Слово «культура» в качестве исходного имеет латинское «cultura», что означает «возделывание, воспитание, развитие, почитание, культ». Это слово означало «целенаправленное воздействие человека на природу, изменение природы в интересах человека, т. е. возделывание земли» [4, с. 208]. Культура, представляя собой совокупность знаний, норм, ценностей и традиций, является основополагающим аспектом человеческого существования. На пересечении культуры и конфликтов возникают сложные социальные явления, которые требуют глубокого анализа и понимания.
Слово «конфликт» происходит от латинского «conflictus» – «столкновение». Исходя из этимологии этого термина, английский социолог Э. Гидденс определяет конфликт как «реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от источников этой борьбы и средств, которые каждая сторона использует» [1, с. 96]. Р. Мак и Р. Снайдер описывают конфликт как «особый вид социального взаимодействия, представляющего собой реальное столкновение из-за противоположных ценностей и целей» [6, с. 107]. В это определение не входят такие понятия, как конкуренция, враждебные чувства и противоречивые намерения. Чтобы понять природу конфликтов, важно исследовать их связи с культурой, которая формирует ценности, нормы и поведение людей. Культура и конфликт находятся в сложной взаимосвязи, и эта статья посвящена исследованию их взаимодействия.
На протяжении исторического развития человечества отношение к пониманию конфликта менялось. Изначально было негативное отношение, но позже появилось желание его преодолеть. Это явление исследовалось в рамках двух подходов: консенсусного (О. Конт, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Тард) и конфликтологического (К. Маркс, М. Вебер, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер). На протяжении XX века ученые пытались теоретически преобразовать общество, чтобы избежать конфликтов. Однако эта цель оказалась утопической, и стало очевидно, что необходимо разработать эффективные методы и технологии для разрешения конфликтов.
Конфликт как понятие глубоко изучен в различных науках. Но очевидно, что в каждом конфликте, независимо от его формы и типа, присутствует культурное значение. Учитывая, что культура, по мнению А. Я. Флиера, является «наиболее стабильным порядком социального общения и взаимодействия, принятым и распространившимся в определенном сообществе», а «культурная среда представляет собой культуру во всех её функциях, процессах, формах и содержании» [8, с. 5], становится очевидным, что культура оказывает значительное влияние на все процессы в обществе, включая конфликты. Конфликты в социуме зачастую возникают из-за того, что индивиды по-разному интерпретируют нормы и правила поведения, которые принято называть культурой. Эти культурные установки оказывают значительное влияние на коммуникацию между людьми и на способы разрешения возникающих проблем.
Культура глубоко укоренилась в сознании людей, и её изменение представляет собой сложный процесс. Особенно ярко это проявляется в контексте межкультурной коммуникации, когда представители разных культур воспринимают друг друга через призму собственных культурных установок и стереотипов. Это существенно ограничивает способность людей к пониманию и оценке иных культур, делая их собственную культуру более близкой, понятной и привычной.
Культура конфликта включает в себя изучение того, как культура формирует конфликтные ситуации. Культуру здесь рассматривают не только как набор традиций и обычаев, но и как динамическую систему, где различные группы могут иметь разнообразные интерпретации одних и тех же событий. Конфликты могут возникать не только из-за реальных экономических или политических интересов, но и из-за различий в восприятии, символах и общемировых взглядах.
Примеры культурных конфликтов можно найти по всему миру. Каждый случай уникален и требует глубокого анализа конкретных культурных контекстов. Культура не только формирует конфликтные ситуации, но и определяет способы их разрешения. В одних культурах акцент может делаться на компромисс и коллективное принятие решений, в других – на индивидуальное выражение мысли и активности.
Интерес к указанным аспектам современных конфликтов заметен в трудах ряда авторов, среди которых В. В. Кавецкая [3, с. 22], Б. В. Кабылинский [2, с. 134], Э. В. Тишкевич [7, с. 68] и М. О. Орлов [5, с. 485]. В их исследованиях рассматриваются аспекты межкультурной коммуникации, философского анализа противоречий, культуры взаимодействия в конфликтах, разрешения кросс-культурных противостояний, а также анализ конфликтов в контексте социокультурных изменений и глобализации.
Можно выделить два основных подхода к изучению конфликтов в рамках культурологии: первый подход фокусируется на конфликтах между культурами, исследуя взаимодействие между людьми из разных культурных слоев; второй подход основан на выявлении культурных и поведенческих характеристик людей в повседневной жизни с целью разработки моделей для их разрешения, конфликтное поведение и управление им.
Объект культурологических исследований конфликта как научной теории можно рассматривать как систему социальных взаимодействий, характеризующихся столкновением сторон. Это социокультурная среда, в которой может возникнуть конфликт. Конфликт всегда возникает в определенной среде с определенными характеристиками, которые систематически влияют на глубину, динамику и продолжительность конфликта.
Таким образом, в данной работе была подчеркнута необходимость системного анализа понятия «конфликт» с точки зрения культурологического знания. Охарактеризован культурный (нормативный) конфликт как распространенное явление как в исторической перспективе, так и в современной жизни. Определены объект и предмет культурологии конфликта, выделены ключевые типы культурных конфликтов на основе нормативно-оценочного критерия. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его результатов в теоретических и прикладных исследованиях, а также в образовательной сфере.
Культура и конфликт – это две стороны одной медали, где одна не может быть полностью понята без другой. Анализируя взаимосвязь между ними, мы сталкиваемся с более глубокими вопросами о человеческой природе, идентичности и общественной солидарности.