В последние десятилетия история повседневности привлекает множество исследователей. В силу того, что направление достаточно молодое, поле вопросов, которые до этого не изучались, остается крайне широким. Современные ученые обращают внимание на появление разных типов дач и их существование в советском и постсоветском пространстве, рассматривают вопросы практического использования и роли дачи в жизни людей, а архитектурный облик домов в большинстве своем остается в стороне.
Феномен «советских шести соток» не был случайностью и появился к концу 1940-х – нач. 1950-х гг. как «специальная мера» для решения продовольственного вопроса. Такой размер участка был определен советским ученым-овощеводом В. И. Эдельштейном в 1944 г. В своей брошюре «Индивидуальный огород» ученый определил, что для обеспечения продовольствием одному человеку в год нужно примерно 500 кг овощей, а для их выращивания требуется 124,5 кв. м земли. В.И. Эдельштейн умножил эту площадь на среднее количество членов советской семьи (3–4 человека) и добавил «зазор» для садовых деревьев и кустарников [4, с. 7-10]. Таким образом вышла универсальная норма размера участка – шесть соток. Этот размер считался универсальным и существовал весь советский период.
И. Чеховских обращала внимание на то, что в 1950-е годы появились «садоводческие участки, которые и стали основой для формирующихся типовых посёлков. От прежних огородов они принципиально отличались тем, что на таком участке разрешалось возвести небольшое строение. ...Именно в это время советская дача приобретает свой привычный для последних десятилетий вид – дом объединяется с огородом и приусадебным хозяйством и на практике, и в сознании горожан. При всем внешнем сходстве с сельским домом дачное хозяйство имеет принципиальное отличие: им занимается горожанин, для которого сельское хозяйство – сфера вторичной занятости, поскольку основное место работы связано с городскими видами труда...» [3]. Феномен «шести соток» отражал то, что абсолютно каждому советскому гражданину был доступен земельный участок в пользование от государства. Таким образом, среди дачников формировалась советская идентичность, которую наиболее легко проследить через общие черты архитектурного облика советских дач 1950-х гг. Н. В. Горлов отмечал, что «загородные дачи позволили советским горожанам вырваться в воскресный день из переполненных коммуналок и тесных пятиэтажек. Это был не только загородный отдых. Дача для советских людей была возможностью обеспечить семью дополнительными продуктами, что в то время было существенным дополнением к семейным доходам…» [2, с. 108].
Стоит отметить, что все дачные дома, построенные в послевоенные годы, между собой были похожи и формировали единую архитектурную среду в дачных посёлках. Для более точного раскрытия вопроса архитектуры советских дач стоит обратиться к альбому проектов, разработанному в 1938 г. архитектором Г. М. Бобовым. Данные чертежи стали примерами, на которые опирались дачники при строительстве летних домов. Согласно альбому, дачи «…предназначаются для сезонного, преимущественно в летнее время, проживания в нем городских жителей. Главное назначение дач – предоставить летом трудящимся и их семьям, живущим постоянно в городе, возможность отдыха и восстановления сил и здоровья в наиболее благоприятных природных условиях…» [1, с. 5-6]. Если говорить про характер использования дач, то автором выделяются зимние дачи (должны иметь теплозащиту), смешанные дачи (могут иметь теплозащиту только в жилой части) и летние дачи. Все дачи, за исключением палаточных, должны обладать как минимум жилыми комнатами и кухней. Для зимних дач обязательны такие помещения, как тамбур, теплая прихожая и уборная, а для полузимних – холодная прихожая (сени). Дача может иметь неограниченное количество помещений, включая веранды (остекленные и открытые), террасы, балконы, эркеры, лоджии, ванные комнаты, умывальные и различные служебные комнаты, такие как погреба, котельные, прачечные и прочие. Также допускаются комнаты специального назначения. Палаточные дачи, в свою очередь, могут состоять только из жилых комнат и не требуют дополнительных помещений [1, с. 14].
Самым простым типовым проектом является однокомнатная дача, которая имеет минимальные размеры – проект № 1 [1, с. 14]. В представленном плане показано расположение двух коек, компактного шкафа и зоны для столика в небольшой даче. Дача представляет собой легкую сборную конструкцию, основным материалом которой являются щиты, обшитые фанерой с обеих сторон. Дача устанавливается на четыре столбика, что обеспечивает ей устойчивость. Также стоит отметить, что данную дачу можно реализовать в разборном и переносном варианте, что добавляет удобства в процессе эксплуатации и транспортировки. Этот проект подходил для создания функционального пространства, которое можно легко перемещать при необходимости. Существовала также и улучшенная версия этой дачи, представленная в проекте № 5 [1, с. 14]. Конструкция дома представляет собой каркасный тип, обшитый с обеих сторон, что придаёт дополнительную прочность и изоляцию. Щиток рядом с плитой обеспечивает возможность обогрева дачи в холодные дни. Удобная внутренняя планировка дачи позволяла эффективно использовать пространство. Застекленная веранда выполняет роль жилой комнаты в летнее время, поэтому дача становилась пригодной для круглогодичного использования. Внешнее оформление зданий выполнено в простом стиле, отражающем характер недорогой и доступной постройки.
Встречаются также и двухэтажные дачи, записанные в планах построек. Однако, стоит сказать, что относительно общего количества планов, в альбоме их представлено немного. Стоит обратить внимание на план № 11, который помогает сформировать впечатление о типовой двухэтажной даче [1, с. 14]. Представленный план двухкомнатной дачи летнего типа с возможностью обогрева жилых комнат, позволяет сделать задуматься о том, что данный дом можно использовать весной и осенью. Внутренняя планировка спроектирована так, чтобы быть удобной и простой в использовании, без лишних элементов и нагромождений. Стены построены по каркасной технологии и обшиты древесиной. Это обеспечивает хорошую теплоизоляцию и эстетичный внешний вид.
Еще одной типовой постройкой, появляющейся в это время являются мансардные дома, или же как они называются в плане «дом 1½». Такие дома появились из-за того, что зачастую не хватало жилого пространства для большой советской семьи и приходилось что-то изобретать. Прагматичные советские дачники, которые смекнули, что помещения под мансардной крышей можно использовать как жилые, превращали их в одну или две жилых комнаты. Не нарушая запрета постройки слишком высоких дач, советские люди довольствовались комнаткой под крышей, при этом значительно экономя территорию участка, т. к. «второй этаж» по сути являлся надстройкой.
Среди строительных материалов, предлагаемых архитектором, широко применяется дерево. Основной каркас и обшивку предлагалось сделать из него, крышу часто стелили из шифера, а утеплять могли таким природным материалом как торф. Крыша предлагалась классическая двускатная, к середине 1950-х гг. появляется мансардная. Сами по себе дома в редких случаях были украшены, а простой внешний вид демонстрировал скромность и простоту рядовых советских граждан.
Исходя из всего вышесказанного, стоит сделать вывод о том, что типовое дачное строительство активно развернулось в 1950-е гг. и способствовало появлению разных архитектурных домов, начиная от летних домиков и заканчивая «теплыми» зимними домами. В альбоме Г. М. Бобова представлены в основном одноэтажные постройки, которые были рекомендованы всем для строительства, а двухэтажные дома являлись некой роскошью на фоне остальных. Выделяется также новый тип дачи в архитектурном плане – мансардный дом, который мы можем встретить и по сей день. Тема дачного строительства является интересной для ученых, работающих в русле истории повседневности, а наличие разных планов типовых построек позволяет изучить этот вопрос во всем его многообразии и сформировать относительно полное представление о типовых советских дачах.