Старший дошкольный возраст является периодом активной подготовки к обучению в школе. В этом возрасте со всеми детьми проводится активная работа по формированию у них навыков, необходимых в школьном обучении. Дети с задержкой психического развития в данном вопросе заслуживают особого внимания, поскольку от того, насколько эффективно в этом периоде с ними будет проведена коррекционная работа, будет зависеть, насколько сгладится дефект и как он повлияет на обучение ребенка на следующей ступени. Основными направлениями в обучении в школе являются чтение, письмо и счет. Поскольку у детей с ЗПР наблюдается снижение практически всех компонентов познавательной сферы, уровень развития пространственных и временных представлений у них так же ниже нормы.
Пространственное восприятие основывается на сложном взаимодействии зрительного и двигательного анализаторов. Именно это взаимодействие у детей с ЗПР опаздывает в своем развитии, зачастую нарушается, что и приводит к отклонениям в ориентировке в пространстве и, как следствие, неправильному формированию пространственных представлений. Помимо этого, ориентировка в пространстве определяется синтезом работы левого и правого полушарий. У детей с нарушенным темпом развития наблюдаются отклонения в межполушарном взаимодействии. Это в немалой степени определяет недостаточную сформированность пространственной функции.
Исследования ученых показывают, что у старших дошкольников с задержкой развития бедны представления о направлениях пространства, особенные затруднения вызывает лево-правая ориентировка. Расположения предметов относительно друг друга, выражаемые предлогами «за», «перед», «над», «на», многими детьми определяются неверно. Также отмечаются недостатки экспрессивной речи детей (например, вместо «над» дети говорят «наверху»). У детей с ЗПР медленнее, чем у детей в норме, происходит формирование ориентировки в собственном теле, что тормозит и затрудняет развитие остальных, более сложных уровней восприятия пространства. Освоение отношений между другими объектами у них так же происходит в замедленном темпе. Представления детей о пространственных отношениях фрагментарны, не дифференцированы. Дошкольники не понимают, смешивают пространственные представления, в собственной речи употребляют их обозначения крайне редко. Представления о топологических отношениях остаются недоступными детям даже к концу дошкольного возраста. Ориентировка в графическом изображении, в схеме, плане на листе бумаги вызывает немало затруднений.
У детей с замедленным темпом развития снижена скорость восприятия, замедлено выполнение перцептивных операций, более низкий, по сравнению со сверстниками без отклонений в развитии, уровень ориентировочно-исследовательской деятельности, они с трудом вычленяют не сильно выделяющиеся предметы в окружающей обстановке, не умеют выделять пространственное соотношений деталей в предмете. Все это затрудняет получение детьми с задержкой психического развития информации об окружающем пространстве, и, как следствие, приводит к пробелам в формировании пространственных представлений. Это так же объясняется своеобразием в развитии мыслительной деятельности детей, а именно отклонениями в развитии наглядных форм мышления, недоразвитием таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение.
Пространственные представления детей с ЗПР можно охарактеризовать как фрагментарные, недифференцированные, неточные, недостаточно систематизированные. По уровню развития они значительно отстают от того же показателя у детей старшего дошкольного возраста без отклонений в умственном развитии.
Проблеме временных представлений детей с ЗПР посвящено малое количество трудов, что делает данную тему малоосвещенной. Причиной затруднений при ориентировке во времени так же является специфичность категории времени. Для ее усвоения необходим определенный уровень сформированности познавательной активности ребенка, мыслительных процессов, что у детей с задержкой развития формируется позднее, нежели у детей с нормой развития, и имеет свои особенности. У детей затруднено понимание словесных форм выражения временных представлений, не развита способность планирования собственной деятельности, прогнозирования, что приводит к нарушению регуляции собственной деятельности. Так же у детей наблюдаются отклонения в формировании понятий, обозначающих определенные временные периоды. Они не умеют пользоваться речью при обозначении временных отношений. Это связано с недостаточным уровнем развития словесно-логического мышления.
Таким образом, говоря о состоянии пространственных и временных представлений детей с задержкой психического развития, можно выделить основные моменты:
Ориентировка в категориях пространства и времени вызывает трудности у детей с задержкой психического развития.
Категория времени более трудна для усвоения детьми, нежели категория пространства.
Необходимо проводить коррекционную работу по развитию представлений о пространстве и времени с детьми с ЗПР, особенно старшими дошкольниками, чтобы обеспечить более успешное обучение в школе, а так же приблизить развитие детей к возрастной норме.