Игра является доминирующей формой деятельности детей дошкольного возраста. Выдающийся психолог XX века Д. Б. Эльконин утверждал, что игра оказывает влияние на формирование всех основных психических процессов, от самых простых до наиболее сложных.
По мнению О. С. Газмана, в процессе игры у детей выявляются три взаимосвязанные цели. Первая цель – получение удовольствия от самой игры («Хочу»). Вторая цель – соблюдение правил игры («Надо»). Третья цель – творческое выполнение игровой задачи («Могу»). Таким образом, формируется основной механизм игры «Хочу! Надо! Могу!», который оказывает существенное влияние на развитие личности ребенка и способствует формированию у него функций саморегуляции и самоконтроля.
Среди многочисленных видов игр для дошкольников особое значение имеют музыкально-дидактические игры.
Значительный вклад в развитие дошкольной педагогики внесли выдающиеся специалисты в области дидактических игр, такие как Е. И. Удальцева, Е. И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, Е. И. Радина и другие.
Однако, как справедливо заметил А. В. Запорожец, игры часто использовались изолированно от основных видов детской деятельности, что существенно снижало эффективность сенсорного развития детей.
В конце 1960-х годов группа советских психологов и педагогов (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. Н. Поддьяков, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) приступила к разработке концепции сенсорного воспитания в контексте различных видов детской деятельности. В результате был разработан эффективный подход к созданию дидактических игр, определены их основные задачи и структура.
В области музыкально-сенсорного воспитания Н. А. Ветлугина внесла значительный вклад, подробно рассмотрев вопросы, связанные с его методикой.
Её работы демонстрируют важность музыкально-дидактических игр для эффективного развития музыкально-сенсорных навыков у детей. Ветлугина классифицировала эти игры по типам (подвижные, хороводные, настольные) и выделила их роль в формировании звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха.
Ключевой особенностью данных игр является синтез музыки и движения, что способствует более лёгкому восприятию музыкальных звуков за счёт их соотнесения с понятными детям объектами и явлениями.
Музыкально-дидактическая игра – это игра, целью которой является развитие музыкальных способностей и углубление представления детей о средствах музыкальной выразительности.
По мнению З. Роот, дидактическая игра, являющаяся формой обучающего воздействия взрослого на ребёнка, преследует две цели: обучающую, ставящуюся взрослым, и игровую, мотивирующую действия ребёнка.
Музыкально-дидактические игры преследуют цель всестороннего развития музыкальных способностей у детей.
К основным задачам таких игр относятся:
- Формирование музыкальных способностей.
- Популяризация знаний о соотношении звуков по высоте в доступной игровой форме.
- Развитие чувства ритма, тембрового и динамического слуха.
- Стимулирование самостоятельной деятельности на основе полученных на музыкальных занятиях знаний.
Важно, чтобы музыкально-дидактические игры были простыми, доступными, интересными и привлекательными для детей. В ходе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, но и формируют важные личностные качества, в первую очередь чувство товарищества и ответственности.
Существуют различные подходы к классификации музыкально-дидактических игр и пособий. Так, Н. А. Ветлугина выделяет настольные, подвижные и хороводные игры для развития музыкально-сенсорных способностей. Э. П. Костина разработала настольные музыкально-дидактические игры, направленные на развитие музыкально-сенсорных способностей. Л. Н. Комиссарова предлагает три группы музыкально-дидактических пособий:
Для развития музыкального восприятия (различение характера музыки, элементов изобразительности и средств музыкальной выразительности).
В процессе игры ребенок овладевает навыками различения свойств музыкальных звуков, музыкальных средств выразительности и музыкальных жанров.
Музыкально-дидактические игры играют важную роль в развитии музыкально-сенсорного восприятия у детей, способствуя:
- Развитию звуковысотного слуха.
- Развитию динамического слуха.
- Формированию тембрового восприятия.
- Совершенствованию чувства ритма.
- Развитию ладового чувства.
Данные игры служат эффективным инструментом для овладения детьми различными видами музыкальной деятельности, включая:
- Пение.
- Музыкально-ритмические движения.
- Игру на детских музыкальных инструментах.
- Внедрение музыкально-дидактических игр в различные виды музыкальной деятельности.
Пение. Песенное творчество.
Песни являются неотъемлемой частью режимных моментов в дошкольных учреждениях. Они представляют собой одну из основных форм проявления творческого потенциала у детей. В процессе игры ребенок может импровизировать, создавая собственные мелодии.
Игры, используемые в обучении пению, помогают детям овладеть навыками выразительного и непринужденного исполнения, правильного дыхания между музыкальными фразами и поддержания его до конца фразы.
В контексте музыкального развития детей предлагается сосредоточиться на следующих аспектах:
- Дифференциация высоты тона: Использование примеров типа «Где мои детки?» и «Птица и птенчики» позволит детям научиться различать высокие и низкие звуки.
- Определение направления мелодического движения: Упражнения, основанные на «Музыкальных лесенках», помогут детям понять принципы восходящего и нисходящего движения мелодии.
- Распознавание основных ладов: Пропевание мажорного и минорного трезвучия с помощью песни «Здравствуйте, ребята» способствует развитию чувства лада.
- Импровизация мелодий: Игра «Музыкальное лото» стимулирует детей к созданию собственных мелодий на заданный текст.
- Диалогическая интерпретация музыки: Музыкальные вопросы и ответы, как в песне «Что ты хочешь, кошечка?», развивают умение выражать эмоции и мысли посредством музыки.
- Создание контрастных мелодий: Поощрение сочинения мелодий с различным характером способствует развитию музыкальной изобретательности и выразительности.
Восприятия музыки.
Автор подчёркивает важность использования таких игр для повышения эффективности восприятия, осмысления и запоминания музыкального материала.
Для младших дошкольников используются игрушки, способные «разговаривать» и «двигаться», что делает процесс восприятия более увлекательным («Чудесный мешочек»).
Для старших детей предлагаются игры, требующие анализа и синтеза музыкального материала («Кого встретил колобок», «В лесу», «Найди нужную картинку», «Сложи песенку»).
Развитие ритмических движений:
Музыкально-дидактические игры активно используются для разучивания разнообразных движений под музыку. Для младших дошкольников, склонных к подражанию, применяются игрушки, помогающие выполнять простые действия («Гулять – отдыхать», «Кукла шагает и бегает», «Научи матрёшек танцевать»).
Старшие дошкольники, обладая развитым чувством ритма, могут выполнять более сложные движения. В этом случае используются игры, требующие воспроизведения ритмического рисунка мелодии с помощью хлопков, музыкальных инструментов и передачи смены характера музыки через движения («Учитесь танцевать», «Кто как идёт?», «Назови танец», «Придумай пляску»).
Самостоятельная деятельность:
Музыкально-дидактические игры также способствуют развитию инициативы и самостоятельности детей. В свободное время дети могут организовать игры с пением, играть на детских музыкальных инструментах, ставить театрализованные представления, играть в игры типа лото.
Таким образом, музыкально-дидактические игры играют важную роль в развитии музыкального вкуса, слухового восприятия, ритмических способностей и творческой активности детей дошкольного возраста.