Известно, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. В настоящее время возросло и продолжает расти число детей с речевыми нарушениями. Увеличивается и число малышей, у которых речь не появилась до трех лет. Поэтому родители и педагоги должны своевременно помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.
Одним из методов запуска речи является логоритмика. Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.
Особенность метода заключается в том, что логоритмические упражнения основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Такие упражнения способствуют решению целого ряда задач: коррекции речевых нарушений, эмоционально-волевой сферы, развитию слуховых функций, познавательных способностей и музыкально-ритмического чувства.
На практике применяются следующие средства логопедической ритмики:
- танцы, марши, ходьба;
- стихи, сопровождаемые движениями;
- пение, сопровождаемое движениями, жестами;
- упражнения на развитие дыхания, голоса;
- артикуляционные упражнения;
- упражнения, регулирующие координацию движений и мышечный тонус;
- упражнения, формирующие чувство музыкального ритма, размера, темпа, слухового внимания;
- игра на музыкальных и шумовых инструментах;
- массаж и самомассаж (лица, рук, спины, стоп и т. п.);
- пальчиковые игры;
- подвижные, коммуникативные, нейродинамические игры.
Почему же в работе по запуску речи у детей с ТНР так важно уяснить, что речь сопровождается движением? Из данных научной литературы известно, что раньше всего у ребенка начинают функционировать двигательный анализатор и его кора, которая организует активное движение. Л. С. Выготский описывал положение, благодаря которому мы знаем о голосовой реакции ребенка раннего возраста, так: «У ребенка никогда не проявляется только одна голосовая реакция, а всегда наблюдается ряд движений, внутри которых голосовая реакция составляет лишь одну часть или один элемент».
Логоритмические упражнения можно использовать как часть занятия, так и полноценное логопедическое занятие.
Если ежедневно и в определенное время выполнять различные по своему характеру логоритмические упражнения – артикуляционные, дыхательные, музыкально-ритмические, то в организме происходит положительная перестройка различных систем – дыхательной, моторной, сенсорной и др.
Свою работу необходимо строить на принципе наглядности. Наглядность обеспечивает яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений.
Кроме того, большое значение для малыша имеет словесная инструкция, которая помогает ему связать образ двигательных представлений с самим движением. Словесные методы обращены к сознанию ребенка и помогают осмысливать выполнение упражнений. Педагог (родитель) может использовать следующие приемы: объяснение новых движений, конкретный показ движения, сюжетный рассказ, беседа-знакомство о новых упражнениях и подвижных играх, вопросы, команды, распоряжения и сигналы, выражающиеся в различной интонации.
Подбирать звуки и звукосочетания для логоритмических упражнений необходимо исходя из индивидуальных возможностей малыша. Чаще всего вызывание начинается с гласных звуков. Звук [А] ведется в течение примерно 1–2 недель, пока не получится звук, близкий по артикуляции к звуку [А]. Затем следует поработать с губными звуками [П], [Б], [М]. Когда получится хотя бы один из них, прорабатываются звукосочетания БА, МА, ПА. Далее по такому же принципу вызываем следующий звук – [У], звукосочетания БУ, МУ, ПУ и т. д.
Каждый звуковой комплекс повторяется примерно 5–7 раз (тихо-громко, медленно-быстро, сердито-ласково, на вдохе-на выдохе). Хорошо вызываются такие эмоциональные восклицания, как АЙ, ОХ, ОЙ, АХ, УХ; подражание звукам животных и бытовых шумов. Вызывание того или иного звука проводится в течение 1–2 недель. Если за это время звук не появится, то следует переходить к следующему, а через некоторое время вновь вернуться к тому звуку, который ребенок еще не научился произносить.
Ритмические упражнения для вызывания звуков
С целью вызывания звука логопед показывает картинку-символ (например: ребенок плачет), рассказывает малышу о том, что на ней изображено, затем демонстрирует артикуляционный уклад звука. Можно помочь ребенку механически: например, при вызывании звука [А] поставить указательный палец на подбородок, слегка надавить на него, чтобы малыш открыл рот и произнес звук. Для дополнительного формирования образа можно применять игрушки, баранки, напоминающие положение губ; рисовать звуковые дорожки, по которым ребенок будет водить пальчиком, произнося или пропевая звуки.
Колыбельная
Вызывая гласные звуки, можно использовать колыбельную в игровой форме. Для детей очень важны колыбельные, поскольку через песни они познают окружающий мир и сближаются с матерью. «Укачивая» игрушку, малыш подпевает звукоподражание – А-А-А, сопровождает пение ритмичными движениями рук.
«Попевки»
Результаты различных исследований доказывают тот факт, что слушание попевок, песенок, потешек настраивает организм ребенка на биоритмы Земли. Попевки развивают у ребенка силу и громкость голоса, интонационную сторону речи. Дети начинают различать тихий писк мышки и громкий лай собаки.
Полезно читать детям русские народные сказки. Сказка – это всегда волшебство, тайна, зло и добро. В сказке ребенок находит окружающий его мир в миниатюре. Сказка поможет малышу создать в своем сознании картину мира.
Значение сенсорного развития ребенка сложно переоценить. Рука и пальцы ребенка играют важную роль в его развитии. На речевую и познавательную активность влияет разнообразие предметов, которые он может трогать, нюхать, пробовать на вкус, сравнивать их поверхности, распознавать форму, находить различия и т. д.
Тактильное восприятие оказывает яркое эмоциональное воздействие на ребенка и помогает ему открываться в совместной работе со взрослыми. Когда дети на занятиях играют с водой, песком, крупами, камешками, ракушками, шишками, каштанами, орешками, цветами, травой, это дает дополнительные возможности для сенсорной стимуляции.
Игра «Сенсорный мешочек» «По травке»
Развитие слухового внимания и восприятия у ребенка
Звук речи – крайне сложное явление. Различают две основные функции звуков речи: фонетическую и фонематическую. Фонетическая направлена на то, чтобы обеспечить четкую артикуляцию, благодаря которой наши слова становятся узнаваемыми. Фонематическая функция состоит в том, чтобы разными признаками звуков речи передавать смысл.
Например: «день – это не тень», «мышка – это не миска», «сом – это не сон», «бочка – это не почка» и т. д.
Изначально все занятия по логоритмике необходимо проводить на материале неречевых звуков, затем охватывать все звуки речи, входящие в звуковую систему языка. Такая работа способствует развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).
На этапе распознавания неречевых звуков в игре и упражнениях у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. На первых подобных занятиях педагог предлагает ребенку послушать звуки за окном или на улице, задавая вопросы: «Кто шумит? Что гудит? Кто мяукает? Кто говорит? Кто стучит? Что шуршит?».
Музыкальные игры также очень помогают речевому развитию ребенка. Дети с удовольствием подпевают, любят шумовые и музыкальные инструменты. Игра «Шумелки», «Концерт». Игра «Найди картинку».
Веселая дыхательная гимнастика
Развитие речи ребенка сопровождается развитием его речевого дыхания.
Дыхательную гимнастику необходимо выполнять с ребенком не реже 3–4 раз в неделю в течение 2–5 минут. Следить за тем, чтобы: ребенок делал вдох носом, а выдох ртом; выдох был длительным и плавным; не надувались щеки при выдохе; плечи ребенка не поднимались. Выполнять нужно только те упражнения, которые под силу малышу, так как длительное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
Цель дыхательных упражнений – научить ребенка управлять вдохом и выдохом, формировать воздушную струю, дуть через трубочку, активизировать речевой аппарат, дифференцировать ротовое и носовое дыхание.
Упражнения рекомендуется выполнять перед артикуляционной гимнастикой, в положении стоя, в естественной позе. «ВЕТЕРОК», «Дуть на кораблики», «Летающие шарики».
Самомассаж под музыку
В некоторых случаях детям для развития речи и коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики, им необходим логопедический массаж или самомассаж.
Проведение лицевого самомассажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию артикуляционного аппарата. При систематическом самомассаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений, улучшается эластичность мышц. «Мишутка», «Умывалочка».
Пальчиковые игры
Особое место в развитии ребенка занимает пальцевой праксис. У детей с тяжелым нарушением речи недостаточно развита мелкая моторика. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребенок, тем больше участков мозга включаются в работу. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Играя с пальчиками, можно применять резиновые массажные мячики, шарики и колечки су-джок, шишки. Важно выполнять движения по ритмике стихотворных строк! «Шишка», «Майский жук».
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика служит для выработки точных движений органов артикуляционного аппарата. Т. Г. Визель считает, что наиболее сложным из всех видов праксиса является артикуляционный, т. е. способность произносить звуки речи и их серии. Предметом для артикуляционной позы звука речи служит его акустический образ. Ребенок слышит звук речи и подбирает под него артикуляционный уклад.
Артикуляционные упражнения помогают улучшить подвижность губ и языка, что необходимо для правильного произнесения звуков, звукосочетаний и первых простых слов.
С целью усиления мотивации к выполнению упражнений можно применять нетрадиционные задания. Например, использовать продукты питания (при условии, что у ребенка нет пищевой аллергии и непереносимости продуктов). Это могут быть сушка, пшеничная соломка, чупа-чупс, блюдце с медом, изюм, сок, вода, и т. д.
Таким образом, можно сделать вывод, что логоритмика при запуске речи детей с тяжелыми нарушениями речи является эффективным коррекционно-развивающим методом.