На сегодняшний день одной из главных целей современного образования является удовлетворение текущих и перспективных потребностей личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социализации в обществе, самообразованию и совершенствованию. Залог достижения поставленных целей – это прогнозирование результатов своей деятельности и моделирование образовательного процесса педагогом. Именно поэтому резко возросла потребность в квалифицированной, творчески мыслящей, конкурентоспособной личности педагога, способного воспитать человека в современном мире.
Как показывает практика, любые реформы и изменения в системе образования не смогут дать ожидаемого эффекта, если учитель, от которого в конечном счете зависит их реализация, не обладает достаточным набором необходимых компетенций и уровнем профессионализма.
Социально-экономическое и духовное развитие общества напрямую зависит от профессионального уровня педагога. Изменения, происходящие в современной системе образования, обусловливают необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога, то есть его профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность учителя можно определить как совокупность личностных и профессиональных качеств, которые необходимы для успешного обучения. Понятие профессиональной компетентности выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Компетентным можно назвать педагога, осуществляющего педагогическую деятельность на достаточно высоком уровне, добивается стабильно высоких результатов в обучении и воспитании детей, творчески работает, восприимчив к педагогическим инновациям, способен адаптироваться к изменяющейся профессиональной среде.
Исходя из современных требований к педагогу, образовательное учреждение определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
- Аттестация на соответствие квалификационной категории и занимаемой должности;
- Повышение квалификации и самообразование педагогов;
- Знание современных образовательных технологий, методических приемов, педагогического инструментария и их постоянное совершенствование;
- Активное участие в работе методических объединений, конференций, семинаров, мастер-классов;
- Участие в различных конкурсах и экспертных комиссиях;
- Распространение педагогического опыта;
- Публикация методических материалов в средствах массовой информации, в сборниках,
- Знание информационный технологий, ведение собственного сайта или страницы в сетевых педагогических сообществах.
Рост качества образования и воспитания в образовательном учреждении зависит от уровня подготовки педагогов, который не возможен без процесса самообразования преподавателя.
Самообразование является необходимым условием профессиональной деятельности педагога. Чтобы учить других, он должен знать больше, чем другие, и не только знать свой предмет и методы его преподавания, но и обладать знаниями в смежных научных областях, различных сферах общественной жизни и т. д.
Чтобы заниматься самообразованием, педагогу необходима мотивация, к которой относятся активность учителя, потребность в знаниях, желание работать над собой, а также, стимулы со стороны администрации школы, желание занять определенное место в коллективе.
Также, целью самообразования могут быть такие профессиональные значимые качества личности, как организованность, работоспособность, снисходительность, настойчивость, самокритичность и др.
Результатом самообразования педагога может стать повышение качества преподавания предмета, опубликованные статьи, исследования, конспекты, программы, сценарии, разработанные новые методы, формы и приемы обучения, дидактические материалы и методические рекомендации, информационные технологии, открытые уроки, мастер-классы, семинары, тренинги, конференции, а также обобщенный опыт работы.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего упоминают учителя, – это отсутствие источников информации, нехватка времени, отсутствие стимулов и т. д. Это просто проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
В современных условиях требования к профессиональной компетентности педагогов предъявляются не только новым образовательным стандартом, но и временем, в котором мы живем. Педагоги должны помнить важные слова русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».