Главная
АИ #47 (229)
Статьи журнала АИ #47 (229)
Профессиональный рост педагога как одно из условий повышения качества образовани...

Профессиональный рост педагога как одно из условий повышения качества образования

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

компетентность
современное образование
самообразование

Аннотация статьи

Сегодня образование нуждается в педагоге, способном к непрерывному профессиональному совершенствованию и способном выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. Компетентный педагог – это педагог, владеющий основами педагогической науки и нормативного обеспечения, теорией и методикой обучения и воспитания, имеющий практику их применения.

Текст статьи

На сегодняшний день одной из главных целей современного образования является удовлетворение текущих и перспективных потребностей личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социализации в обществе, самообразованию и совершенствованию. Залог достижения поставленных целей – это прогнозирование результатов своей деятельности и моделирование образовательного процесса педагогом. Именно поэтому резко возросла потребность в квалифицированной, творчески мыслящей, конкурентоспособной личности педагога, способного воспитать человека в современном мире.

Как показывает практика, любые реформы и изменения в системе образования не смогут дать ожидаемого эффекта, если учитель, от которого в конечном счете зависит их реализация, не обладает достаточным набором необходимых компетенций и уровнем профессионализма.

Социально-экономическое и духовное развитие общества напрямую зависит от профессионального уровня педагога. Изменения, происходящие в современной системе образования, обусловливают необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога, то есть его профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность учителя можно определить как совокупность личностных и профессиональных качеств, которые необходимы для успешного обучения. Понятие профессиональной компетентности выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Компетентным можно назвать педагога, осуществляющего педагогическую деятельность на достаточно высоком уровне, добивается стабильно высоких результатов в обучении и воспитании детей, творчески работает, восприимчив к педагогическим инновациям, способен адаптироваться к изменяющейся профессиональной среде.

Исходя из современных требований к педагогу, образовательное учреждение определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Аттестация на соответствие квалификационной категории и занимаемой должности;
  • Повышение квалификации и самообразование педагогов;
  • Знание современных образовательных технологий, методических приемов, педагогического инструментария и их постоянное совершенствование;
  • Активное участие в работе методических объединений, конференций, семинаров, мастер-классов;
  • Участие в различных конкурсах и экспертных комиссиях;
  • Распространение педагогического опыта;
  • Публикация методических материалов в средствах массовой информации, в сборниках,
  • Знание информационный технологий, ведение собственного сайта или страницы в сетевых педагогических сообществах.

Рост качества образования и воспитания в образовательном учреждении зависит от уровня подготовки педагогов, который не возможен без процесса самообразования преподавателя.

Самообразование является необходимым условием профессиональной деятельности педагога. Чтобы учить других, он должен знать больше, чем другие, и не только знать свой предмет и методы его преподавания, но и обладать знаниями в смежных научных областях, различных сферах общественной жизни и т. д.

Чтобы заниматься самообразованием, педагогу необходима мотивация, к которой относятся активность учителя, потребность в знаниях, желание работать над собой, а также, стимулы со стороны администрации школы, желание занять определенное место в коллективе.

Также, целью самообразования могут быть такие профессиональные значимые качества личности, как организованность, работоспособность, снисходительность, настойчивость, самокритичность и др.

Результатом самообразования педагога может стать повышение качества преподавания предмета, опубликованные статьи, исследования, конспекты, программы, сценарии, разработанные новые методы, формы и приемы обучения, дидактические материалы и методические рекомендации, информационные технологии, открытые уроки, мастер-классы, семинары, тренинги, конференции, а также обобщенный опыт работы.

 Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего упоминают учителя, – это отсутствие источников информации, нехватка времени, отсутствие стимулов и т. д. Это просто проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности педагогов предъявляются не только новым образовательным стандартом, но и временем, в котором мы живем. Педагоги должны помнить важные слова русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

Список литературы

  1. Асанова Н.А. Основные компетенции современного учителя // Н.А. Асанова.
  2. Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства / Учебное пособие для вузов / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.
  3. Петренко А.А. Развитие профессионализма педагога в системе непрерывного образования: ведущие тенденции / А.А. Петренко // Вестник ТГУ. – 2008. – № 2. – С. 312-316.

Поделиться

300

Воржавинова Е. А., Наумова О. С. Профессиональный рост педагога как одно из условий повышения качества образования // Актуальные исследования. 2024. №47 (229). Ч.II.С. 67-69. URL: https://apni.ru/article/10577-professionalnyj-rost-pedagoga-kak-odno-iz-uslovij-povysheniya-kachestva-obrazovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января