Окончание Первой мировой войны, зафиксированное в Версальском мирном договоре 1919 г., ознаменовало то, что состояние «мира» держится на очень шатком фундаменте, и без международного стабильного права его не закрепить. Первая мировая война не только изменила карту Европы, но и запустила механизм разрушения системы международного права в целом, представленного в виде конвенций, международных соглашений и договоров. Сам факт начала Первой мировой войны был недопустимым актом со стороны государств. «Войну не удалось предотвратить прежде всего вследствие отрицания руководством Германии и германской правовой доктриной общепризнанных норм международного права, их усилий добиться «ничтожности» принципа верховенства (господства) права в международных отношениях» – пишет Евгений Ростиславович Воронин [1, с. 31]. Это был международно-правовой нигилизм в своем чистом проявлении. Л. Камаровский писал, что «цель войны, как и остальных юридических средств, лежит в обеспечении и возобновлении мира, то есть прочного правового порядка» [2, с. 74]. Первая мировая война не только не привела к «прочному правовому порядку», но и стала показателем того, что существующие органы защиты норм международного права не соответствовали столь скачкообразному развитию международного сообщества. На рубеже XIX-XX в. международная система правосудия уже имела сложившиеся принципы деятельности, которые можно рассмотреть на примере Постоянной палаты третейского суда. Такие принципы, как справедливость, публичность судебного процесса (если иное не предусмотрено законом), разрешение дел беспристрастным судом, формально лежали в основе международной судебной системы, но не всегда соблюдались международным сообществом.
В 1919 г. на политическую арену вступила Лига Наций, решившая учредить универсальный орган для разрешения международных диспутов – Постоянную палату международного правосудия. Стремление международного сообщества обязать всех взаимной ответственностью и разрешать конфликты мирным путем стали главными причинами создания Постоянной палаты международного правосудия. Была необходимость поставить государства в рамки зависимости друг от друга. Ведь «проблема международной ответственности государств является одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосударственного общения. Она является коренной для обеспечения международного правопорядка» [3, с. 165]. Оле Спирмен писал, что «обладая своим уставом и постоянным компетентным судейством, Постоянная палата международного правосудия стала первым значительным судом на международной арене» [4, с. 3].
Основными функциями нового органа юстиции стали разбирательство международных споров и дача консультативных заключений, по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в неё Советом или Ассамблеей В статье 14 Устава Лиги Наций закреплено, что «эта Палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые стороны предадут ей. Основной задачей Постоянной палаты международного правосудия стало построение международного правопорядка и укрепление роли международного права. В Статуте были выделены источник права, применяемые Постоянной палатой международного правосудия: «международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, судебные решения и доктрины» [5, ст. 38]. Однако если стороны придут к соглашению, то суд может рассматривать дела, не ограничивая себя нормами международного права.
Юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия признается государством автоматически, когда оно становится членом Статута суда. Важно отметить, что Статут выделяет два понимания юрисдикции. Юрисдикция в широком смысле, которая определяет полномочия судебного органа, закрепленные в правовом акте и юрисдикция в узком значении, то есть стороны спора сами решают может ли судебный орган рассматривать их дело. Факультативная юрисдикция находится в прямой связи от этих двух значений, так как в Статуте закреплены виды дел, которые находятся под властью Палаты, а стороны решают, передавать дело под рассмотрение суда или нет. Источниками факультативной юрисдикции являются: односторонние заявления, которые являются залогом договорных взаимосвязей, акты, показывающие согласие на передачу вопроса суду, кроме того источником может стать перечень вопросов, которые стороны обозначили для рассмотрения в суде. Факультативная юрисдикция включает в себя три очень важных аспекта: временной, предметный и субъективный. Временной критерий обозначает, что дело должно быть рассмотрено в период, на который распространяется временная юрисдикция судебного органа. Предметный критерий значит, что дело по своему основному предмету, должно подходить к категории споров, которые судебный орган может рассматривать. Субъективный критерий основывался на том, что спорящие стороны должны подходить к субъектам, дела которых судебный орган вправе рассматривать. На основе данных параметров, следует отметить, что в основе Постоянной палаты международного правосудия лежала факультативная юрисдикция. Однако Статут содержал совершенно новую особенность, которая заключалась в том, что государство, признавшее обязательную юрисдикцию суда в отношении любого вопроса, могла возбудить в одностороннем порядке дело на другое государство, тем самым обходя стороной согласие всех сторон на рассмотрение дела судебным органом. Несмотря на то, что Постоянная палата международного правосудия была учреждена Лигой Наций, она не являлась её частью. члены Лиги Наций не были обязаны признавать юрисдикцию суда, однако к 1939 г. обязательную юрисдикцию суда впервые за всю историю международного правосудия признали более шестидесяти пяти стран.
Статут Постоянной палаты международного правосудия довольно детально регулировал структуру деятельности органа, однако он имел ряд недостатков. Как и у предшествующих органов правосудия, в Статуте Постоянной палаты международного правосудия отсутствовали процессуальные нормы, направленные на привлечение к ответственности государства, нарушающие нормы международного права, а также процедуры применения санкций. В конечном счете вся деятельность судебного органа опиралась на добрую волю сторон исполнять решения. Но несмотря на это Постоянная палата международного правосудия, выполнявшая свои функции более двадцати лет, рассмотрела 37 споров и вынесла 28 консультативных заключений. При вынесении решений новый судебный орган ссылался на общепризнанные конвенции и договоры, это позволило интегрировать государства в единое международно-правовое поле. Ведь решения, которые выносит суд, опираясь на международное право и справедливость, не только служат основанием регулирования конкретного спора, но и способствуют прогрессивному развитию международного права и его институтов.
Значение Статута Постоянной палаты международного правосудия для международного сообщества довольно неоднозначно. С одной стороны, Статут был первым детально проработанным актом, который давал исчерпывающую информацию, касающуюся порядка деятельности суда. Он регулировал порядок отбора кандидатов на должность члена суда, определял полномочия нового органа юстиции, выдвинул основные функции и задачи, которые должна была осуществить Постоянная палата международного правосудия. Кроме того, впервые была введена обязательная юрисдикция суда, которая в дальнейшем сыграет очень важную роль в деятельности Международного Суда при Организации объединенных наций. С другой, отсутствие норм процессуального права сделало из него предсказуемый орган разрешения споров. Это стало самым главным пробелом в деятельности Постоянной палаты международного правосудия. Статут был показателем неразвитости международного процессуального права. Однозначно можно сказать, что создание Постоянной палаты международного правосудия стало очень важной ступенью в развитии принципа мирного разрешения международных споров. Статут Постоянной палаты международного правосудия стал частью Устава ООН, а также оказал огромное влияние на деятельность Международного суда ООН, учрежденного в 1946 г.