Прокурорские проверки в учреждениях, где содержатся осужденные, играют ключевую роль в предотвращении и устранении нарушений их прав. Эти проверки проводятся регулярно, независимо от наличия конкретных жалоб или сведений о нарушениях.
Задачи прокурорского надзора четко определены в приказе Генерального прокурора РФ от 16 января 2014 года № 6 (ред. от 13.02.2023), который касается контроля за исполнением законов администрациями учреждений, исполняющих уголовные наказания, а также следственных изоляторов. В ходе проверок прокуроры должны уделять особое внимание случаям унижения человеческого достоинства, произвола и жестокого обращения со стороны сотрудников учреждений.
Для повышения эффективности прокурорского надзора необходимо установить строгий контроль за устранением выявленных нарушений. Факты неисполнения предписаний прокуратуры со стороны администраций исправительных учреждений и следственных изоляторов не должны оставаться без реакции. Это обеспечит защиту прав осужденных и повысит уровень законности в системе исполнения наказаний.
Конституция Российской Федерации определяет основные принципы организационного устройства и функционирования прокуратуры. В ней изложены ключевые аспекты, касающиеся структуры и задач прокурорских органов, что подчеркивает важность их роли в системе правосудия и защите прав человека.
Полномочия, структура и порядок работы прокуратуры Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре). Этот закон устанавливает основные цели и задачи прокуратуры, определяет её функции, принципы организации и функционирования, а также полномочия Генерального прокурора и нижестоящих прокуроров. В нем также прописаны процедуры назначения и освобождения прокуроров от должности.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации также закрепляет полномочия прокуроров по осуществлению надзорной деятельности за местами лишения свободы. Важную роль в организации работы прокуратуры играют нормативные акты.
Надзор за соблюдением законов в местах лишения свободы регулируется Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16 января 2014 года № 6 (ред. от 13.02.2023), «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Полномочия прокурора и организация работы по осуществлению надзора за исполнением законов в местах лишения свободы
Прокурорский надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях имеет важное значение, поскольку в этих местах находятся граждане, которые изолированы от общества. Это изоляция влечет за собой ограничения их личной неприкосновенности и других прав. Люди, находящиеся в местах лишения свободы, имеют значительно меньше возможностей для защиты своих прав и законных интересов по сравнению с теми, кто на свободе. В то же время, риски нарушения прав осужденных со стороны администрации учреждений гораздо выше.
Для эффективного осуществления прокурорского надзора за деятельностью органов, исполняющих наказания, прокуроры наделены широкими полномочиями, которые имеют властно-распорядительный характер. Эти полномочия перечислены в статье 33 Закона о прокуратуре и направлены на решение задач, связанных с обеспечением законности и защиты прав граждан в исправительных учреждениях.
Прокуроры обладают важными полномочиями, направленными на устранение нарушений законодательства и предотвращение их повторения в деятельности поднадзорных органов и учреждений. К этим полномочиям относятся:
- Требования к администрации. Прокурор может требовать создания условий, которые обеспечивают соблюдение прав осужденных.
- Внесение протестов и представлений. Прокурор вправе инициировать протесты и представления для исправления выявленных нарушений.
- Отмена незаконных взысканий. Прокурор имеет право отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на осужденных с нарушением закона.
- Инициирование уголовных дел. Прокурор может возбуждать уголовные дела или административные производства в случаях, когда это необходимо.
Надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях осуществляют прокуроры, которые возглавляют соответствующие прокуратуры. Их юрисдикция включает контроль за исполнением законодательства администрациями исправительных и воспитательных колоний, тюрем, а также лечебных исправительных учреждений.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации функционируют специализированные отделы или группы прокуроров, которые возглавляют старшие помощники прокуроров на уровне республик, краев и областей. Их основная задача заключается в надзоре за законностью исполнения уголовных наказаний.
Во время обхода жилых и коммунально-бытовых помещений прокурор проводит опрос осужденных, выясняя, есть ли у них жалобы или заявления. Опрос может проходить как в присутствии представителей администрации учреждения, так и без них. При необходимости прокурор может предложить осужденным составить письменное заявление или объяснение.
В рамках осуществления надзора прокурор выполняет следующие действия:
- Проверяет, как сотрудники и должностные лица исполняют законы в ответ на жалобы и сообщения о правонарушениях.
- Запрашивает для анализа приказы, распоряжения, инструкции и другие документы, а также информацию о мерах, принимаемых для обеспечения законности.
- Оценивает законность применения администрацией дисциплинарных мер за нарушения порядка содержания.
- Требует от должностных лиц и граждан предоставления устных и письменных объяснений по фактам нарушения закона.
- В случае выявления нарушений прокурор принимает необходимые меры для их устранения.
При проведении комплексных проверок прокурору следует обратить внимание на несколько ключевых аспектов, касающихся условий содержания осужденных:
- Законность содержания: необходимо установить, законно ли находятся осужденные в местах лишения свободы.
- Раздельное содержание: важно проверить соблюдение законодательства о раздельном содержании осужденных в исправительных учреждениях.
- Переводы осужденных: следует оценить законность и обоснованность переводов осужденных между колониями и тюрьмами одного типа.
- Режим содержания: Прокурор должен убедиться, что режим содержания осужденных соответствует типу исправительного учреждения.
- Условия отбывания наказания: необходимо проверить соблюдение норм закона относительно материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных.
- Трудовая деятельность: важно выяснить, как соблюдаются требования законодательства при привлечении осужденных на труд, включая охрану труда и профессиональное обучение.
- Воспитательное воздействие: следует оценить, как осуществляется воспитательное воздействие на осужденных в соответствии с законом.
- Оперативно-розыскная деятельность: Прокурор должен проверить законность проведения оперативно-розыскных мероприятий в учреждениях.
- Использование технических средств: важно обеспечить соблюдение прав осужденных при применении технических средств надзора.
- Применение силы: необходимо установить законность и обоснованность применения физической силы, специальных средств и оружия администрацией в случаях сопротивления со стороны осужденных.
- Борьба с преступностью: Прокурор должен оценить состояние борьбы с преступлениями и правонарушениями в исправительных учреждениях, а также соблюдение уголовно-процессуального законодательства при проведении следственных действий.
- Условно-досрочное освобождение: следует проверить, как администрация исправительных учреждений соблюдает порядок представления осужденных на условно-досрочного освобождение или замене наказания на более мягкий.
- Жалобы и заявления: важно удостовериться, что администрация корректно рассматривает жалобы и заявления осужденных.
- Приказы и распоряжения: необходимо оценить законность приказов и распоряжений администрации учреждений.
- Содействие освобождаемым: Прокурор должен проверить выполнение обязанностей администрацией по содействию освобожденным в трудовом и бытовом устройстве.
Акты прокурорского реагирования представляют собой официальные инструменты, предусмотренные «Законом о прокуратуре РФ», которые позволяют прокурору осуществлять свои полномочия по предупреждению и устранению правонарушений. К таким актам относятся протест прокурора (статья 23), представление прокурора (статья 24), постановление прокурора (статья 25), предостережение о недопустимости нарушения закона, а также информация о несоответствии актов Правительства РФ Конституции РФ. Используя эти инструменты, прокурор может опротестовывать незаконные правовые акты, устранять нарушения, инициировать уголовные или административные дела и предотвращать правонарушения.
Прокурорские акты реагирования включают в себя ряд инструментов, направленных на обеспечение соблюдения законодательства. К ним относятся постановления прокурора, которые выносятся по результатам проверок, а также протесты на незаконные приказы, распоряжения и инструкции, издаваемые администрацией учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Важным элементом прокурорского реагирования являются представления, которые направляются в органы или должностным лицам, обладающим полномочиями для устранения выявленных нарушений.
Представление прокурора – это письменный акт, который адресуется органу или должностному лицу, уполномоченному устранить нарушения закона. Оно основывается на обобщенных данных о состоянии законности и имеет целью не только устранение конкретных нарушений, но и предупреждение их в будущем. В соответствии с представлением прокурора, в течение одного месяца должны быть приняты меры по устранению выявленных нарушений и причин, способствующих им. О результатах необходимо сообщить прокурору в письменном виде.
При получении жалобы или заявления о нарушении закона прокурор обязан в установленные сроки рассмотреть их и уведомить заявителя о принятом решении. Жалобы могут поступать как через администрацию, так и непосредственно на личных приемах прокурора, где он также может опрашивать лиц, находящихся в местах лишения свободы. При этом у заключенных есть возможность подать жалобу без присутствия представителей администрации.
Поскольку лица, лишенные свободы, находятся в условиях строгой изоляции, их обращения о нарушении прав, унижении достоинства или фактах произвола требуют особого внимания. Особенно серьезные случаи подлежат тщательной проверке с выездом на место.