Главная
АИ #47 (229)
Статьи журнала АИ #47 (229)
Основные направления уголовной политики в сфере предупреждения транспортной прес...

Основные направления уголовной политики в сфере предупреждения транспортной преступности в области железнодорожного транспорта

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

транспортное право
транспортная безопасность
предотвращение преступлений
железнодорожный транспорт
участники транспортного движения

Аннотация статьи

В данной статье рассматривает основные меры, принимаемые для предотвращения и борьбы с транспортной преступностью на железнодорожном транспорте. Автор обсуждает укрепление правовой базы, разработку новых законов и ужесточение наказания для преступников. Также рассматривается развитие системы безопасности, включая установку камер наблюдения и использование современных технологий. Статья также подчеркивает важность обучения персонала и сотрудничества с правоохранительными органами, а также проведение информационно-просветительской работы. В целом, статья призывает к созданию безопасной среды на транспорте и защите участников движения от транспортной преступности.

Целью данной статьи является анализ существующих подходов и методов в области уголовной политики по предупреждению транспортной преступности на железнодорожном транспорте. Для достижения этой цели необходимо провести детальное исследование современной уголовной политики, ее основных принципов и механизмов, а также определить наиболее эффективные методы и инструменты в борьбе с транспортной преступностью.

Текст статьи

Транспортная преступность является одной из наиболее распространенных и сложных проблем в современном обществе. Она представляет собой широкий спектр незаконных действий, связанных с использованием транспортных средств и инфраструктуры, включая угон, хулиганство, нарушение правил дорожного движения, перевозку незаконных грузов и многие другие. Такая преступность не только приводит к значительным материальным потерям, но и угрожает безопасности людей.

В соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт это совокупность производственно-технологических комплексов, предназначенных для обеспечения потребностей государства, физических, юридических лиц и в перевозках по железным дорогам, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с перевозками.

Основными структурными элементами железнодорожного транспорта являются инфраструктура (технологический комплекс, обеспечивающий функционирование) и железнодорожный подвижной состав (железнодорожные транспортные средства).

Такое комплексное понимание железнодорожного транспорта и его структуры является отраслевым. В связи с этим возникает вопрос: совпадает ли отраслевое понятие железнодорожного транспорта с уголовно-правовым.

УК РФ, включает как железнодорожный подвижной состав, так и инфраструктуру железнодорожного транспорта.

Содержание отраслевых категорий, используемых в уголовном законе, должно вытекать из их отраслевого понимания. Ограничительное толкование транспорта выводит из-под уголовно-правовой охраны ст. 263 УК РФ общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения транспортных средств посредством надлежащей эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры, что значительно сужает сферу действия рассматриваемой уголовно-правовой нормы.

Вместе понятие железнодорожного транспорта как предмета рассматриваемого преступления в целях предотвращения транспортных происшествий должно опосредоваться объектом преступного посягательства. Поэтому в уголовно-правовое понятие железнодорожного транспорта должны быть включены не только железнодорожные транспортные средства, но и элементы транспортной инфраструктуры, которые обеспечивают безопасность функционирования железнодорожного транспорта.

Объектом преступления в теории уголовного права признано считать то общественное отношение, на которое посягает общественно опасное деяние. Объектом преступления при нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта выступают отношения, складывающиеся в сфере общественной безопасности.

Общественная безопасность – это совокупность нескольких групп общественных отношений, существующих для обеспечения безопасных условий жизни всего общества, общественного порядка, безопасности личных, общественных и государственных интересов при производстве различного рода работ, а также в процессе обращения с общеопасными предметами, использования транспортных средств и компьютерной информации.

Объектом рассматриваемого преступления являются отношения, складывающиеся в сфере безопасного функционирования (движения и эксплуатации) транспорта, то есть отношения в сфере установленного порядка использования транспорта, обеспечения состояния охраны жизненные интересы неопределенного круга лиц. Обязательным условием возникновения отношений в сфере транспортной безопасности является то, что они являются источниками повышенной опасности.

Участниками общественных отношений, складывающихся в сфере безопасного функционирования транспорта, являются физические и юридические лица, наделенные определенными правами и несущие конкретные обязанности в рамках сферы. Участники не изолированы друг от друга, а наоборот постоянно взаимодействуют и социально связаны друг с другом. Определенную деятельность субъектов общественного отношения можно охарактеризовать как требуемое поведение субъектов, от которых общество ожидает надлежащего выполнения возложенных на них в установленном законом порядке обязанностей по соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Нетрудно заметить, что в рамках непосредственного объекта ст. 263 УК РФ усматривается посягательство не только на общественную безопасность, но и на другие правоохраняемые интересы.

На железных дорогах происходит значительное количество крушений, аварий и серьезных инцидентов, по которым возбуждаются уголовные дела, требующие проведения судебных экспертиз.

Однако на стадиях подготовки материалов к следствию и проведения экспертиз возникают определенные трудности.

Это связано с рядом проблем, главнейшая из которых – отсутствие как в бывшем СССР, так и в нынешней России специализированных структурных подразделений Министерства юстиции, в которых бы проводились судебные железнодорожно-транспортные экспертизы.

Каждое железнодорожно-транспортное происшествие (ЖДТП) можно и следует рассматривать как своего рода спонтанно осуществившийся научный эксперимент, планомерная постановка которого потребовала бы значительных финансовых, временных и эмоциональных затрат.

Тщательное расследование каждого ЖДТП, накопление, последующая обработка и систематизация соответствующих данных позволяют установить не только закономерности явлений и процессов, протекающих в исследуемых объектах, но и во многих случаях выработать рекомендации для совершенствования технологических процессов, устранить изъяны и противоречия в базе нормативных документов, сформулировать задачи оптимизации транспортного процесса и отыскать их нетрадиционные решения.

В настоящее время судебная железнодорожно-транспортная экспертиза проводится на предпринимательских началах с привлечением специалистов, не аттестованных в качестве экспертов.

Для получения же лицензии необходимо аттестоваться и получить квалификацию судебного эксперта по одной или нескольким специальностям. Проведение аттестации предусматривает стажировку в экспертном учреждении: выполнение экспертиз, написание рефератов по специальности и правовым вопросам судебной экспертизы, сдачу экзамена.

Указанная форма подготовки даёт возможность уяснить процессуальные основы и условия проведения судебных экспертиз: порядок их назначения; права, обязанности и ответственность эксперта; особенности проведения дополнительных, повторных, комиссионных, комплексных и сложных экспертиз; ознакомиться с методами исследований; обрести навыки в оформлении экспертных заключений.

Подготовленные в правовом отношении эксперты-внештатники плодотворно сотрудничают со следователями, активно пользуются правом на инициативу, грамотно оформляют заключение и уверенно чувствуют себя в судебных заседаниях. Однако аттестация – мероприятие, полностью основанное на желании специалиста, да к тому же ещё им и оплачиваемое.

Поэтому формирование института экспертов-внештатников не сможет решить в целом проблему, составными частями которой являются ещё и кадровые, научно-методические, финансовые и организационные вопросы.

Качественная же подготовка материалов уголовного дела, полнота и точность сформулированных в постановлении вопросов могут быть достигнуты лишь в случае, когда следователь имеет определённое представление о сфере своей деятельности, понимает структурные схемы и динамику срабатывания механизмов железнодорожно-транспортных происшествий.

Усиление ответственности за нарушение правил дорожного движения – это один из способов борьбы с транспортной преступностью. Это может включать в себя ужесточение штрафов за нарушение ПДД, увеличение сроков лишения прав за определенные нарушения, а также введение новых форм наказания:

  1. Ужесточение штрафов: известно, что финансовые санкции являются одним из наиболее эффективных методов воздействия на поведение людей. Увеличение штрафов за нарушение ПДД может привести к тому, что водители будут более внимательными на дорогах, чтобы избежать нежелательных финансовых потерь. Кроме того, это может помочь компенсировать затраты государства на ремонт и обслуживание дорог, а также на медицинскую помощь пострадавшим в ДТП.
  2. Увеличение сроков лишения прав: Лишение права управления автомобилем может стать серьезным ударом для многих водителей, особенно для тех, кто использует автомобиль не только для личных нужд, но и в качестве средства для работы. Это может привести к тому, что водители будут более ответственно относиться к соблюдению ПДД, чтобы избежать такого наказания.
  3. Введение новых форм наказания: например, можно ввести обязательные курсы безопасного вождения для нарушителей. Это поможет не только наказать виновника, но и дать ему возможность улучшить свои навыки вождения, что в долгосрочной перспективе может привести к снижению числа ДТП. Конфискация автомобиля за повторные нарушения также может стать эффективной мерой, особенно для тех, кто не исправляется после первых штрафов или лишения прав.

Важно помнить, что усиление ответственности за нарушение ПДД должно быть частью комплексного подхода к проблеме безопасности на дорогах. Необходимо также проводить превентивную работу, обучать водителей, повышать культуру вождения и обеспечивать эффективный контроль за соблюдением ПДД. Только так можно достичь значительного снижения числа ДТП и повышения безопасности на дорогах.

Улучшение системы выявления и расследования транспортных преступлений – это сложная и многофакторная задача, которая требует комплексного подхода. Вот некоторые возможные направления для усовершенствования:

  1. Использование современных технологий: Камеры видеонаблюдения, системы автоматического распознавания номерных знаков, дроны, спутниковое слежение и другие технические средства могут значительно улучшить эффективность выявления нарушений ПДД. Они позволяют оперативно фиксировать нарушения и быстро реагировать на них.
  2. Профессиональная подготовка специалистов: Эффективное расследование транспортных преступлений требует высокой квалификации и профессиональных навыков. Система обучения должна быть направлена на приобретение необходимых знаний и умений в области транспортного права, криминалистики, техники безопасности и других релевантных дисциплин.
  3. Обеспечение необходимыми ресурсами: Для эффективной работы специалистам необходимы соответствующие технические средства, оборудование и материальные ресурсы. Это может включать в себя современные лаборатории, специализированный транспорт, программное обеспечение для анализа данных и т. д.
  4. Сотрудничество с другими органами: Для успешного расследования транспортных преступлений важно взаимодействие с другими органами и службами, такими как полиция, службы экстренной помощи, органы государственной безопасности и т. д. Это позволяет быстро обмениваться информацией, координировать действия и эффективно решать поставленные задачи.
  5. Работа с общественностью: Важно не только выявлять и расследовать преступления, но и работать с общественностью, чтобы повысить осведомленность о проблеме безопасности дорожного движения. Это может включать в себя образовательные программы, сотрудничество с СМИ, использование социальных сетей для распространения информации о важности соблюдения ПДД и последствиях их нарушения.
  6. Законодательная работа: Возможно, стоит пересмотреть существующее законодательство в области безопасности дорожного движения и внести необходимые изменения, чтобы сделать его более эффективным и адаптированным к современным реалиям. Это может включать в себя ужесточение наказания за нарушения ПДД, введение новых норм и правил, усиление контроля за их соблюдением и т. д.

Сотрудничество с общественными организациями и НКО в области профилактики транспортных происшествий может быть весьма эффективным и полезным. Это может включать в себя различные формы взаимодействия и совместной работы, направленные на улучшение безопасности дорожного движения и предотвращение ДТП.

Основные цели такого сотрудничества могут включать в себя повышение осведомленности общественности о проблемах безопасности дорожного движения, пропаганду безопасного поведения на дорогах, проведение образовательных и просветительских программ, разработку и реализацию проектов по улучшению инфраструктуры и условий дорожного движения, а также влияние на законодательство и политику в этой области.

Сотрудничество может принимать различные формы - от финансирования и поддержки проектов и инициатив до участия в их разработке и реализации. Это может быть предоставление грантов, спонсорство, партнерство в проектах, предоставление ресурсов или экспертизы, участие в общественных кампаниях и акциях и т. д.

Для государственных структур такое сотрудничество может быть полезно в плане улучшения имиджа, укрепления репутации, создания положительного влияния на общество, а также снижения рисков и потерь от ДТП.

Эффективное управление таким сотрудничеством предполагает четкое определение целей и задач, создание механизмов координации и контроля, обеспечение прозрачности и отчетности, а также учет интересов и потребностей всех сторон.

Международное сотрудничество в области профилактики транспортных происшествий также играет важную роль. Это может включать в себя обмен опытом и знаниями, совместные исследования и проекты, разработку и применение международных стандартов и норм безопасности дорожного движения, а также сотрудничество в области обучения и подготовки специалистов.

Однако, как и в случае с сотрудничеством на национальном уровне, международное сотрудничество требует четкого управления, координации действий и учета интересов и потребностей всех участников.

На основании вышеуказанного, можно заключить, что в нашей стране активно ведется работа по пресечению преступлений, связанных с безопасностью дорожного движения. Более детально:

  1. Выполняется отслеживание и анализ ДТП, их причин и обстоятельств;
  2. Осуществляется контроль за состоянием дорог и регулированием трафика, выявляются и пресекаются нарушения Правил дорожного движения;
  3. Применяются разнообразные образовательные и профилактические меры для участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов), такие, как проверки безопасности, операции, рейды, конкурсы и кинофестивали, пропагандистские мероприятия;
  4. Разъясняется законодательство и государственные документы по вопросам безопасности дорожного движения, информация о ДТП и преступлениях, их причинах, обстоятельствах и последствиях, а также о выполненной и запланированной работе по повышению безопасности на дорогах;
  5. Анализируется информация о пострадавших в ДТП. Собранные данные помогают более точно определить цели профилактического воздействия и улучшить его эффективность;
  6. Применяются административные меры к нарушителям Правил дорожного движения и других нормативов, связанных с безопасностью на дорогах. Это оказывает профилактическое воздействие на все группы участников дорожного движения (водителей, пассажиров, пешеходов) и общество в целом.
  7. Проводятся регулярные технические осмотры, контролируется выполнение автотранспортными компаниями мер по поддержанию транспортных средств в рабочем состоянии и т. д.

Список литературы

  1. Иванов Н.В. Теория и практика применения бланкетных норм права (на примере уголовного законодательства) // Вестн. Нижегор. акад. МВД России. 2010. № 2. С. 305.
  2. Приходько Н.Ю., Черненко Н.В. Профилактика преступлений и иных правонарушений на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры // Академия управления МВД России. – 2022.
  3. Иванов Н.В. Теория и практика применения бланкетных норм права (на примере уголовного законодательства) // Вестн. Нижегор. акад. МВД России. 2010. № 2. С. 305.
  4. Борзых С.С. Уголовная политика зарубежных стран в сфере безопасности дорожного движения // Вестник тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. – 2015.
  5. Бохан А.П., Иванов В.Д. Управление транспортным средством в состоянии опьянения: уголовная или административная ответственность? // Юристъ-Правоведъ. – 2013. – № 5 (60).
  6. Медведев Е.В., Силакова Н.А. Автотранспортные преступления по уголовному законодательству зарубежных стран // Международное уголовное.

Поделиться

17

Горба Е. А. Основные направления уголовной политики в сфере предупреждения транспортной преступности в области железнодорожного транспорта // Актуальные исследования. 2024. №47 (229). URL: https://apni.ru/article/10594-osnovnye-napravleniya-ugolovnoj-politiki-v-sfere-preduprezhdeniya-transportnoj-prestupnosti-v-oblasti-zheleznodorozhnogo-transporta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря