Главная
АИ #47 (229)
Статьи журнала АИ #47 (229)
Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Рубрика

Психология

Ключевые слова

особенности
профессиональное самоопределение
жизненный план
самореализация
планирование

Аннотация статьи

В статье обсуждается важность осознания личной значимости выбранной профессии для старшеклассников. Подчеркивается, что психологическая готовность к выбору карьеры является ключевым фактором успеха. Рассмотрены различные этапы формирования профессионального самоопределения учащихся. Особое внимание уделено проблеме недостаточных знаний о различных сферах деятельности, что приводит к низкой мотивации и неспособности правильно оценить свои способности и желания.

Текст статьи

Введение

Одно из ключевых направлений в развитии личности – выбор профессии, который имеет огромное значение для будущей карьеры и жизненного пути. Общество сталкивается с проблемой несоответствия между потребностями в кадрах и профессиональными предпочтениями молодежи. Цель профориентации заключается в помощи молодым людям выбрать подходящий жизненный путь и обеспечить разумное распределение трудовых ресурсов для блага общества.

Объекты и методы исследования

Объектом исследования является профессиональное самоопределение старшеклассников. Методы – анализ педагогической литературы, сравнение, систематизация полученной информации.

Результаты и их обсуждение

Существует два различных подхода в научной области к концепции профессионального самоопределения. Первый подход утверждает, что профессиональное самоопределение заключается в выборе профессии и учитывает возрастные ограничения. Второй подход интерпретирует профессиональное самоопределение как один из аспектов общего самоопределения личности.

Исследование И. С. Кона утверждает, что профессиональная самоидентификация связана с практическими шагами по анализу, изучению и оценке, чтобы обеспечить соответствие собственных способностей и профессионального выбора [3].

По мнению Н. С. Пряжникова, непрерывный процесс поиска выбора – это ключ к профессиональному самоопределению, ведь он подразумевает конкретный выбор профессии [4, с. 289-303].

Самостоятельное и осознанное планирование, корректирование и реализация перспектив развития – это основная задача в области профессиональной самоидентификации. Внутренняя готовность к этим действиям формируется внутри человека и касается его профессионального, личностного и жизненного роста.

Исследователи выделяют три основных этапа в формировании профессионального самоопределения у учащихся. На первом этапе дети формируют первичные представления о мире профессий и начинают высказывать свои взгляды на будущую карьеру. Этот этап характеризуется нестабильностью профессиональных намерений в период дошкольного детства. Следующий этап наступает во время обучения, когда учащиеся, изучая различные предметы, уточняют свой будущий социально-профессиональный статус и начинают формировать.

Первый шаг к профессиональному самоопределению – это процесс формирования первых профессиональных намерений и создания своего первого видения будущей профессии. После этого начинается профессиональное обучение и самореализация в выбранной сфере. Следует отметить, что определенные качества, необходимые для выбранной профессии, начинают формироваться на этапе профессионального самоопределения [1].

Для того чтобы человек мог успешно ориентироваться в своей профессиональной жизни, необходимо учитывать его интересы и способности, умение сочетать требования профессии с его собственными особенностями. Психологическая готовность к выбору профессии включает в себя профессиональную направленность, правильную самооценку, достаточное информирование и наличие стойких профессиональных намерений.

В старших школьных годах молодой человек начинает воспринимать мир иначе, развиваются его ценности и убеждения, формируется его уникальная личность. Этот период является временем перехода от детства к зрелой жизни, где дети осознают, что для успешного существования взрослый человек должен обладать качествами, такими как ответственность, самостоятельность, активное участие в общественной жизни, умение решать проблемы конструктивно и достигать успеха в карьере. Особую важность для старшеклассников имеет осознание того, что успех в жизни зависит от их собственных действий и решений [5].

Для достижения успеха существенно обладание конкурентоспособностью, мобильностью, навыками общения и способностью к адаптации к новым условиям в современном мире. Личностная значимость профессиональной деятельности играет важную роль как средство достижения целей.

В периоде становления личности в общеобразовательной школе возникают сложности с организацией учебной профессиональной ориентации. Сегодня многие старшеклассники уже принимают решения о своей будущей профессии, что связано с изменением социальных ролей и переходом от детской зависимости к взрослой. Они должны предугадать, как соотнести свои способности с требованиями.

Для успешного преодоления психических нагрузок, связанных с выбранной профессией, необходимо разработать специальные механизмы адаптации личности. Эти механизмы должны быть способными эффективно справляться с вызывающими стресс ситуациями и обеспечивать возможность успешного функционирования в условиях повышенной нагрузки.

Молодежь активно размышляет о своих перспективах и путях к успеху, строя планы для своего будущего. Они стремятся к определенным целям и ищут способы их достижения. Удивительно, что они могут реалистично оценить свои возможности, но часто переоценивают скорость достижения целей. Девушки, как правило, стремятся к успеху во всем на более раннем этапе своей жизни [2].

Часто старшеклассники сталкиваются с проблемами, так как их цели не соответствуют их возможностям из-за недостаточной подготовленности юношей к будущим трудностям и проблемам самостоятельной жизни.

При процессе определения своего будущего профессионального пути учащиеся сталкиваются с важным этапом, который предполагает выбор сферы деятельности, учитывая свои собственные психологические и физиологические характеристики. В этот период школьники сознательно выбирают определенную профессию, что влияет на выбор учебных предметов и изменяет их мотивацию к учебной деятельности, как обязательной составляющей будущей профессиональной карьеры.

Старшеклассники активно занимаются обучением, стремясь получить высокие баллы и улучшить свою успеваемость. Им важно выбирать предметы, которые будут полезны в будущей карьере. Они рассматривают профессию как способ самореализации, достижения успеха и нахождения своего места в обществе.

Исследователи обнаружили, что молодежь не готова к самостоятельному планированию своего будущего из-за отсутствия понимания различных видов деятельности и их характеристик, а также из-за низкой мотивации и неспособности правильно оценить свои способности и желания. Выбор профессии становится для старшеклассника сложным и важным вопросом, который требует немедленного решения. Поэтому помощь в профориентации имеет решающее значение для того, чтобы молодежь смогла разобраться в разнообразии возможностей. Профессии должны быть выбраны, учитывая уникальные особенности каждого человека [1].

В новом поколении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования акцент делается на профориентации. Школьникам предстоит ориентироваться в мире профессий и осознавать важность своей будущей профессиональной деятельности для устойчивого развития общества и страны. Одной из целей стандарта является формирование готовности и способностей учащихся к осознанному выбору будущей профессии и созданию индивидуального образовательного пути в процессе освоения основной образовательной программы в области профориентации.

На основе воспитания уважения к труду знания мира профессий и рынка труда строятся индивидуальные траектории.

Для достижения поставленной цели на высоком уровне необходимо акцентировать внимание не только на позитивных аспектах каждой профессии, но также на ее сложностях. Это можно сделать через организацию индивидуальных бесед, консультаций и проведение конкурсов, направленных на презентацию будущей карьеры и выявление разнообразных ее сторон. Семинары и ярмарки вакансий также могут быть использованы в этом процессе [4, с. 289-303].

При работе над профориентацией важно понимать, что каждый человек уникален и имеет свои собственные увлечения, мысли и предпочтения в различных сферах деятельности. Каждая профессия требует отличных качеств личности, опыта, знаний и навыков, которые могут быть разнообразны в зависимости от интересов и потребностей человека.

Необходимо учитывать интересы и способности молодежи при проведении профориентационной работы. Исследуя связь между жизнью и профориентацией, можно выделить несколько ключевых направлений: изучение трудовых традиций региона, обзор специализированных учебных заведений, формирование у старшеклассников полного представления о народном хозяйстве и его отраслях. Важно учитывать динамику развития способностей молодежи в процессе их просвещения.

Заключение

Таким образом, изучив различные научные исследования, мы пришли к выводу, что процесс профессионального самоопределения представляет собой постоянный поиск смысла в своей профессиональной деятельности, а не просто выбор конкретной профессии. Важно найти баланс между личными предпочтениями и системой разделения труда.

В настоящем образовательном контексте, первоочередной задачей проведения профориентационной работы в школе является обеспечение социально-педагогической и психологической поддержки процессу социально-профессионального самоопределения учащихся, учитывая их индивидуальные характеристики, способности, ценности и интересы, а также соответствуя общественным потребностям и требованиям рынка труда.

Список литературы

  1. Артюхова Т.Ю. Психология школьников: учеб. пособие / Т.Ю. Артюхова, Т.В. Шелкунова. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2022. – 113 с.
  2. Волкова В.А. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. № S1 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov-1 (дата обращения: 11.11.2024).
  3. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: Учеб. пособие [Текст]: учебное пособие / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1979. – 176 с.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация: гармонизация точек зрения / Н.С. Пряжников // Научный диалог. – 2018. – № 3. – С. 289-303.
  5. Социальная педагогика: учебник и практикум для вузов / ответственные редакторы С.А. Расчетина, З.И. Лаврентьева. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 414 с.

Поделиться

219

Дивеха Е. О. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников // Актуальные исследования. 2024. №47 (229). Ч.II.С. 102-104. URL: https://apni.ru/article/10544-osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января