Евразийский экономический союз (ЕАЭС) представляет собой амбициозный интеграционный проект, в рамках которого осуществляется масштабное экономическое взаимодействие между странами-участницами. Ключевым аспектом этого взаимодействия является формирование согласованной промышленной политики, которая призвана обеспечить устойчивое развитие экономик стран-членов союза.
Промышленный сектор играет фундаментальную роль в экономике ЕАЭС, формируя примерно 25% совокупного ВВП объединения. Это свидетельствует о значительном производственном потенциале союза и подчеркивает важность промышленной кооперации между странами-участницами. Структурные изменения в экономике, происходящие в современных условиях, являются определяющим фактором экономического роста и служат индикатором уровня научно-технологического развития государств-членов ЕАЭС [6].
Особое внимание следует уделить положению России как крупнейшей экономики союза. Несмотря на наблюдаемый рост ВВП, российская экономика демонстрирует неоднозначные тенденции развития. С одной стороны, отмечается общий экономический рост, с другой – присутствуют признаки деиндустриализации и структурной деформации экономики. Эта ситуация создает определенные риски не только для национальной экономической безопасности России, но и для всего интеграционного объединения в целом.
Анализ текущей ситуации показывает, что промышленность формирует около четверти суммарного ВВП ЕАЭС, являясь одним из ключевых драйверов экономического развития интеграционного объединения. При этом современная российская экономика, будучи крупнейшей в союзе, характеризуется противоречивыми тенденциями: наблюдается рост ВВП при одновременной деформации структуры экономики и признаках деиндустриализации, что создает определенные риски для национальной экономической безопасности и международной конкурентоспособности.
Исследование промышленной политики стран ЕАЭС демонстрирует различные подходы к индустриальному развитию. Беларусь традиционно придерживается активной промышленной политики с существенным государственным участием, делая ставку на развитие машиностроения, химической промышленности и агропромышленного комплекса. Казахстан реализует программу индустриально-инновационного развития, направленную на диверсификацию экономики и снижение сырьевой зависимости. Армения и Кыргызстан, обладая меньшими масштабами экономики, концентрируются на развитии отдельных конкурентоспособных отраслей и привлечении иностранных инвестиций [1, с. 214].
Целью сотрудничества в рамках ЕАЭС в сфере промышленности является реализация согласованной промышленной политики, предусматривающей ускорение промышленного развития, повышение конкурентоспособности промышленности, технологическая модернизация промышленных комплексов и импортозамещение промышленных товаров на общем рынке ЕАЭС.
Можно увидеть, что в результате согласованной структурной политики в России и других странах – участницах ЕАЭС удалось отрицательную динамику ВВП изменить на положительную, однако темпы роста экономик стран сильно отличаются и, кроме Армении и Кыргызстана, не достигли уровня 2013 года.
Тем не менее картина отраслевой структуры в каждой стране – участнице ЕАЭС далеко неодинакова. Так, промышленность занимает ведущее место только в структуре национальной экономики Белоруссии и России, формируя 30,9% и 26,9% ВВП соответственно [7].
Главной особенностью международной экономической интеграции в рамках ЕАЭС является явное доминирование России по ряду показателей, в том числе по численности населения, доле ВВП, объемам промышленного производства, экспорту и импорту, взаимной торговле, привлечению инвестиций и др. Это обеспечивает сильные позиции Российской Федерации в ЕАЭС. В 2020 году разброс показателя ВВП на душу населения внутри ЕАЭС составил 8,9 раза. Значения душевого показателя ВВП для России и Казахстана достигли в 2020 году 10,7 и 8,8 тыс. долл. США/чел. соответственно. Самые низкие у Кыргызстана и Армении – 0,4 и 0,6 тыс. долл. США/чел. соответственно. При этом Кыргызстан, население которого превосходит по численности население Армении более чем в два раза, производит ВВП меньше, чем Армения на 3,9 млрд долл. США. В то же время Беларусь превосходит по численности населения Армению чуть более чем в три раза, однако ее ВВП превышает этот показатель для Армении в 4,7 раза. Значение показателя «Объем промышленного производства» для России достигло 980,7 млрд долл. США, что составило 88,7 % объема промышленного производства в целом по ЕАЭС. Самые низкие у Армении и Кыргызстана – по 3,4 млрд долл. США/по 0,3% ЕАЭС [5, с. 22]
Важным аспектом промышленной интеграции ЕАЭС является формирование совместных производственных цепочек и промышленной кооперации. Статистические данные свидетельствуют о постепенном росте взаимной торговли промышленными товарами между странами союза, что указывает на углубление производственных связей. Особое значение приобретает развитие высокотехнологичных отраслей и создание совместных инновационных производств.
Анализ показывает, что страны ЕАЭС обладают значительным потенциалом для промышленной кооперации в таких отраслях как машиностроение, химическая промышленность, фармацевтика, электроника и производство транспортных средств. При этом существуют определенные барьеры для углубления промышленной интеграции, включая различия в технических регламентах, уровне технологического развития и институциональной среде.
Экономическая интеграция стран ЕАЭС в настоящее время сталкивается с целым комплексом серьёзных вызовов и проблем, требующих системного решения. Ключевой проблемой является существенная структурная неоднородность экономик стран-участниц. Это проявляется прежде всего в значительной диспропорции уровней экономического развития: разница в ВВП на душу населения между наиболее и наименее развитыми странами союза достигает 8,9 раза. Особенно заметно доминирующее положение России, на которую приходится 88,7% всего промышленного производства ЕАЭС, что создает определенный дисбаланс в интеграционных процессах [4, с. 200].
Существенные различия наблюдаются и в подходах к промышленной политике. Если в Беларуси преобладает модель активного государственного участия в экономике, то Армения и Кыргызстан придерживаются более либерального подхода с точечным развитием отдельных отраслей. Это затрудняет выработку единой промышленной политики в рамках союза.
Серьезную озабоченность вызывают проблемы промышленного развития. В российской экономике наблюдаются признаки деиндустриализации, что может негативно сказаться на всем интеграционном объединении. Промышленный сектор играет ведущую роль только в экономиках России и Беларуси, в то время как в других странах-участницах его значение существенно ниже. Технологическое отставание и необходимость модернизации производственных мощностей также создают препятствия для углубления промышленной кооперации. Особые сложности возникают при попытках формирования единых производственных цепочек из-за разного уровня технологического развития предприятий [3, с.135].
Интеграционные процессы существенно замедляются из-за наличия различных барьеров. К ним относятся различия в технических регламентах, неоднородность институциональной среды, разный уровень технологического развития стран-участниц. Отдельную проблему представляет сложность координации национальных программ развития, которые зачастую разрабатываются без должного учета интеграционной повестки.
Ситуацию осложняют современные вызовы внешней среды. Санкционное давление на Россию и Беларусь создает дополнительные препятствия для развития международного сотрудничества и требует ускоренного решения задач импортозамещения. Глобальная экономическая нестабильность усиливает риски для всех стран ЕАЭС и подчеркивает необходимость создания более устойчивых и независимых производственных цепочек внутри союза.
Перспективы углубления экономической интеграции во многом зависят от способности стран-участниц найти эффективные решения указанных проблем. Это потребует как совершенствования институциональной базы интеграции, так и реализации конкретных мер по развитию промышленной кооперации, унификации технических стандартов, координации экономической политики. Особое внимание следует уделить сокращению разрыва в уровнях экономического развития стран-участниц и формированию единого промышленно-технологического пространства.
Для повышения эффективности промышленной политики в рамках ЕАЭС необходимо усиление координации национальных программ развития, гармонизация технических стандартов и создание благоприятных условий для промышленной кооперации. Важным направлением является также развитие цифровых технологий и формирование единого цифрового пространства ЕАЭС, что может стать катализатором промышленной модернизации.
Отдельного внимания заслуживает вопрос импортозамещения и развития собственных производственных компетенций в стратегически важных отраслях. В условиях глобальной нестабильности и санкционного давления страны ЕАЭС активизируют усилия по созданию независимых производственных цепочек и локализации критически важных технологий.
Результаты исследования показывают, что успешная реализация промышленной политики в рамках ЕАЭС требует системного подхода, учитывающего как национальные приоритеты развития каждой страны-участницы, так и общие цели интеграционного объединения. При этом особое значение приобретает развитие инновационной составляющей промышленного производства и создание условий для технологического прорыва в ключевых отраслях.
В заключение следует отметить, что формирование эффективной промышленной политики ЕАЭС является долгосрочным процессом, требующим постоянной координации усилий всех участников интеграционного объединения. Успех в этой области во многом будет определять конкурентоспособность союза на глобальном рынке и способность отвечать на современные экономические вызовы.