Валютное законодательство порой вызывает вопросы и является непростой сферой регулирования, потому что нарушения не всегда «лежат на поверхности». Особенно остро этот вопрос встал в период санкций при работе с иностранными партнерами. Актуальность темы конкуренции административной и уголовной ответственности при незаконном перемещении валюты обусловлена необходимостью эффективного правового регулирования валютных операций для обеспечения экономической и финансовой безопасности Российской Федерации.
Валютное регулирование в России регламентирует Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [2]. Закон устанавливает основные принципы валютного регулирования и контроля, определяет полномочия органов государственной власти и банковских учреждений в данной сфере, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов. Нарушение валютного законодательства может привести к серьезным экономическим последствиям, включая утечку капитала и дестабилизацию финансовой системы. Для предотвращения этих угроз законодательством предусмотрены различные меры ответственности за незаконные валютные операции, в том числе административная и уголовная.
Валютное законодательство обязательно к соблюдению в России. Нарушение его правил влечет наступление ответственности вплоть до уголовной.
Примерами незаконных валютных операций являются:
- приобретение или продажа иностранной валюты или чеков с номиналом в иностранной валюте без участия уполномоченных банков;
- проведение валютных операций в иностранной валюте не через счета, открытые в уполномоченных банках, или минуя заграничные счета, в случаях, не предусмотренных федеральным валютным законодательством;
- проведение не предусмотренных валютным законодательством операций при участии средств, зачисленных на заграничные счета.
Кроме того, к валютным нарушениям относят:
- непредставление и представление с нарушением сроков сведений об открытии/закрытии заграничных счетов резидентов, которые занимаются предпринимательством;
- не сдача отчетности (либо нарушение сроков ее сдачи) о проведении валютных операций;
- несвоевременное зачисление резидентами средств на счета в уполномоченных банках от операций, совершенных с нерезидентами;
- несвоевременный возврат на территорию России средств, полученных от нерезидента за несовершенную в РФ сделку.
Уголовная ответственность за проведение незаконных валютных операций установлена ст. 193, 193.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации [4].
Невозврат из-за рубежа денег в иностранной валюте является основанием для привлечения к уголовной ответственности. Невозвращенными деньгами являются суммы, которые должны были быть по контракту зачислены в уполномоченном банке резиденту, но так и не дошедшие до соответствующих расчетных счетов. Если размер не зачисленных средств превысил 9 млн рублей, это относится к крупному размеру.
Максимальное наказание, предусмотренное санкцией указанной статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации, является лишение свободы сроком до пяти лет со штрафом до 1 млн рублей.
Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов, образует состав ст. 193.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации.
Максимальное наказание, предусмотренное санкцией указанной статьи Уголовного Кодекса Российской Федерации, является лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом до 1 млн рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.
Назначаемые за нарушение валютного законодательства штрафы указаны в ст. 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3].
Максимальный размер штрафных санкций по данной статье для физических лиц составляет 20 000 рублей, для должностных лиц – 50 000 рублей, для юридических лиц до 1 млн рублей.
Однако применение уголовной ответственности встречается реже по сравнению с административной, что связано с более сложным процессом доказывания умысла и иных элементов состава преступления. Тем не менее уголовные дела, связанные с незаконным перемещением валюты, вызывают большой общественный резонанс и имеют значительное влияние на правоприменительную практику.
Одной из основных проблем в правоприменительной практике является разграничение административной и уголовной ответственности за незаконное перемещение валюты. В некоторых случаях одно и то же деяние может квалифицироваться как административное правонарушение и как преступление. Это вызывает вопросы о правомерности применения тех или иных санкций и обоснованности квалификации деяний.
Для решения выявленных проблем необходимо, прежде всего, усовершенствовать законодательство в сфере валютного регулирования и контроля. В частности, требуется четкое разграничение составов административных правонарушений и преступлений, что позволит исключить возможность двойного наказания за одно и то же деяние. Также важно улучшить взаимодействие между органами, осуществляющими валютный контроль и надзор, и правоохранительными органами. Это позволит более эффективно выявлять и пресекать нарушения валютного законодательства, а также правильно квалифицировать деяния и применять соответствующие меры ответственности [5, с. 323-327].
Кроме того, следует обратить внимание на повышение квалификации сотрудников, занимающихся расследованием и рассмотрением дел о нарушении валютного законодательства. Это поможет точнее определять составы правонарушений и преступлений, а также правильно применять нормы права.
Конкуренция административной и уголовной ответственности при незаконном перемещении валюты является сложной и многоаспектной проблемой, требующей комплексного подхода. Анализ научных источников и правоприменительной практики показывает, что для эффективного решения данной проблемы необходимо усовершенствование законодательства, улучшение взаимодействия между органами государственного контроля и правоохранительными органами, а также повышение квалификации сотрудников, занимающихся рассмотрением дел о нарушении валютного законодательства. Эти меры позволят более эффективно бороться с нарушениями валютного законодательства и обеспечат экономическую безопасность государства.