Главная
АИ #46 (228)
Статьи журнала АИ #46 (228)
Экологическое предпринимательство как тенденция развития современных компаний

Экологическое предпринимательство как тенденция развития современных компаний

Рубрика

Экология, природопользование

Ключевые слова

экологическое предпринимательство
технологическое предпринимательство
экологические российские бренды и стартапы

Аннотация статьи

В статье рассматриваются аспекты и актуальность возникновения экологического предпринимательства как отдельного понятия, так и тенденции развития компании. Рассмотрены примеры российских компаний и стартапов, развивающихся в данном направлении.

Текст статьи

В современном мире для удержания лидирующих позиций на рынке многие компании акцентируют своё внимание на технологическом предпринимательстве. Данная форма предпринимательства от других форм отличается тем, что создание новых продуктов или услуг в этом случае напрямую связано с использованием новейших научных знаний и (или) технологий, правами на которые обладает компания-разработчик.

Из-за специфики производимых продуктов и услуг – высокоспециализированных знаний в различной форме, – а также используемых наукоемкими фирмами ресурсов – интеллектуального капитала – «производственные процессы» в них серьезно отличаются от процессов производства материальных продуктов и строятся по принципам стартапа.

В настоящее время технологическое предпринимательство охватывает любые сферы экономической деятельности. Но в каждом секторе проявляется по-своему.

Экологический сектор – это отрасль экономики, которая продуцирует блага, направленные на охрану окружающей среды, то есть предотвращение, сокращение и устранение последствий загрязнения воздуха, воды, почвы, шумового и вибрационного воздействия, защиту биоразнообразия и целостности ландшафтов [1, с. 1096-1100]. Также экологический сектор включает в себя различные сегменты, такие как энерго- и материало-сберегающие технологии и товары, менеджмент загрязнений и ресурсный менеджмент, включающий в себя сокращение потребления ресурсов, восстановление их запасов, администрирование ресурсов.

Экологизация экономики становится одной из приоритетных целей для развитых стран современного мира. Организации все чаще в качестве основного направления указывают строительство «зеленой экономики», то есть достижение такого уровня экологизации, при котором экономический рост не оказывает ярко выраженное негативное воздействие на окружающую среду, не подрывая тем самым основу благосостояния будущих поколений.

Таким образом, совокупность обстоятельств приводит к возникновению экологического предпринимательства. Современное российское законодательство в настоящее время не дает ни точного понятия «экологического предпринимательства», ни критериев отнесения хозяйствующего субъекта к субъекту экологического предпринимательства. Однако в качестве ориентира можно упомянуть Модельный закон «Об основах экологического предпринимательства», принятый на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 15-6 от 13 июня 2000 года). В ст. 1 говорится, что экологическое предпринимательство – это «производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая деятельность по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг, имеющая целевым назначением обеспечение сохранения и восстановления окружающей среды и охрану природных ресурсов» [2, с. 277-282].

То есть для решения экологических задач, которые стоят перед организациями, компании зачастую направляют свою деятельность в технологическое предпринимательство, основанное на новейших знаниях или технологиях, но в силу специфики проблем, данная деятельность перетекает в экологическое предпринимательство и становится приоритетом развития компании.

Одним из примеров российских компаний, занимающихся экологическим предпринимательством, является ООО «Geovita» - поставщик биоразлагаемой одноразовой посуды [3]. Предприятие использует в своём производстве инновационные технологии, снижающие нагрузку на экосистемы за счёт уменьшения отходов пластика. Одноразовая посуда и упаковка для еды делается из сахарного тростника, бумаги, кукурузного крахмала, пальмового листа и пшеничной соломы. Из-за составляющих компонентов посуда производителя является экологически чистой и безопасной как для человека, так и для природы – утилизация данной тары путём захоронения приводит к получению компоста, который может быть использован в качестве удобрений или корма для животных, без примесей микропластика.

Примером же компании, которая продолжает развиваться через экологическое предпринимательство, хотя изначально данного тренда не придерживалась, является ООО «Сплат-Косметика» (SPLATGlobal) [4]. Организация известна, прежде всего, как производитель зубных паст, зубных щёток, ополаскивателей для полости рта, зубных нитей, детских паст и очищающих пенок для полости, других продуктов для ухода за полостью рта. Но также компания специализируется на производстве средств для здоровья и ухода за телом. Главным направлением экологического развития является разработка средств ухода за полостью рта без содержания агрессивной химии. Остальная продукция производится с учётом международных стандартов экологичности и биоразлагаемости.

Крайним примером проявления экологического предпринимательства будет являться больше социальный проект, нежели коммерческая организация. Сервис SVALKA занимается вывозом ненужных вещей: старой мебели и техники, одежды, книг, посуды, игрушек. Вещи восстанавливают и продают, а также направляют нуждающимся и людям, оказавшимся в сложной ситуации, часть идет на переработку и впоследствии появляется в виде новых товаров. Большая часть вырученных средств идёт на благотворительность [5].

Таким образом, технологическое предпринимательство, являясь основой развития компании и зачастую трансформируясь в экологическое предпринимательство, становится дальнейшим вектором развития организации не только из-за современных трендов, но и осознанной политики бренда. В России на данный момент существует множество компаний, которые занимаются экологическим предпринимательством, предлагая продукты и услуги, ориентированные на охрану окружающей среды и устойчивое развитие.

Список литературы

  1. Вержицкий Д.Г. Экологический сектор экономики и его роль в процессах экологизации // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-6. С. 1096-1100.
  2. Петров М.И. Экологическое предпринимательство: правовой аспект // I Междисциплинарный Форум с международным участием «Человек. Знак. Техника». 2020. С. 277-282.
  3. URL: GeoVita – производство эко-упаковки для Horeca (дата обращения: 04.11.2024).
  4. URL: SPLAT – создаем мир заботы и здоровья | Официальный сайт SPLAT (дата обращения: 05.11.2024).
  5. URL: SVALKA – сервис по вывозу ненужных вещей (дата обращения: 05.11.2024).
  6. Модельный закон «Об основах экологического предпринимательства» Принят на пятнадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 15-6 от 13 июня 2000 года) [Электронный ресурс]. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=3007617 1#pos=0;195 (дата обращения: 03.11.2024).

Поделиться

211

Симбирева И. Д., Шматова В. М. Экологическое предпринимательство как тенденция развития современных компаний // Актуальные исследования. 2024. №46 (228). Ч.I.С. 59-61. URL: https://apni.ru/article/10539-ekologicheskoe-predprinimatelstvo-kak-tendenciya-razvitiya-sovremennyh-kompanij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января