Основное содержание
В данный момент Китай является ключевой экономикой мира. Этого звания Китай смог добиться благодаря, в том числе длительному и планомерному развитию образования. Китайская высшая школа и китайская система школьного образования по праву являются самыми уникальными образовательными системами мира. Китайские студенты и школьники ежегодно становятся победителями различных международных олимпиад по самым разным предметам. Кроме того, в рейтинге привлекательности высшего образования для иностранцев Китай располагается в первой пятерке, лишь на несколько пунктов отставая от Франции, США и Японии [2, с. 152]. Кроме того, в последние 5 лет Китай стал брендом, знаком качества социальных и экономических реформ. Экстраполирование китайского опыта на другие страны стало своеобразным культом во многих странах Северной Евразии и Тихоокеанского региона. Успешность подобного переноса китайского опыта на другую почву сомнительно, однако многие китайские модели все же достаточно неплохо приживаются в иных странах. В 1990-е – 2010-е в Российской Федерации было множество попыток экстраполировать зарубежный опыт на отечественную почву. Многие такие попытки не дали нужного результата и лишь затормозили развитие отечественного просвещение. Поэтому в контексте данного исследования будут проанализированы особенности подготовки китайских педагогов и специфика местной системы образования.
Стоит сказать, что последние 5 лет вся система образования Китая проходит серьезную реформацию. Связано это с новыми социально-экономическими запросами китайского общества, а также переходом формально коммунистического Китая на новые капиталистические модели. Эти трансформации сильно изменили систему высшего педагогического образования Поднебесной. Поэтому китайское общество и школа сегодня нуждаются в современных педагогических работниках, способных качественно решать новые задачи образования, эффективно и творчески работать в новых условиях современной педагогической действительности [2, с. 152]. На одном лишь образовании реформы не заканчиваются. В Китае очень сильно развит институт дополнительного образования и переквалификации высших педагогических кадров. Совершенствование последипломного педагогического образования, обновление его содержания и поиск новых форм профессионального совершенствования учителей, является новым лейтмотивом китайской педагогической школы. Сначала в 2010, а потом в 2019 году в Китае задались просты вопросом «Зачем коренным образом менять систему подготовки, если можно переподготовить имеющиеся кадры?». Поэтому в КНР начали массово переподготавливать педагогов. Это коснулось как минимум 12 миллионов специалистов. В 2010 году было проведено тестирование всех китайских педагогов на профессиональную пригодность, а в 2019 году началась широкомасштабная кампания по повышению квалификации китайских учителей.
Китайцы не стали переформатировать школу и университет, но внесли существенные изменения в систему подготовки и переподготовки педагогических кадров. Первые изменения были связаны с классификацией методов и форм обучения. В Китае любят все классифицировать, кодифицировать и систематизировать, дабы в дальнейшем облегчить познание того или иного материала в адаптивной форме.
Школьных педагогов в Китае готовят исключительно в высших учебных заведениях. Аналогов отечественных педагогических колледжей в КНР нет. Всего на данный момент в Китае 89 высших учебных заведений, которые готовят педагогов. В КНР традиционно есть разделение на фундаментальные науки (аналог российских общеобразовательных дисциплин) и профильные предметы. Специфика подготовки учителей в Китае заключается в углубленном изучении в течение первого года обучения фундаментальных наук (китайский язык и литература, национальная история, английский язык как иностранный, математика и информационные технологии, физика и химия). Такая модель во многом схожа с советской системой образования, где школьникам и студентам давали фундаментальные научные знания. На протяжении остальных 3–5 лет обучения китайские студенты-педагоги изучают профильные дисциплины и предметы.
Важной составляющей подготовки китайских учителей является повышение квалификации. Еще с университетской скамьи учителей готовят к тому, что их образование и самообразование будет проходить на всем протяжении профессиональной карьеры. Отражено это и в «Законе КНР об образовании» [3]. Минимум два раза в год китайские педагоги проходят курсы повышения квалификации. Формы повышения квалификации учителей, используемые в Китае, их можно классифицировать по количеству участников на: коллективные – лектории, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинги, предметные недели, выставки, конкурсы мультимедийных презентаций, научно-практические конференции; групповые – объединения учителей по профилям, творческие группы, деловые игры, взаимопосещения уроков и рефлексия, просмотр и обсуждение видеозаписей «показательных» уроков, семинары; индивидуальные – наставничество, консультации и собеседования, работа над индивидуальной творческой темой, созданием мультимедийных презентаций, рефлексивный анализ собственных уроков, самообразование [2]. Эти формы закреплены в методических пособиях, а также в нормативно-правовых актах КНР, связанных с обеспечением образовательной деятельности. Отражено это и в «Законе КНР об образовании».
В Китае отталкиваются от двух форм обучения и повышения квалификации педагогов: традиционных и инновационных. Поиск новых методов преподавания привел к появлению лекций-дискуссий, лекций-диспутов, видео-лекций [4]. Как и везде в мире, при подготовке учителей в Китае используют семинары. Это наиболее классическая форма проведения занятий. Семинары способствуют прочному усвоению предмета, учат отстаивать свою позицию и считаться с мнением других. Особенность семинаров в китайских вузах и центрах переподготовки заключается в том, что форма организации работы предполагает высокую дисциплину студентов. Семинар в Китае не похож на семинар в любой другой стране. Ответы четко выверяются и обсуждаются, авторитет преподавателя непоколебим, а оценивание на занятии детерминировано жесткими должностными инструкциями педагога.
Важной частью подготовки и переподготовки педагогов в Китае является рефлексия. На современном этапе развития последипломного педагогического образования в Китае рефлексия понимается как одно из важных средств самопознания учителя в профессиональном самосовершенствовании, увязывание прежнего опыта с полученными новый. Рефлексию проводят как в устной форме, так и в виде развернутых эссе. Эти эссе пишут после изучения определённых блоков или же курсов, дабы преподаватели могли отследить динамику образовательной активности студентов в образовательном процессе. Многие китайские педагоги ведут «дневники педагогической деятельности», которые сочетают в себе функции поурочного плана и самоанализа проделанной работы. Рефлексия также имеет устную форму. Чаще всего, после изучения какого-то объемного блока проходит обсуждение или что-то вроде круглого стола. Китайский ученый Ли Сянэ, подчеркивая значение рефлексии, акцентирует внимание на том, что без рефлексии даже 20-летний педагогический опыт превращается всего лишь на 20-кратное повторение опыта первого года работы [2. с. 153].
В этом плане китайцы позаимствовали многие элементы англо-саксонской педагогической школы. Следует заметить, что исходной точкой для теоретического обоснования этой формы обучения часто служит «формула» Д. Познера: «опыт + рефлексия = развитие», используя которую китайские исследователи резюмируют, что умение анализировать свой опыт, делать важные выводы и оценки ведут педагога к развитию профессионального мастерства. Обучение на практических примерах и ситуациях, которые слушатели курсов самостоятельно изучают, анализируют и пытаются найти им решение, является эффективным средством обучения [3]. Такая форма работы позволяет скомпоновать изученный материал в реальные знания.
При подготовке учителей особое внимание уделяют методу проблемных ситуаций или как его принято называть в мировой педагогике кейс-методу (от английского case – случай, ситуация). Данный метод относится к активным неигровым имитационным методам обучения. Кейс-метод особенно хорошо использовать при изучении гуманитарных дисциплин. Данный метод основан на рассмотрении конкретных ситуаций и направлен на формирование необходимых профессиональных и личностных качеств, умений, навыков, он соответствует особенностям образования взрослых, поскольку сочетает в себе теорию и практику.
Кейс-метод появился и обрел популярность в американской системе образования в конце 1980-х – начале 1990-х годов прошлого столетия. Затем в 2000-е годы он проник в Китай, когда происходило стремительное обновление содержания образования и были созданы благоприятные предпосылки для применения интерактивных методов обучения. Кейс-метод так популярен в китайских педвузах из-за того, что в дальнейшем ОН используется в школьной практике. В Китае даже издают целые книги-пособия с кейсами по истории, экономике и экологии. Метод кейсов вызывает особый интерес у китайских педагогов, и в настоящее время его широко и успешно применяют в передовых учебных заведениях, в том числе и учреждениях последипломного педагогического образования.
В последние пять лет новым направлением в китайском образовании стало так называемое «микропреподавание». Этот инновационный метод широко используется как в системе последипломного, так и допрофессионального педагогического образования. Данный метод направлен на практическую составляющую изучения материала, а его сущность заключается в упрощенной форме изучения темы. Иначе говоря, рассматриваются только ключевые аспекты темы, а частности изучаются студентом в процессе самостоятельной работы. Кроме того, китайские педагоги очень много уделяют внимания научно-исследовательской деятельности студентов и ее практическому применению НИР в профессиональной деятельности. Написание и защита научно-исследовательских работ поощряются при учебе в китайских педвузах. Эта форма обучения формирует у молодых педагогов навыки ведения научно-исследовательской деятельности. Написание работы способствует углубленному изучению литературы и аутентичных источников по заданной теме, овладению методами современных научных исследований и развитию навыков самостоятельного творческого мышления. Поэтому в Китае придерживаются правила «золотой середины», когда традиционные и инновационные методы используют в равной доле.
Процесс подготовки педагогических кадров во времени схож с российской системой подготовки педагогических работников. Разница состоит в том, что получить педагогическое образование в Китае можно исключительно в очной форме. Переподготовка и повышение квалификации имеют схожие формы с российской системой переподготовки учителей. Так в Китае традиционно учителя повышали квалификацию на дневных, вечерних и заочных формах обучения. Однако в современной эпохе стремительного развития информационно-коммуникативных технологий дистанционное обучение становится реальной альтернативой традиционным методам [1]. В этом новом подходе к образованию применяются передовые инновационные средства и методики, основанные на самых современных технологиях.
Впервые дистанционное обучение появилось в Китае в 1980-е годы ХХ столетия в форме просмотра телепередач и прослушивание специальных лекций на национальном радио. Со временем новый толчок развитию дистанционного образования в стране дало использование компьютерных сетей, возможность общаться в режиме реального времени. В первом десятилетии нового века под руководством Министерства образования в Китае был создан Национальный Интернет-альянс педагогического образования www.jswl.cn, задачей которого стала интеграция спутникового телевидения, компьютерной сети Интернет и системы педагогического образования для общего применения качественных образовательных ресурсов с целью проведения крупномасштабного, экономически выгодного и эффективного непрерывного педагогического образования [3].
Все учителя Поднебесной зарегистрированы на данном ресурсе. Создано значительное количество других образовательных сайтов, посредством которых проводится дистанционное повышение квалификации китайских учителей. В китайском интернете функционируют различные профильные ресурсы по истории, праву, географии и другим дисциплинам. Особенно актуальной дистанционную форму обучения делает то обстоятельство, что большая часть китайских учителей из 12-миллионной «армии» китайских школьных учителей является жителями сел и уездов, и у них ограничены возможности принимать участие в обучении на базе университетов либо институтов повышения квалификации. Новый толчок к развитию дистанционного образования был сделан в 2019 – 2022 года в ходе пандемии. Тогда Китай стал первой страной мира, где все учебные заведения были переведены на дистанционный формат занятий.
Заключение
Все вышеизложенное говорит о том, что Китай является передовой страной в области подготовки педагогических кадров. Инновационные технологии в совокупности с фундаментальным характером образовательной системы вывели Китай на лидирующие позиции мирового образовательного рынка. Китай стал первой страной мира, где дистанционное обучение стало обязательной частью образовательной программы. Подчеркивая преимущества использования дистанционного обучения, китайские исследователи отмечают, что оно позволяет охватить большее количество учителей, чем традиционное; сокращает не только стоимость обучения, но и расходы на проезд и проживание в гостиницах; дает возможность доступа к образовательному пространству без временных, территориальных ограничений и использования систематизированных каталогов информационных источников; минимизирует негативные последствия отрыва учителя от работы и семьи [4]. Китайские педвузы ежегодно выпускают до 200 тысяч учителей, тем самым, покрывая запросы государства на учителей до 60%. Однако этого недостаточно. В Китае стоит цель иметь до 20 миллионов педагогов, чтобы навсегда избавиться от дефицита педагогических кадров. Можно констатировать, что за последние годы Китай достиг больших успехов в построении аутентичной образовательной системы. Таким образом, китайская система подготовки и переподготовки учителей является одной из лучших в мире, а опыт Китая актуален для многих стран.