В педагогической литературе совокупность взаимосвязанных между собой элементов, ориентированных на определенную цель, представляет собой методическую систему [3].
Соглашаясь с определением методической системы как целостной модели педагогической деятельности, выступающей ориентировочной основой оптимизации образовательного процесса, технологичность которого задается отбором содержания, методов, форм и средств обучения, установлением связей между ними в соответствии с выбранной целью [2], обратимся к вопросам компонентного состава системы и функционирования связей между компонентами системы. Вопрос компонентного состава актуализируется такими свойствами системы, как целостность и членимость, поскольку в системе должны быть представлены связи, осуществляющие передачу с выхода одного компонента на вход другого, а также связи, обеспечивающие передачу с выхода некоторого компонента на вход этого же компонента при корректировании параметров рассматриваемого компонента на основе анализа выходных параметров другого компонента [1]. Анализ множественности представлений о структуре методической системы привел нас к убеждению о системообразующей значительности такого компонента методической системы, как целевой.
С точки зрения деятельностного подхода, цель представляет собой проект деятельности, определяющий характер и системную упорядоченность различных актов, действий и операций. Помимо цели, методическая система включает такие блоки, как нормативы, содержание, этапы, методы, средства, формы обучения и результат обучения.
Содержательный блок методической системы обычно включает различные элементы опыта, который должен быть присвоен бакалаврами-экономистами: это опыт ценностного отношения к формируемой компетентности как качеству собственной личности, опыт репродуктивной и продуктивной деятельности по освоению способов решения информационных задач профессиональной деятельности экономиста и опыт рефлексивных актов собственной деятельности.
Мы придерживаемся представлений о том, что любая педагогическая системы функционирует во имя качественного изменения субъектов образовательного процесса, и это изменение должно быть зафиксировано в описании системы. Результативно-оценочный блок подразумевает наличие диагностического комплекса, который разрабатывается на основе понимания компетентности как интегративной и динамической личностной характеристики, определяющей способности человека к продуктивной деятельности; обеспечивает оценку динамики и может быть использован для коррекции образовательного процесса.
Методическая система развития познавательной активности обучающихся, представленная на рисунке показывает процесс развития познавательной активности при обучении математике посредством конкретизации нормативно-целевого блока как системообразующего компонента, включающего социальный заказ, опирающийся на нормативно-правовые документы. Целью нормативно-целевого блока является теоретическое обоснование и реализация методической системы развития познавательной активности обучающихся при освоении дисциплины «Математика» на основе междисциплинарного подхода и оценивание её результативности.
Для реализации образовательного процесса определён теоретико-методологический блок, основой которого являются выделенные существующие в теории и практике образования подходы: системный, личностно-ориентированный, деятельностный, междисциплинарный. В результате анализа используемых подходов в области дидактики высшего образования в диссертации сформулированы принципы: субъектности обучающихся, междисциплинарного содержания, активности обучающихся в соответствии с деятельностным подходом.
В содержательном блоке методической системы представлено авторское понимание дефиниции «развитие познавательной активности обучающегося» и её структура, включающая в себя: мотивационно-побуждающий, эмоционально-волевой, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный компоненты.
Исходя из сущности междисциплинарного подхода, специфической особенностью методической системы является то, что содержательный блок выстраивается на основе междисциплинарных связей учебных дисциплин естественно-научного блока, включающий в себя: «Математику» и «Информатику», «Математику» и «Математическое моделирование систем и процессов», «Информатику» и «Математическое моделирование систем и процессов». Построение междисциплинарных связей опирается на взаимопроникновение и взаимосвязь содержания учебных дисциплин с целью формирования у обучающихся целостной системы научных представлений об изучаемых объектах или явлениях.
Рис. Методическая система развития познавательной активности обучающихся в образовательном процессе вуза на основе междисциплинарного подхода
Содержательный блок включает в себя междисциплинарные практикумы, обогащенные междисциплинарными задачами, позволяющими реализовывать обучающимися нестандартный, творческих подход к решению различного типа задач с использованием метода математического моделирования и междисциплинарные проекты, ориентированные на разработку информационной модели простого технического объекта за счет включения междисциплинарных связей математики.
Основная задача процессуально-технологическим блока – определить методы, формы, средства и этапы развития познавательной активности при освоении дисциплины «Математика» на основе междисциплинарного подхода. Опираясь на идеи деятельностного подхода и признавая потенциал междисциплинарного подхода в формировании познавательной активности освоение междисциплинарного содержания естественно-научного блока дисциплин осуществляется в активной познавательной деятельности с использованием активных методов обучения в соответствии с деятельностным подходом. Метод математического моделирования является результативным методом развития познавательной активности, так как для построения математической модели задействованы все основные мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение и конкретизация. Кейс-метод позволяет активизировать навыки работы со знанием, анализировать информацию с выделением главного и второстепенного, классифицировать по степени важности для выполнения этапов познавательной работы. Методы проектов, как частично-поисковый, исследовательский возбуждает познавательный интерес обучающихся всестороннему исследованию объекта или явления, направляет когнитивный поиск информации об объекте или явлении с акцентированием на происходящие в нем процессы, стимулирует на организацию и реализацию волевых усилий в достижении познавательной цели. Метод проблемного обучения обеспечивает самостоятельность мышления обучающегося, предполагает обращение обучающихся к их личному опыту.
В содержательном блоке представлены этапы развития познавательной активности при обучении математики на основе междисциплинарного подхода:
- Обеспечение субъектной позиции обучающегося;
- Предоставление интегративного содержания образования на основе междисциплинарного контингента для естественно-научного блока дисциплин и соответствующее методическое обеспечение;
- Использование активных методов обучения математике при освоении междисциплинарного содержания естественно-научного блока дисциплин в процессе решения междисциплинарных кейсов, практикумов и проектов.
Оценочно-результативный блок определяет особенности контроля и оценки результатов развития познавательной активности обучающегося при освоении дисциплины «Математика» на основе междисциплинарного подхода. К ним относятся: отслеживание изменений в процессе обучения; проведение коррекции в обучении через содержательный и процессуально-технологический блоки и получение результата, соответствующего заявленной цели; выявление уровней развития познавательной активности обучающегося при освоении дисциплины «Математика» на основе междисциплинарного подхода: воспроизводящий, интерпретирующий и творческий.