Главная
АИ #46 (228)
Статьи журнала АИ #46 (228)
Применение гибридного привода на самоходных машинах

Применение гибридного привода на самоходных машинах

Рубрика

Технические науки

Ключевые слова

привод
самоходные машины
гибридный привод
комбинированный двигатель

Аннотация статьи

В работе рассматриваются варианты применения гибридных приводов на самоходных машинах. Приведена классификация самоходных машин. Представлены варианты построения комбинирования двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя с целью организации гибридного привода. С его помощью можно добиться уменьшения выбросов в атмосферу и повысить эксплуатационные свойства машины.

Текст статьи

В настоящее время в России область самоходных машин описывается такими установками, как тракторы, коммунальные машины, машины сельскохозяйственного назначения, дорожно-строительные машины, а также иные транспортные средства, в которых имеется двигатель внутреннего сгорания с объемом не более 50 см3, либо установлен электрический двигатель, мощность которого не превышает 4 кВт [1]. Примеры категорий самоходных машин представлены на рисунке 1.

Одной из проблем эксплуатации указанных категорий самоходных машин является использование двигателя внутреннего сгорания, который представляет из себя вредный экологический объект. По причине повышения требований к экологии мировые производители ДВС расходуют сотни миллионов долларов (на исследования НИОКР, внедрение новых технологий, более современное оборудование…) для того, чтобы достичь норм экологичности, токсичности, соответствующих мировым стандартам [2, с. 76-81].

Одним из экономически оправданных вариантов уложиться в указанные нормы экологии по выбросам является вариант использования гибридного привода, который содержал бы в себе ДВС и электродвигатель (ЭД).

image.png

Рис. 1. Категории самоходных машин

В работе [3] предлагается вариант комбинированной энергосиловой установки (КЭСУ), схема которой представлена на рисунке 2. Основными принципами работы предложенной схемы является установка ДВС и электродвигателя на одном валу и жёстко скреплённых между собой. С целью исключения замкнутых силовых контуров между ДВС и ЭД между ними должен быть включен компенсирующий кинематический элемент.

image.png

Рис. 2. Схема комбинированной энергосиловой установки

Общим приоритетом при построении управления синхронной работой ДВС, ЭД и трансмиссии является предпочтение использования момента ЭД. ДВС должен использоваться только для энергетической подпитки ЭД и аккумулятора. Такая стратегия соответствует главной цели применения КЭСУ – снижению вредных выбросов в атмосферу [3].

Рассмотренные варианты использования гибридного привода, который ещё называют технологией будущего [4, с. 21-24; 5], позволяют упросить процесс управления транспортным средством. Но среди достоинств, которое выражается не только в улучшении экологической обстановки, но и в понижении расходного топлива, имеются и недостатки, которые представлены на рисунке 3.

В работе [6, с. 15-18] также предлагается вариант построения гибридного привода для самоходной машины, который содержит в своём составе электронный блок управления, позволяющий осуществлять контроль транспортного средства за счёт применения датчиков.

Все из представленных вариантов построения гибридных приводов самоходных машин [3; 4, с. 21-24; 5; 6, с. 15-18] позволяют реализовать движение на электрической тяге при автоматическом запуске ДВС и добавление энергии ЭД за счёт включенного в систему аккумулятора, который заряжается автоматически. При этом реализовано рекуперативное и экстренное торможение, также за счёт добавления элементов электроники может быть достигнут вариант наиболее эффективного использования транспортного средства.

image.png

Рис. 3. Преимущества и недостатки гибридных приводов самоходных машин

Таким образом, реализация гибридного привода на самоходных машинах за счёт комбинирования двигателя внутреннего сгорания и электродвигателя позволяет не только улучшить экологическую обстановку при работе транспортного средства, но и также добиться повышения эффективности управления и его эксплуатационных характеристик.

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ № 297 «О самоходных машинах и других видах техники» от 16 июня 2021 года.
  2. Мокроусова М.Л. Экологические нормативы (стандарты) к двигателям внутреннего сгорания (ДВС) грузовых автомобилей // Территория Нефтегаз, № 4, 2006, С. 76-81.
  3. Баранчик В.П., Васильев В.А., Закиров М.Ф., Субботина А. С. Применение гибридного привода на самоходных машинах // Вестник ХНАДУ. 2007. № 38. с.
  4. Карпаченко К.А. Гибридный привод: преимущества и недостатки технологии // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2020. Т. 27. № 2 (16). С. 21-24.
  5. Селифонов В.В., Карпухин К.Е., Филонов А.И., Баулина Е.Е., Авруцкий Е.В. Гибридные автомобили – решение экологической проблемы автомобильного транспорта // Известия МГТУ. 2007. № 2 (4).
  6. Карелина М.Ю., Филатов В.В. Комбинированный привод гибридного транспортного средства // Грузовик. 2019. № 5. С. 15-18.

Поделиться

110

Федоров Р. Ю., Мамедов Н. А. Применение гибридного привода на самоходных машинах // Актуальные исследования. 2024. №46 (228). Ч.I.С. 29-31. URL: https://apni.ru/article/10540-primenenie-gibridnogo-privoda-na-samohodnyh-mashinah

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января