На наш взгляд, основная причина кроется в том, что на землях садоводческих товариществ работают люди пенсионного и предпенсионного возраста, отсутствие желания у молодежи и экономические трудности связанные с ведением деятельности (зачастую отсутствие транспортной сети, дорогой посадочный материал, дорогие удобрения и средства борьбы с вредителями) приводят к сокращению земель садоводческих хозяйств [4].
Исключение составляют садоводческие товарищества, расположенные в пригороде городов.
В существующем законодательстве имеется ряд недостатков, требующих исправления. Самый чувствительный из них отсутствие баланса прав и обязанностей субъектов правоотношений. Проще говоря, у граждан, а также у внешних организаций (всякого рода надзоры, поставщики коммунальных ресурсов) слишком много прав, а у руководства объединений – слишком много обязанностей по сравнению с правами.
В результате руководство объединений не в состоянии применять эффективные меры к нерадивым садоводам. Проблема баланса прав и обязанностей сказывается и на том, что надзорные органы склонны штрафовать весь коллектив как юридическое лицо за нарушения отдельных граждан, даже если ответственность последних прописана в решениях собраний.
Это ре связано с ещё одной фундаментальной проблемой – государство не желает видеть за фасадом юридического лица людей, ради которых это юридическое лицо создано. Коллективная ответственность –только один пункт из Длинного списка на эту тему [5].
Вот ещё некоторые проблемы:
- Высокие тарифы ре на электроэнергию.
- Газификация.
Садоводов вынуждают строить газовые распределительные сети за свой счёт, а затем либо бесплатно передавать их газовым службам, либо нанимать их для обслуживания за немалые деньги.
Гораздо эффективнее строить сети за счёт поставщика ресурсов, а расходы частично компенсировать при подключении, а частично включать в цену газа.
Налоги. Создаётся впечатление, что ставки земельного налога устанавливаются из единственного соображения – собрать как можно больше денег с несчастных садоводов.
Задача государства – создавать такую систему законов, при которой добросовестные граждане получали бы преимущества по сравнению с недобросовестными. Но ряд невнятных формулировок и недоговорённостей в законах приводит к тому, что элементарная задача взыскания задолженностей выливается в многолетние хождения по судам.
Если сейчас заняться совершенствованием садоводческого законодательства, то начать нужно с вещей концептуальных. Следует хорошо осмыслить, с чем мы имеем дело, когда говорим о садоводстве, какие процессы и отношения необходимо регулировать и в какой степени.
Специфичность и сложность функционирования системы садоводства обусловливает многовариантный подход при различных альтернативных стратегиях повышения экономической эффективности [3].
Наиболее предпочтительна реализация сценария, предполагающего использование стабильной, гибкой государственной поддержки, направленной на обеспечение восприимчивости отраслей к научно-техническим достижениям, развитие цивилизованных рыночных отношений, повышение доходности сельских товаропроизводителей.
В садоводстве требуется освоение эффективной технологии возделывания плодовых культур с максимальным использованием их сортового и биоклиматического потенциала, в перерабатывающей промышленности – освоение выпуска пищевых продуктов по принципам здорового питания, создание экономичных технологических процессов, рост автоматизации и механизации производства.
В условиях интенсивного садоводства повышение экономической эффективности насаждений остригается за счёт дополнительных вложений средств.
Вместе с тем следует отметить, что при неизменной системе ведения отрасли дальнейший рост интенсивности производства не всегда обеспечивает соответствующий эффект, то есть наступает период, когда окупаемость дополнительных вложений снижается.
Следовательно, создаются объективные предпосылки постоянного усовершенствования технологии производства, в частности разработки, более эффективных типов насаждений.
В настоящий момент наблюдается спрос на недвижимость вокруг крупных городов для не сельскохозяйственного использования, а земли для ре сельскохозяйственного использования спросом почти не пользуются.
Одной из причин такого положения вещей является необходимость юридически закрепить использование таких земель, чтобы не допустить раздробленности эффективно работающих сельскохозяйственных предприятий.