Введение
Динамичное развитие мира и социально-экономических конфигураций производственных систем деформируют структуру и форматы производительных сил (ПС) регионов [4, с. 33], вынуждая все их составляющие к приспособлению в обновляемые условия [9, с. 185], в первую очередь – человека. Избыточность информации и разнообразие генерируемых информационных потоков вокруг индивида обустраивают его информационно-коммуникативную среду-оболочку, дифференцируя и распределяя сообщения по приоритетности, объёмности охвата, времени для осознания, усвоения, переработки и корреспондентской реакции, включая высшее образование (ВО).
Объекты и методы исследования
В операциях с информацией задействована когнитивная сфера каждого участника коммуникаций, а от свойств организации информационного обмена и способностей личности к переработке данных зависит конечный объём сведений, воспринимаемых мозгом, производительность информационно-коммуникационной части труда человека, его конкурентоспособность, статус в социуме, множество других социальных характеристик. В научный оборот вовлекаются всё новые дефиниции, категории, предметы исследования, подвергаясь на первых этапах морфологическому анализу и конструированию концепта формулировок, что требует от исследователей и пользователей дополнительных усилий когнитивного свойства. Естественным выглядит желание каждого повысить собственную продуктивность восприятия и переработки данных, овладеть уникальной информацией и информационной технологией, получить первенство в образовательных состязаниях, включая ВО. При этом известно множество приёмов, защищающих когнитивную сферу человека от перегрузки [8, с. 111-119], а ненужные данные отбрасываются либо проходят селекцию на предмет полезности, целесообразности хранения, продаваемости и проч.
Экспериментальная часть
Категории «когнитивного» посвящено множество исследований в различных отраслях науки и группах специальностей (техника; история; экономика; философия; филология; педагогика; медицина; психология; социология; культурология), производно-прикладных отраслях знаний (наукометрия; антропология; моделирование; военное дело; физкультура и спорт; другие – в кодификации Высшей аттестационной комиссии (ВАК)), в междисциплинарном анализе и моделировании как новых конфигурациях когнитивного исследования. Так, поисковый запрос в отечественном агрегаторе научно-технической информации Научная электронная библиотека (НЭБ) e-Library по запросу «когнитивный» отражает результат в 234 068 научные публикации или 0,36% от общего объёма размещённых в НЭБ текстов на дату поиска [3]. При этом с прилагательным «когнитивный» сочетается множество категорий поведенческого и иного свойства (46 наименований из случайной выборки по 100 научным публикациям в НЭБ): агент; анализ; аспект; ассистент; детерминанта; дисрегуляция; диссонанс; закрытие; искажение; комплексность; механизм; моделирование; модуляция; нагрузка; нарушение; наука; ориентация; особенность; оценка (оценивание); ошибка; паттерн; поведение; подход; поле; политика; предиктор; причина; процесс; психология; развитие; расстройство; регуляция; ремедиация; система; специализация; способность; стиль; сфера; схема; технология; установка; фактор; флексибильность; функционирование; функция; экономика.
С точки зрения формирования категориального аппарата когнитивное исследование в данной случайной выборке из 100 публикаций совпало с категорией «поведение» (100,0%), свидетельствуя о высокой корреляции предметов поведенческого и когнитивного. При этом отмечено 8 случаев использования словосочетания «когнитивное поведение» (8,0% от объёма исследуемой выборки) применительно к объектам: система; личность; студенты (2 события); субъекты индустрии; контроль в..; пользователь; чтение текстов. Авторы отмечают отдельные стороны и особенности реализации когнитивного поведения, указывая на актуальность дальнейшего изучения этого нового для науки явления. Актуальность изучения когнитивного поведения субъектов усиливают категории, отражающие возможные риски, негативные последствия и опасности нерационального когнитивного поведения, перегрузок когнитивной сферы, упоминаемые в тематике публикаций – дисрегуляция; расстройство; закрытие; искажение; нагрузка; нарушение; ошибка – всего не менее 7 категорий (или охват до 17% репрезентованных в выборке публикаций). К когнитивным рискам сегодня можно относить и исследовательскую особенность повышенного задействования иноязычной и специальной профессиональной терминологии.
Градация стилей или пропорций когнитивного в поведенческих режимах изучается областями знаний: педагогика, политология, психология, робототехника, сельскохозяйственные науки; социальные коммуникации; социология; филология; экономика; юриспруденция. В рамках экономического исследования когнитивные действия (анализ, моделирование, организация, оценка, процесс, развитие, регуляция, ремедиация, технология, функционирование и проч.) и собственно усилия, затрачиваемые на работу индивида или системы в процессе познавания чего-либо для конкретных хозяйственных задач, рассматривают через категории «блага», «затраты», «интересы», «потребности», «результат», «ресурсы», «труд», «ценность», «финансы» и другие, включая их синонимические аналоги. При этом выявляют различные подходы, стили, модели, типы, формы, аспекты, иные содержательные стороны реализации когнитивных действий или воплощения в действительность когнитивных функций, а собственно режимы поведения как некоего устойчивого варианта взаимодействия живого организма с окружающим пространством в совокупности внешних и внутренних факторов характеризуют различными свойствами (особенностями, сторонами проявления характерных свойств), например: агрессивное, адаптивное, аддиктивное, безопасное, вербально-телесное, девиантное, делинквентное, дискурсивное, зависимое, иррациональное, коалиционное, самое когнитивное, коммуникативное, конфликтное, нарушенное, неискреннее, пищевое, полистилевое, политическое, потребительское, предпринимательское, преступное, просоциальное, противоправное, рациональное, репродуктивное, речевое, сложное, совладающее, социальное, суицидальное, целенаправленное, электоральное, экономическое [3].
В определённой степени эти особенности поведения могут применяться и для анализа агентов экономики, характера формирования финансово-экономических и производственных отношений, обоснования показателей экономической динамики, региональной специфики систем и категориального аппарата ПС. Здесь обнаруживаются формулировки [11]: разумное финансовое [8], рациональное экономическое [6]. Обновлённые паспорта научных экономических специальностей ВАК содержат непосредственно категории поведенческой экономики (в скобках указан шифр паспорта специальности ВАК) [1], инициируя исследовательский интерес к различным режимам и форматам проявления финансово-экономического поведения субъектов: потребительское поведение, поведенческие подходы (5.2.1); экономика образования, человеческий капитал и его характеристики, профессиональная ориентация населения, организация и нормирование труда, поведение потребителей (5.2.3); поведенческие финансы (5.2.4); управление знаниями, модели и методы взаимодействия с клиентами и потребителями, технологии управления человеческими ресурсами (5.2.6).
Разумное поведение как категория научного познания и одновременно предмет научного исследования присутствует в поле зрения экономических, психологических, других наук [3]. В экономическом исследовании термин «разум» чаще сочетается с понятиями «потребление», «инвестирование», «действие» (акция). Для экономических задач более распространённым считается прилагательное «рациональный»: поведение собственника; выбор; экономическое поведение; поведение потребителя. Отмечены прецеденты отдельных исследовательских групп по внедрению в научный оборот экономического предмета словосочетаний «разумное поведение» [8, с.112].
В словаре В. И. Даля разум истолковывается как «...духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, примѣнять, сравнивать) и заключать (рѣшать, выводить слѣдствіе); способность вѣрнаго, послѣдовательнаго сцѣпленія мыслей, отъ причины, слѣдствій ея и до цѣли, конца, особенно въ приложеніи къ дѣлу. Разумъ, смыслъ, intellectus... Разумный, одаренный разумомъ; ...разсудительный, толковый, здравомыслящий...» [2, с. 53]. В изданиях советского периода под разумом трактовалась «способность логически и творчески мыслить, высшая ступень познавательной деятельности человека, ум, интеллект, в противоп. чувству» [5, с. 582]. Здесь семантические поля «когнитивного» и «разумного» могут пересекаться, не образуя тавтологии. Из базовых советских словарей [7] термин «когнитивный» есть в Философском энциклопедическом: «(от лат. cognition – знание, познание), познаваемый, соответствующий познанию» [10, с. 263].
Для задач научного экономического исследования разумным когнитивным поведением (РКП) можно назвать способы организации информационно-познавательного взаимодействия человека (коллектива людей) с окружающими субъектами и пространствами, позволяющие сохранять устойчивость функционирования когнитивной сферы индивида, его способности к адекватному реагированию на внешние деформации и воздействия, возможность для выполнения трудовой функции в заданных работодателем параметрах. Наряду с внутренними физиологическими и психологическими инструментами само-регуляции, РКП в жизни и деятельности человека цифровой эпохи следует рассматривать как важнейший навык и компетенцию для устойчивости и безопасности жизнедеятельности, сохранения природной среды, системы ПС, региональных хозяйственных комплексов и социума в целом.
Выводы
С точки зрения ПС и их системы ВО можно выделять РКП как универсальную компетенцию для внесения в тексты государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки бакалавриата: «УК-12. Способен обеспечивать регуляцию информационных потоков и саморегуляцию когнитивной сферы». Целесообразным видится создание материальной, нормативно-правовой и учебно-методической базы для формирования УК-12 в системе ВО на бюджетное финансирование с ожидаемыми результатами: рамочная модель когнитивной компетенции УК-12; Стратегия повышения когнитивной грамотности (КГ); Федеральный сетевой методический центр повышения квалификации в сфере КГ, включая РКП; региональная сеть центров повышения квалификации и переобучения в сфере КГ, включая РКП; бюджетные программы финансирования переподготовки и повышения квалификации; «Когнитивная грамотность» как учебная дисциплина и направление (профиль) подготовки специалиста ВО. Это позволит сохранить здоровую психологическую и эмоциональную атмосферу социума, придать устойчивости функционированию ПС и региональных хозяйственных комплексов.