожилые граждане смогут использовать для продолжения обучения и практики своих компьютерных навыков.
  5. Эффективность проекта измеряется при помощи сравнительного анализа оценок до и после обучения для обоснования эффективности реализуемого обучения, а также изучения отзывов участников и опросов для оценки удовлетворенности и мотивации в дальнейшем обучении.
  6. Ожидаемые результаты. Предполагается, что пожилые граждане, участвующие в тренингах, повысят свою компьютерную грамотность и будут лучше подготовлены к тому, чтобы оставаться на связи со своими близкими, получать доступ к онлайн-сервисам и выполнять повседневные задачи.
  7. Бюджет данного проекта будет зависеть от количества участников и мест проведения тренингов. Он будет включать расходы на инструкторов, учебные материалы, ресурсы и оценку.
  8. Сроки. Проект может быть завершен от шести месяцев до нескольких, в зависимости от потребностей пожилых граждан. При этом количество набора курсов слушателей не ограничено.

Повышение компьютерной грамотности пожилых людей является важным шагом в продвижении цифровой интеграции и снижении социальной изоляции среди этого населения [1].

В рамках данного проекта мы разработали примерную программу курса по повышению компьютерной грамотности у пожилых людей.

Учебный курс «Цифровая грамотность «серебряного поколения» может быть проведен очно или онлайн, в зависимости от предпочтений и потребностей участников. Учебные занятия должны проводиться в небольшой группе, чтобы обеспечить индивидуальное обучение и поддержку.

Выводы

Курс «Цифровая грамотность серебряного поколения» может стать эффективным инструментом в процессе адаптации пожилых людей в современном цифровом обществе, а также позволит облегчить функционирование социальных служб в процессе взаимодействия со старшим поколением. Эффективность данного курса обуславливается следующими тенденциями: возрастание социальных связей, одним из преимуществ компьютерной грамотности является возможность общаться с другими людьми в режиме онлайн, это может быть особенно важно для пожилых людей, которые могут быть изолированы или иметь ограниченные социальные связи; курс может научить участников, как использовать платформы социальных сетей, электронную почту и другие онлайн-инструменты для общения с членами семьи, друзьями и другими людьми со схожими интересами; расширение доступа к услугам; многие услуги, такие как здравоохранение, финансовая помощь и транспорт, сегодня в большинстве случаев доступны онлайн, обучая пожилых людей использованию онлайн-инструментов для доступа к этим услугам, социальные работники могут помочь им легче и эффективнее удовлетворять свои потребности; облегчение взаимодействия с социальными работниками; курс может позволить научить пожилых людей взаимодействовать с социальными работниками с помощью электронной почты, видеоконференцсвязи и других онлайн-инструментов, поможет уменьшить барьеры для общения, такие как проблемы с мобильностью или ограниченный транспорт, и облегчить социальным работникам поддержание связи со своими клиентами; поддержка обучения на протяжении всей жизни; курс позволит обеспечить возможность пожилым людям получать доступ к онлайн-образовательным ресурсам, таким как онлайн-курсы или учебные пособия, что может способствовать развитию принципа непрерывного образования среди представителей старшего поколения; кроме того, курс может способствовать развитию интереса к жизни и личностному росту, что важно для поддержания психического и эмоционального благополучия старшего поколения, повышения уровня независимости; по результатам прохождения курса, пожилые людей получат навыки самостоятельного использования онлайн-инструментов для выполнения таких задач, как онлайн-покупки, оплата счетов и онлайн-банкинг.

Список литературы

  1. Баймуратова Л.Р. Цифровая грамотность для экономики будущего / Л.Р. Баймуратова, О.А. Долгова, Г.Р. Имаева, В.И. Гриценко, К.В. Смирнов, Т.А. Аймалетдинов. – М.: Издательство НАФИ, 2018. – 86 с.

Поделиться

136

Новоченко Т. А. Реализация образовательных программ в рамках проекта Университет «третьего возраста» в Белгородской области // Актуальные исследования. 2024. №46 (228). Ч.I.С. 81-83. URL: https://apni.ru/article/10532-realizaciya-obrazovatelnyh-programm-v-ramkah-proekta-universitet-tretego-vozrasta-v-belgorodskoj-oblasti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января