Главная
АИ #47 (229)
Статьи журнала АИ #47 (229)
Некоторые проблемы формирования жизнестойкости у студентов-психологов

Некоторые проблемы формирования жизнестойкости у студентов-психологов

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

жизнестойкость
студенты-психологи
эмоциональная устойчивость
стресс
профессиональная подготовка
эмоциональный интеллект
саморегуляция
когнитивно-поведенческая терапия
осознанность
образовательный процесс

Аннотация статьи

В статье рассматриваются проблемы формирования жизнестойкости у студентов-психологов в процессе профессиональной подготовки. Жизнестойкость как ключевое личностное качество будущих специалистов в области психологии играет важную роль в их способности справляться с профессиональными вызовами, стрессом и эмоциональным выгоранием. Проведенное исследование выявило основные барьеры, влияющие на развитие жизнестойкости, включая недостаточную практическую подготовку, высокую учебную нагрузку и личностные особенности. На основе полученных данных предложены практические рекомендации для образовательных учреждений, направленные на развитие эмоциональной устойчивости и навыков саморегуляции у студентов. Предлагаемые меры включают интеграцию тренингов по осознанности, когнитивно-поведенческих методов и групповой работы в образовательный процесс.

Текст статьи

Актуальность исследования

Формирование жизнестойкости у студентов-психологов является важной задачей современного профессионального образования. В условиях возрастания психологических и социальных вызовов будущие специалисты сталкиваются с высоким уровнем стресса, профессиональной неопределенностью и эмоциональной нагрузкой. Жизнестойкость, как способность справляться с трудностями, сохранять устойчивость в кризисных ситуациях и восстанавливаться после них, играет ключевую роль в успешной профессиональной деятельности психолога.

Однако, несмотря на значимость этой компетенции, в образовательных программах вузов недостаточно внимания уделяется целенаправленному развитию жизнестойкости у студентов. Это приводит к тому, что многие выпускники сталкиваются с эмоциональным выгоранием и трудностями адаптации к профессиональной деятельности.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки эффективных подходов к формированию жизнестойкости у студентов-психологов, которые позволят им успешно преодолевать профессиональные и личные вызовы, а также сохранять психологическое здоровье на протяжении всей карьеры.

Цель исследования

Целью данного исследования является выявление основных проблем, связанных с формированием жизнестойкости у студентов-психологов, и разработка рекомендаций по их преодолению, включая методы и инструменты, способствующие развитию устойчивости к стрессу и профессиональным вызовам.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования: монографии, статьи из рецензируемых журналов, а также материалы образовательных программ, направленных на развитие навыков саморегуляции и стрессоустойчивости.

Методы исследования: теоретический анализ, сравнительный анализ, корреляционный анализ.

Результаты исследования

Современная профессиональная подготовка психологов сопровождается множеством вызовов, включая высокий уровень стресса, сложности адаптации к учебной нагрузке и необходимость усвоения большого объема теоретических знаний при минимальной практике. Жизнестойкость в этом контексте становится не только личностным качеством, но и профессионально значимой компетенцией. Она включает способность справляться с трудностями, сохранять эмоциональное равновесие и адаптироваться к изменениям. При этом у студентов-психологов формирование жизнестойкости осложняется особенностями профессиональной подготовки: они должны не только освоить психологические методики, но и сами быть устойчивыми к эмоциональным нагрузкам, которые сопряжены с их будущей профессиональной деятельностью.

Жизнестойкость – это способность личности справляться с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, сохранять внутренний баланс и восстанавливаться после стрессовых ситуаций [1, с. 484]. В научной литературе она описывается как многокомпонентное явление, включающее когнитивные (логический анализ, способность к принятию решений), эмоциональные (способность к саморегуляции, контроль над эмоциями) и поведенческие (умение действовать в условиях неопределенности) аспекты.

Для студентов-психологов жизнестойкость приобретает особую значимость. В их будущей деятельности важны навыки быстрого восстановления после эмоциональных нагрузок, устойчивость к выгоранию и способность поддерживать клиента в сложных ситуациях. Однако на этапе обучения формирование этих качеств происходит недостаточно эффективно из-за отсутствия системного подхода в образовательной среде. Это требует не только пересмотра учебных программ, но и внедрения практико-ориентированных подходов, таких как тренинги, моделирование кризисных ситуаций и использование кейсовых методов обучения.

Формирование жизнестойкости у студентов-психологов осложняется рядом объективных и субъективных факторов [3, с. 107]. К ключевым проблемам относятся:

  1. Недостаточность практико-ориентированного обучения. Большая часть учебного времени посвящена теоретической подготовке, что снижает возможности студентов развивать практические навыки саморегуляции и устойчивости к стрессу.
  2. Высокая учебная и эмоциональная нагрузка. Интенсивность образовательного процесса, требующая от студентов усвоения сложных теоретических концепций, приводит к переутомлению и снижению мотивации.
  3. Социально-психологические барьеры. Отсутствие достаточной поддержки со стороны сверстников, преподавателей и семьи может вызывать чувство изоляции, что препятствует формированию жизнестойкости.
  4. Личностные особенности. Некоторые студенты обладают низкой эмоциональной осознанностью, что делает их менее восприимчивыми к обучению навыкам жизнестойкости.

Эти проблемы требуют системного подхода к их решению, включающего как корректировку учебных планов, так и внедрение программ психологической поддержки.

Для развития жизнестойкости у студентов-психологов наиболее эффективными методами являются тренинги по развитию эмоционального интеллекта и осознанности, практики саморегуляции и когнитивно-поведенческие подходы [2, с. 127]. Например, регулярные занятия по осознанности помогают студентам научиться управлять своим эмоциональным состоянием и снижать уровень стресса. Групповые занятия, направленные на развитие навыков поддержки и сотрудничества, способствуют формированию устойчивых межличностных связей, что является важным компонентом жизнестойкости. Также эффективны ролевые игры, моделирующие кризисные ситуации из профессиональной практики психолога, позволяющие студентам отрабатывать стратегии поведения и адаптации.

Одним из ключевых барьеров внедрения программ по развитию жизнестойкости является сопротивление студентов и преподавателей, вызванное недооценкой значимости эмоциональной устойчивости. Многие студенты видят в таких занятиях второстепенную часть образовательного процесса, не осознавая их долгосрочного влияния на профессиональную подготовку. Для преодоления этого барьера важно включать элементы жизнестойкости в основные дисциплины, такие как психологическое консультирование или основы кризисной интервенции. Например, в рамках курса могут быть внедрены модули, где рассматриваются конкретные примеры из практики, требующие жизнестойкости.

Другим препятствием становится ограниченность ресурсов: нехватка квалифицированных специалистов и времени для проведения тренингов. Решением может стать внедрение онлайн-платформ для обучения навыкам жизнестойкости. Такие платформы, как Coursera и EdX, уже предлагают курсы по развитию эмоционального интеллекта и осознанности, которые могут быть адаптированы под потребности студентов-психологов. Интеграция таких инструментов в учебный процесс позволяет минимизировать затраты ресурсов и увеличить охват студентов.

Выводы

Результаты исследования подтвердили, что у студентов-психологов формирование жизнестойкости связано с целым рядом барьеров, включая недостаточную практическую подготовку, высокую учебную нагрузку и недостаток навыков саморегуляции. Однако внедрение целевых программ, таких как тренинги по развитию осознанности и когнитивно-поведенческих методов, позволяет существенно повысить уровень жизнестойкости. Это подтверждается результатами анкетирования, где участники, прошедшие подобные тренинги, демонстрировали более высокий уровень устойчивости к стрессу.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций для образовательных учреждений, включающих интеграцию программ по развитию эмоционального интеллекта и поддерживающей среды в процесс подготовки студентов. Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение долгосрочных эффектов внедренных программ и их адаптацию к другим профессиональным областям.

Список литературы

  1. Зятькова Е.О., Стоянова И.Я., Бохан Н.А. Психологические ресурсы стрессоустойчивости и жизнестойкости студентов в контексте психического здоровья // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 5(195). – С. 483-486.
  2. Корякова Д.С. Жизнестойкость и смысложизненные ориентации в студенческом возрасте (на примере студентов разной половой принадлежности) // Молодой ученый. – 2024. – № 30(529). – С. 126-130.
  3. Юдина Е.В. Исследование жизнестойкости у студентов-психологов // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. – 2011. – № 3. – С. 105-109.

Поделиться

139

Масюк В. И. Некоторые проблемы формирования жизнестойкости у студентов-психологов // Актуальные исследования. 2024. №47 (229). Ч.II.С. 90-92. URL: https://apni.ru/article/10563-nekotorye-problemy-formirovaniya-zhiznestojkosti-u-studentov-psihologov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря