В условиях модернизации физкультурного образования остаётся актуальной проблема разработки новых эффективных методик физического воспитания дошкольников и поиска таких сочетаний средств, методов, и форм, которые позволили бы повысить интерес у детей к занятиям физической культурой, создать у них положительный эмоциональный фон, активизировать двигательную деятельность, способствовать комплексному развитию двигательных качеств.
Традиционный подход к использованию средств и методов физического воспитания не всегда оказывается достаточным для увеличения функциональных возможностей организма детей и эффективного развития основных двигательных качеств. Использование нетрадиционной методики – ритмической гимнастики, помогает увлечь ребенка сформировать потребность заниматься физической культурой. А в последующем привычку самостоятельно заниматься физическими упражнениями, тем самым привлечь детей к здоровому образу жизни. Недостаточный двигательный режим – одна из причин ослабления организма ребенка. Регулярное проведение ритмической гимнастики поможет восполнить недостаток двигательной активности, а также восполнить дополнительную двигательную активность у гиперактивных детей, которые в ней нуждаются.
В настоящее время ритмическая гимнастика – одна из самых популярных форм занятий физической культурой. Положительное влияние занятий ритмической гимнастики на организм подтверждается рядом отечественных и зарубежных исследователей. Она способствует быстрому переходу организма от сна к бодрствованию, настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности. Ритмическая гимнастика – комплекс физических упражнений (ходьба, бег, прыжки и др.), выполняемых под музыку. Ритмическая гимнастика (известна также под названием аэробика) используется в оздоровительных целях. Сам комплекс ритмической гимнастики состоит из набора общеразвивающих упражнений на самые разные группы мышц. И практически каждое движение можно рассматривать как движение на развитие координации. А так как возраст 4-7 лет по функциональным возможностям детей, характеру генетического развития двигательной функции является благоприятным для становления многих двигательных проявлений, в том числе и координационных, именно в этот период работу по формированию координационных движений нужно проводить более интенсивно. Кроме того старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Возраст 5-7 лет характеризуется активизацией ростового процесса: за год ребенок может вырасти на 7–10 см. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении большинства движений. У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Особое внимание необходимо уделять развитию мелкой моторики. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Дети проявляют интерес к своему здоровью. Ребенок не так быстро утомляется, становится более выносливым.
Таким образом, комплекс ритмической гимнастики должны быть подобран не только полезным, но и занимательным, иначе желаемого результата можно не достичь.
Комплекс ритмических упражнений подбирается по принципу от простого к сложному, поэтому выполнение координационных движений детьми препятствий не встречает. Выучив простое движение, добавляются различные элементы с подключением рук, плеч, головы. Именно это способствует развитию способности контролировать движения своего тела. Упражнения по своей структуре необычны, поэтому детям нравится выполнять их с музыкальным сопровождением. Под воздействием музыки движения становятся более четкими, ритмичными, координированными. Музыкально-ритмические движения помогают ребенку научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляет основные виды движений, способствует освоению элементов плясок и танцев.
Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо ее проведение с детьми дошкольного возраста. Однако соблюдаются возрастные особенности детей, двигательный режим, быстрая утомляемость от выполнения одних и тех же упражнений.
Все движения ритмической гимнастики условно можно классифицировать таким образом:
- упражнения для рук и плечевого пояса.
- упражнения для мышц шеи и туловища.
- упражнения для ног и мышц всего тела.
С учетом этого в содержание занятий ритмической гимнастикой для дошкольников включаю знакомые им упражнения: бег, прыжки, различные виды ходьбы; ритмические движения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец. Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах.
Ритмическую гимнастику с детьми можно проводить в различных вариантах:
- В форме физических занятий оздоровительно-тренирующего характера (комплекс ритмической гимнастики предлагается детям старшего дошкольного возраста, проводится 20-25 минут).
- В виде “ритмических блоков”, используемых как часть физкультурных занятий (продолжается 10-30 минут).
- При проведении утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект.
- В показательных выступлениях детей на спортивных праздниках (элементы).
Проводится ритмическая гимнастика в зале, в котором предварительно делается влажная уборка и проветривание. Занятия осуществляются при открытых окнах или фрамугах, что обеспечивает широкий доступ свежего воздуха. Одежда детей – облегченная, на ногах матерчатые тапочки или махровые, шерстяные носки, гетры, чтобы ноги ребенка не охлаждались. Воспитатель одет в спортивную форму – так удобнее показывать упражнения, особенно из исходных положений сидя и лежа.
Каждый комплекс ритмической гимнастики используется в течение 1 месяца. Упражнения разучиваем во время утренней гимнастики, на физкультурных занятиях, отдельные элементы – на музыкальных занятиях, прогулках, во время подвижных игр.
Структура ритмической гимнастики
Комплексы ритмической гимнастики включают в себя 3 части.
Вводная – занимает 7 - 10% времени занятия, движения выполняются в умеренном темпе с постепенным увеличением темпа. Вводную часть составляют упражнения, непосредственно воздействующие на весь организм ребенка. Это движения динамического характера: ходьба, бег, прыжки. Комплексы ритмической гимнастики могут начинаться самыми разнообразными вариантами ходьбы и бега. Таких вариантов не более четырех. Затем следуют общеразвивающие упражнения. Здесь достигается основная цель гимнастики – тренировка крупных мышечных групп, совершенствование координации движений, умение четко и ритмично выполнять упражнения под музыку.
Основная – занимает 75-80% времени, упражнения проводятся в быстром темпе. В начале основной части следует серия упражнений разминочного характера: поднимание рук вверх, в стороны; упражнения для мышц шеи: различные наклоны головы, сопровождающиеся пружинистым приседанием или ходьбой на месте без отрыва носков ног от пола. Некоторые упражнения могут иметь несколько вариантов, в которых движения постепенно усложняются. Выполняются эти упражнения из одного и того же исходного положения. Следующая серия упражнений – нагрузочная. Здесь используются упражнения интенсивного характера: различные наклоны, раскачивания туловища, выпады, приседания. Например, упражнения “Шмель”, “Бабочка”, “Журавлик” и т. д. эта серия упражнений проходит в быстром темпе. При выполнении детьми упражнений особое внимание обращают на осанку. Затем следует партерная серия упражнений из исходных положений сидя и лежа. Эта группа упражнений предназначена для развития гибкости позвоночника, укрепления мышц спины, брюшного пресса, развития мышц ног. Здесь применяю такие упражнения как “Неваляшка”, “Ветерок”, “Люлька”, “Лягушка” “Корзиночка” и т.д. Все упражнения выполняются в умеренном темпе, так как они требуют наибольшей затраты энергии. Заканчивается основная часть танцевально-беговой серией упражнений. Она проходит в интенсивном темпе, одно упражнение быстро сменяется другим. Так же используются различные виды бега и прыжков. Следует обратить особое внимание на дыхание детей.
Заключительная – занимает10-15% времени, включает упражнения на расслабление с глубоким дыханием с постепенным понижением темпа их выполнения с целью восстановления организма после нагрузки и приведения его в состояние, близкое к исходному. Упражнения имеют свое название, это помогает детям правильно осмыслить характер их выполнения. Следует учитывать индивидуальные способности детей группы, условий детского сада. В нарастании нагрузки важно соблюдать постепенность.
Ритмическая гимнастика способствует развитию координации у детей дошкольного возраста.
Координация – умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, не напряженно, пластично, четко. Движения туловища, головы, рук и ног производятся в трех плоскостях по отношению к телу: лицевой, боковой, горизонтальной.
Движения рук и ног по отношению друг к другу в пространстве могут быть:
- одноименными – движения совпадают по направлению (например, направо отводится правая рука и нога);
- разноименными – выполняются в разных направлениях (например, во время поскоков поднимаются правая рука и левая нога и наоборот).
Движения, выполняемые руками или ногами, могут быть:
- однонаправленными (например, обе руки подняты вверх),
- разнонаправленными (например, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону).
- одновременными (например, лежа на спине, поднимать и опускать обе ноги);
- поочередными (например, стоя, руки на поясе, сначала выставляется на носок одна нога, затем другая);
- последовательными – движения рук или ног следуют одно за другим с отставанием на половину амплитуды (например, стоя, вращательные движения прямых рук: в то время как правая находится наверху, левая–внизу, она как бы догоняют друг друга).
Легче всего согласовывать движения, если они одновременные и однонаправленные; наибольшее затруднение у дошкольников вызывают поочередные движения. Самые сложные, доступные лишь детям старшего дошкольного возраста разноименные и разнонаправленные движения.
Координация движений невозможна без пространственной ориентировки, она является необходимым компонентом любого двигательного действия. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, так как здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя.
Развитие ловкости непосредственно связано с совершенствованием координационных способностей, пространственных и временных ориентировок, так как ловкость определяется умением быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. В этих упражнениях предъявляются повышенные требования к вниманию, сообразительности, быстроте реакции, так как условия могут меняться быстро, неожиданно.
Из общеразвивающих упражнений наибольшее влияние на развитие ловкости оказывают общеразвивающие упражнения, в которых есть быстрая смена позы (например, из положения сидя с вытянутыми ногами лечь на живот (спину), перевернуться вокруг себя в одну сторону, в другую, опять сесть); требующие согласованных действий, двух или нескольких детей (например, упражнения в парах, сидя друг против друга, упражнения подгруппами с большими гимнастическими обручами, с длинными палками, в колонне – при передаче мяча и т.д.); с некоторыми предметами (мячи, скакалка и пр.). Упражнения на ловкость зависят от наличия двигательного опыта, от уровня координации в выполнении простых, изолированных, а также сложных комбинаций движений.
Координация, ловкость движений невозможны без развития функции равновесия, для детей более предпочтительными сочетаниями являются симметричные движения рук и однонаправленные движения рук и ног. Эти координационные соотношения выполняются детьми без специального обучения и более точно и координировано. Обучение детей произвольному выполнению координированных действий повышает возможность регулировать и соразмерять собственные действия, совершенствует произвольное напряжение и расслабление мышц, учит ребенка регулировать и соразмерять свои движения, выполнять их с наибольшей экономией сил, является средством познания возможностей своего двигательного аппарата.
Правильный подбор музыкального сопровождения не только улучшает качество движений, но и придает им особую выразительность, поэтому музыка, сопровождающая ритмическую гимнастику, должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей, развитие координации движений, слуха, музыкальной памяти. Выбор музыки определяется характером каждого упражнения, а также уровнем эстетической подготовленности ребенка. Музыка должна положительно влиять на эмоциональное состояние детей.
Задача ритмической гимнастики не только в том, чтобы дать нагрузку, а затем привести его в норму. Важно, чтобы дети ушли из зала в приподнятом настроении. Этому во многом будет способствовать музыка, звучащая после заключительной части. Она должна быть бодрой, жизнерадостной. Целесообразно начинать и заканчивать занятие ритмической гимнастикой одним и тем же, непременно веселым и интенсивным музыкальным произведением.
Слаженные действия инструктора по физической культуре и воспитателя способствуют эффективному проведению ритмической гимнастики в детском саду. При ознакомлении детей с новыми общеразвивающими упражнениями инструктор по физической культуре показывает, как правильно выполнять упражнение, а воспитатель следит за правильным выполнением упражнений и помогает ребенку действием – направляет, поддерживает.
Следуя рекомендациям инструктора по физической культуре, воспитатель организует индивидуальную работу с детьми, отстающими в усвоении программного материала, активизирует малоподвижных и ослабленных дошкольников, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы.
Таким образом, ритмическая гимнастика – это прекрасное средство разностороннего физического развития и эстетического воспитания ребенка, которое берет своё начало далеко в недрах истории, которое не только благоприятно воздействует на все системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, выделительную и т.д.), но и снимает психическое напряжение, повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие. А так как структура ритмической гимнастики достаточно гибкая, то широко применяется в детских дошкольных учреждениях.