С экономической точки зрения физическую культуру и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящейся к непроизводственной сфере и потому прямо не участвующей в создании материального продукта. Физическая культура и спорт - одна из сфер общественной деятельности. Развитие этой сферы происходит на базе экономических отношений общества [1].
Олимпийская Хартия (2019г.) содержит ряд правил (официальных разъяснений), имеющих экономическое содержание.
Правило 11 устанавливает, что Олимпийские игры являются исключительной собственностью Международного олимпийского комитета (МОК) которому принадлежат все права, связанные с ним.
Все доходы от празднования Олимпийских игр должны быть направлены на развитие олимпийского движения и спорта.
Правило 17 закрепляет права на использование олимпийской эмблемы (символ, флаг, девиз, гимн) исключительно за МОК.
Правило 28 устанавливает, что МОК может принимать подарки и наследство, а также изыскивать все другие средства, позволяющие ему выполнять свой задачи. Он получает доходы от использования прав, включая телевизионные права, а также от празднования олимпийских игр. МОК может выделить часть доходов от телевизионных прав в пользу международных спортивных федераций, национальных олимпийских комитетов, включая «Олимпийскую солидарность», и организационному комитету Олимпийских игр.
В официальных разъяснениях к Правилам 31 и 32 национальным олимпийским комитетам рекомендуется изыскивать источники финансирования, которые позволят им сохранить свою автономность во всех отношениях; осуществлять средств в соответствии с Олимпийской Хартией таким образом, чтобы сохранить достоинство и независимость соответствующему НОК.
В правиле 37 говорится, что все города кандидаты на проведение Олимпийских игр должны предложить свои финансовые гарантии, которые исполком МОК сочтет удовлетворительными. Такие гарантии может дать сам город-кандидат, местные, региональные или национальные общественные органы, государство или другие третьи страны. Сведения о характере, форме и точном содержании требуемых гарантии должны быть представлены в МОК не менее чем за шесть месяцев до открытия сессии МОК, на которых будет приниматься решение о месте проведения соответствующих Олимпийских игр.
В соответствии с официальными разъяснениями к Правилу 70 на Олимпийских играх не могут вручаться никакие другие призы и награды, за исключением медалей и дипломов.
Международная Хартия физического воспитания и спорта (1978г.) содержит две статьи экономического содержания.
Статья 4 устанавливает, что обучение, обеспечение кадрами и управление в области физического воспитания и спорта должны обеспечиваться квалифицированным персоналом.
Весь персонал, несущий профессиональную ответственность за физическое воспитание и спорт, должен иметь соответствующую квалификацию и подготовку. Он должен быть подобран тщательно, в достаточном количестве, получить предварительную подготовку, а также повышать свою квалификацию в целях обеспечения соответствующих уровней специализаций.
Статья 5 обращает внимание на необходимость обеспечения физического воспитания и спорта соответствующим оборудованием и инвентарем.
Особое внимание уделяется выделению достаточного количества оборудования и инвентаря для обеспечения активного участия подрастающего поколения в школьных и внешкольных программах по физическому воспитанию и спорту с учетом необходимости создания условий полной безопасности для занимающихся.
Спортивная Хартия Европы (1942г.) в ряде статьей, имеющих экономическое содержание, обращает внимание на следующие основные моменты.
Для обеспечения занятий спортом должна быть создана сеть спортивных сооружений, доступная всем желающим, с учетом подходящего времени для занятий, без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, кожи, языка, вероисповедания и иным убеждениям. Особые меры необходимо принять для того, чтобы обеспечить возможность занятий юным талантам и лицам с физическими недостатками или инвалидности.
Планирование сети спортивных сооружений должно считаться делом государственных органов [2].
Отраслевая структура народного хозяйства (н/х) характеризуется перечнем отраслей, отдельных производств и видов деятельности, выделившихся в экономике страны на основе общественного разделения труда сформировавшихся между ними пропорциями в распределении ресурсов и масштабов производства, межотраслевыми взаимосвязями, проявляющимися в обмене товарами и услугами.
В основе классификации отраслей народного хозяйства могут быть положены различные принципы, отражающие способы обеспечения однородных видов деятельности в одну классификационную единицу.
В настоящее время действует классификация «Отраслей народного хозяйства», принятая еще в 1976г. и претерпевшая в последние годы многочисленные поправки (17 позиций) с учетом изменившихся социально-экономических условий. Этот документ содержит полный перечень отраслей экономики, и является, официальны основанием для систематизации статистической отчетности по народному хозяйству, научного анализа состояния экономики и разработки прогноза.
Согласно классификации, все отрасли экономики объединены в две сферы – производственную (материальное производство) и непроизводственную (нематериальное производств).
Производственная сфера – представляет собой совокупность отраслей материального производства, имеющих конечным результатом своей деятельности некий материальный продукт (средства производства и предметы потребления). К отраслям производственной сферы относятся все отрасли промышленности (энергетика, строительство, с/х, лесное, речное хозяйство; транспорт и связь в той их части, которая обеспечивает функционирование именно промышленных отраслей) и торговля, с помощью которой конкретный товар (промежуточный продукт) доходит до потребителя.
Непроизводственная сфера – это комплекс отраслей, не производящих, как правило, непосредственно осязаемых материальных ценностей. В большинстве случаев это отрасли, связанные с удовлетворением нематериальных потребностей людей посредством предоставления разнообразных услуг, а именно: услуг жилищно-коммунального хозяйства, бытовое обслуживание, транспорта и связи, (для населения), здравоохранение, физическая культура и спорт, просвещение, культура, искусство, наука и научное обслуживание, сфера управления и др.
В основу классификации все отрасли (подотрасли) положены предприятия (организация), состоящая на самостоятельном балансе и выполняющие определенные виды деятельности. К числу основных организаций физической культуры и спорта, относят разнообразные физкультурно-спортивные сооружения (стадионы, дворцы спорта, бассейны, и т.д.) спортивные клубы, физкультурно-оздоровительные комплексы, различные типы спортивных школ, учебно-тренировочные центры, базы и др.
С экономической точки зрения физическая культура и спорт правомерно рассматривать как вид общественно полезной деятельности по оказанию разнообразных услуг, относящихся к непроизводственной сфере, и поэтому прямо не участвующей в создании материального продукта.
Производство и предоставление услуг, удовлетворяющих различные потребности населения, предполагают обеспечение этой деятельности целым рядом условий материально-технического, организационного и кадрового характера, а именно: развитие сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время учебно-тренировочных занятий, спортивных соревнований и зрительных мероприятий; профессиональную подготовку кадров; проведение научно-исследовательской работы; производство и реализацию спортивных товаров; ремонт прокат спортивного инвентаря и др. [3].
Названные виды деятельности обеспечиваются предприятиями (организациями), отличающимися принадлежностью к разным сферам народного хозяйства, направленностью своей основной деятельности, по их интегрированное функционирование как единого хозяйственного комплекса с единым координационным органом управления объективно оправдано тем, что они вместе, на основе взаимозависимости удовлетворяют одни и те же потребности людей в занятиях физическими упражнениями и видами спорта.
Именно это является одним из важнейших оснований утверждать, что физическая культура и спорт с формулировались в отрасль народного хозяйства.
Отрасль – это совокупность предприятий и организаций, характеризующихся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов, профессиональных навыков работающих и удовлетворяемых потребностей.
Анализ динамики основных показателей физической культуры и спорта в масштабах страны свидетельствует о наличии в развитии отрасли ряда тенденций, приобретающих в последние годы позитивный характер. К ним можно отнести: прогрессивное, в отличие от предшествующего периода, развитие сети физкультурно-спортивных сооружений, рост числа коллективов физической культуры и спортивных клубов, а также численности занимающихся физической культурой и спортом [2, 3].
Систематический рост численности физкультурных кадров, а также количества физкультурно-оздоровительных центров предприятий и организаций.
Результатом хозяйственной деятельности в любой отрасли народного хозяйства является производство определенного продукта [5, 6, 7].
Продукт – это итог человеческого труда, хозяйственной деятельности, воплощенный в материально-вещественной форме (материальный продукт в духовной, информационной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и услуг для отраслей непроизводственной сферы.
Продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме, т.е. материальный и интеллектуальный продукт, выступающий как объект купли-продажи, называют товаром.
Необходимо иметь в виду, что в отрасли, «Физическая культура и спорт» существуют предприятия по производству спортивных товаров. Однако физическая культура и спорт, как было показано выше, является одной из отраслей непроизводственной сферы, результатом труда в которой выступают услуги.
Услуга – представляет собой специфической продукт труда, который не приобретает вещной формы и потребительская стоимость которого, в отличие от овеществленного продукта (товара), заключается в полезном эффекте живого труда, который может быть объектом купли-продажи, предметом потребления.
В отличие от товара, производство и потребление услуг происходит одновременно, поэтому они, как правило, не могут быть накоплены. Вместе с тем последствия потребления услуг отрасли (физическая культура и спорт) могут иметь материальный и долговременный характер в виде повышения уровня здоровья, физической подготовленности и т. п. Эффект от потребления услуг зависит не только от условий их производства, но и от условий потребления. Поэтому полезный эффект услуги является результатом совместных усилий ее производителя и потребителя.
Развитие процессов индивидуализации массовой продукции сферы материального производства в условиях рыночных отношений приводит к взаимопроникновению сфер материального и нематериального производства. Следствием этого является разграничение услуг на два больших класса.
Введенный впервые в действие Государственный стандарт «Услуги населению» подразделяет услуги, оказываемые населению, по их функциональному назначению на материальные и социально-культурные (нематериальные).
Материальные услуги – это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.
Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий либо изготовление новых изделий по заказам, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В отрасли «ФК и С» к материальным услугам могут быть отнесены, например, ремонт спортивных товаров, индивидуальное производство спортивного инвентаря для спортсменов высокого класса, прокат спортивного оборудования и т.п. В данном случае результатом производства и объектом потребления является материальная вещь – крайне индивидуализированный товар спортивного назначения. В связи с этим материальная услуга фактически находится на стыке сферы нематериального и материального производства.
Социально-культурная услуга – это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя.
Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановления здоровья; духовного и физического развития личности, повышение профессионального мастерства и др. Подавляющее большинство услуг, производимых и потребляемых в отрасли «ФК и С», относятся именно к социально-культурным услугам.
Социально-культурным услугам, в отличие от материальных услуг и тем более товаров, присущ ряд специфических характеристик [1].
Во-первых, неосязаемость. Покупатель социально-культурных услуг вынужден верить продавцу на слово в том, что получит желаемый эффект в результате ее потребления (например, улучшает состояние здоровья в результате занятий в физкультурно-оздоровительном клубе).
Во-вторых, неотделимость социально-культурной услуги от ее источника. Болельщики идут, например, на матч с участием своей команды. В случае замены команды услуга будет иметь другой характер.
В-третьих, непостоянство качества. Качество социально-культурных услуг колеблется в широких пределах в зависимости от места, времени и других факторов, связанных с их предоставлением. Результаты выступления спортсменов, например, зачастую зависят от состояния их самочувствия, климатических условий, остроты спортивной борьбы и т.д. В свою очередь, демонстрируемые спортивные достижения сказываются на качестве зрелищной услуги.
В-четвертых, несохраняемость. Социально-культурные услуги невозможно сохранить во времени. Болельщику, приобретенному билет на спортивное соревнование и не использовавшего его по каким-либо причинам, повторная услуга не предоставляется.
Перечисленные особенности социально-культурных услуг как основного вида продукта отрасли «Физической культуры и спорта» требует от их производителей и продавцов использования специальных подходов, позволяющих эффективно организовать производство, и сбыт этого своеобразного продукта.
Говоря об особенностях производства и потребления социально-культурных услуг в отрасли «Физическая культура и спорт» необходимо иметь в виду, что эти процессы тесно связаны с потреблением материальных услуг (прокат, ремонт спортивного инвентаря, оборудования и т. п.) и товаров (спортивная одежда и обувь, спортивный инвентарь) названные материальные услуги и товары сами по себе, как правило, не являются непосредственным продуктом физической культуры и спорта как отрасли, однако, трудно себе представить потребление отраслевых социально-культурных услуг в отрыве от них [2, 3, 4].
Таким образом, совершенствование материально-технической базы отрасли «Физическая культура и спорт» на современном этапе заключается в комплексном применении административных и экономических методов регулирования экономических связей.
Социально-культурные услуги, материальные услуги и товары потребляются в едином комплексе, в связи, с чем рост спроса на нематериальные услуги неизбежно влечет за собой соответствующий рост спроса на материальные услуги и товары.