Главная
АИ #47 (229)
Статьи журнала АИ #47 (229)
Трансформация деятельности начальных учебных заведений после 1917 г.

Трансформация деятельности начальных учебных заведений после 1917 г.

Научный руководитель

Рыжев Алексей Николаевич

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

начальные учебные заведения
революция
изменения
деятельность
марксизм
антропологический подход

Аннотация статьи

В статье рассматриваются изменения в образовании после 1917 года.

Текст статьи

Октябрьская революция ознаменовала утверждение в обществе новых идеалов свободы, которые, однако, в большей степени остались существовать лишь в теории. Лозунги, объявленные большевиками, могли бы стать идеологической программой нового позитивного общества, если бы их действительно осуществили. Перемены затронули все аспекты жизни, и педагогика не стала исключением. Отныне существование и деятельность школ были жестко определены идеалами марксизма. Уже в ноябре 1917 года был образован Народный комиссариат просвещения под руководством А. В. Луначарского. Программа, утвержденная на VIII съезде РКП(Б) в марте 1919 года, обозначила тенденцию к преобразованию школы в инструмент коммунистического изменения общества.

Отказ от принятия традиционных народных обычаев и культуры стал нормой. Буржуазные ценности, такие как честь, совесть и справедливость, стали предметом сомнения. Ведущие педагоги активно выступали против идеологического влияния на учебные заведения. П. Ф. Каптерев высказывался против идеи превращения школы в поле борьбы между классами и призывал к независимости учебных учреждений от идеологии [1, с. 14].

Научное изучение взаимосвязей образования и политической идеологии было представлено С. И. Гессеном, который подчеркивал, что важное значение в формировании личности имеет формирование собственного мировоззрения через самосознание.

В 1920-х годах педагогическая антропология достигла значительного развития, примером чего является педагогическое наследие П. Ф. Каптерева, М. И. Демкова и В. В. Розанова.

Целью М. И. Демкова было просвещение населения по вопросам методологии воспитания, основным принципам педагогической теории, процессам обучения и содержанию образования, а также моральному и религиозному воспитанию.

М. И. Демков считал, что педагогика строится на основе множества научных дисциплин, включая физиологию, анатомию, социологию, психологию, этику и другие.

Основным направлением воспитания, по его мнению, является формирование индивидуальности, стремление к свободе. Он отмечал взаимосвязь результатов воспитания с интересами и мотивами ребенка. Для Демкова философия является методологической основой педагогики, способной дать ответы на ключевые вопросы о природе человека, развитии личности и общечеловеческих ценностях.

Антропологический подход делится на два основных направления: концепция «свободного воспитания» и социально-психологическое течение. Сторонники социально-психологического подхода – педагоги, физиологи, психологи и врачи, например В. М. Бехтерев, В. П. Вахтеров, П. П. Блонский и другие. Основное внимание здесь уделяется анализу трех аспектов человека: физического, социального и духовного, при этом особое внимание уделяется психическим функциям, поскольку именно в них исследователи видят критически важный фактор и творческую энергию для развития всех остальных аспектов человеческой натуры [2, с. 368].

В рамках социально-психологического течения заслуга представителей заключается в применении психологических знаний к педагогическим проблемам. Они рассматривают воспитание как формирование у ребенка культурно ориентированной личности путем создания культурной среды и воздействия на него стимулами, соответствующими его личностным особенностям. Основополагающими принципами данного направления являются:

  • Учитывание объективной ценности стимулов.
  • Совпадение стимулов с индивидуальными особенностями ребенка.
  • Полное развитие личности через воспитание.
  • Создание культурной среды для формирования личностных черт.
  • Воздействие на ребенка с учетом культурных норм и ценностей.
  • Ориентация на культурные ценности в процессе воспитания.

Таким образом, социально-психологическое направление в педагогике предлагает комплексный подход к воспитанию, основанный на индивидуальных особенностях ребенка и культурной среде, в которой он находится.

Школа предназначена для комплексного развития ребенка и служит лишь этой цели, и не должна стать площадкой для любых социальных или политических учреждений. Принцип педологического синтеза в рамках воспитания анализирует все характеристики ребенка и их взаимосвязи. Среда, где находится ребенок, должна стимулировать только желательные реакции. Игра и труд объединены с целью постепенной подготовки ребенка к повседневной работе.

Для успешного воспитания необходимо учитывать, что каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода. Это предполагает не только выделение его сильных сторон, но и признание слабостей, которые могут стать препятствием на пути к личностному развитию. Важно создавать такие условия, при которых ребенок сможет раскрыть свой потенциал, находя интерес и мотивацию в образовательном процессе. Воспитание должно быть ненавязчивым, но целенаправленным, нацеленным на развитие критического мышления, креативности и эмоционального интеллекта.

Культурная среда играет ключевую роль в формировании личности, так как именно она задает нормативы и идеалы, которым следует ребенок. Поэтому школа как часть этой среды должна активно интегрировать элементы культурного наследия, что поможет детям стать частью общества и осознать свою роль в нем. Учебные мероприятия, направленные на развитие творческих способностей, должны сочетаться с традициями и ценностями, которые существовали в данной культуре [3, с. 106].

Таким образом, социально-психологическое направление в педагогике призывает к созданию полноценной образовательной среды, которая будет способствовать гармоничному развитию детей, учитывая их индивидуальные особенности и культурные контексты. Воспитание не должно сводиться лишь к обучению, а должно формировать ценностные ориентиры и помогать ребенку стать активным участником культурной жизни.

В процессе воспитания учитывалось влияние возраста, что предполагало, что педагог обязан был знать закономерности деятельности человеческого организма. Был принят эволюционный подход к развитию, который предполагал, что образование в школе должно быть гибким и предоставлять возможность для выявления здоровых индивидуальных черт каждого ученика [4, с. 264-265].

Как утверждает теория «свободного воспитания», образовательная система должна быть гибкой и не ограничивать свободу личности. Ведущие ее идеологи – профессора Гессен и Вентцель, философы Клечковский и Горбунов-Посадов, а также педагог Светницкая, обосновывали свои убеждения выдающимися научными трудами. Философия Жан-Жака Руссо и педагогический опыт Льва Толстого являются источниками вдохновения для сторонников этой концепции. Критическое отношение к школьной жизни, попытки управлять и контролировать образовательный процесс вызвали острую реакцию приверженцев свободного воспитания в России. Они выступали против «инквизиторства» школы и требовали большей гибкости и свободы в образовании.

Список литературы

  1. Наумов Н.Д. Философские основания педагогических теорий в России в ХХ в.: автореферат дисс. докт. философ. наук / Н.Д. Наумов. − Екатеринбург, 2004. − 40 с.
  2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. т. 1. / А.С. Макаренко. − Москва: Педагогика, 1983. − 368 с.
  3. Петренко П.П. Воспитание патриотизма у детей в семье в годы Великой Отечественной войны / П.П. Петренко // Патриотизм в России: поиск национальной идеи. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. − Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2005. − С. 106-108.
  4. Минюкова С.А., Мудрик А.В. «Проблема принципов воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX – начала ХХ в.», С. 264-265.

Поделиться

135

Фомина Л. И. Трансформация деятельности начальных учебных заведений после 1917 г. // Актуальные исследования. 2024. №47 (229). Ч.II.С. 96-98. URL: https://apni.ru/article/10542-transformaciya-deyatelnosti-nachalnyh-uchebnyh-zavedenij-posle-1917-g

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря