Актуальность исследования
Экономическая безопасность Российской Федерации играет ключевую роль в обеспечении суверенитета, социальной стабильности и устойчивого экономического роста. В условиях глобальных изменений, связанных с введением масштабных санкций, усилением геополитического давления и волатильностью мировых рынков, вопросы защиты национальной экономики приобретают стратегическое значение. С 2019 по 2024 годы Россия столкнулась с новыми вызовами, включая изменение структуры внешнего долга, резкие колебания уровня инфляции и необходимость мобилизации внутренних резервов, таких как Фонд национального благосостояния.
Актуальность темы также определяется необходимостью анализа эффективности проводимой макроэкономической политики. Динамика ключевых показателей позволяет оценить способность экономики адаптироваться к новым вызовам и сохранять устойчивость.
Цель исследования
Целью данного исследования является проведение комплексного анализа состояния экономической безопасности Российской Федерации за период с 2019 по 2024 годы, с акцентом на ключевые макроэкономические показатели.
Материалы и методы исследования
Материалы исследования: статистические данные Центрального банка России, Росстата, Министерства финансов РФ, официальные прогнозы и аналитические отчеты международных организаций (МВФ, Всемирный банк), научные статьи, отчеты, освещающие макроэкономическую динамику.
Методы исследования: экономико-статистический анализ, сравнительный анализ, графический метод, системный подход.
Результаты исследования
Внешний долг Российской Федерации представляет собой совокупность обязательств перед иностранными кредиторами, включая государственные и частные структуры. Анализ динамики этого показателя за период с 2019 по 2024 годы позволяет оценить финансовую устойчивость страны и выявить ключевые тенденции в управлении внешними обязательствами.
По данным Центрального банка России, внешний долг страны на 1 января 2019 года составлял 453,7 млрд долларов. В последующие годы наблюдалась тенденция к снижению этого показателя. К 1 июля 2024 года внешний долг уменьшился до 302 млрд долларов, что составляет 15% от ВВП за последние 12 месяцев. На 1 октября 2024 года внешний долг России составил 293,4 млрд долларов, впервые с 2006 года опустившись ниже 300 млрд долларов.
В структуре внешнего долга значительную долю занимают обязательства частного сектора, включая банки и прочие организации. По состоянию на 1 июля 2024 года задолженность прочих секторов экономики составляла 160,9 млрд долларов, что на 6,5% меньше по сравнению с предыдущим кварталом. Задолженность банковского сектора увеличилась на 7,4%, а обязательства органов государственного управления перед нерезидентами выросли на 1,5%.
Снижение внешнего долга в рассматриваемый период обусловлено несколькими факторами: санкционные ограничения, политика дедолларизации, погашение существующих обязательств [3, с. 32].
Для оценки текущего состояния внешнего долга полезно сравнить его с предыдущими периодами. В июле 2014 года внешний долг России достиг максимума в 732 млрд долларов. С тех пор наблюдается устойчивая тенденция к снижению этого показателя, что свидетельствует о стремлении страны к уменьшению внешних обязательств и повышению финансовой независимости.
Анализ динамики внешнего долга Российской Федерации за период с 2019 по 2024 годы показывает значительное сокращение этого показателя. Основными причинами являются внешние санкции, политика дедолларизации и активное погашение существующих обязательств. Снижение внешнего долга способствует укреплению экономической безопасности страны и снижению зависимости от внешних кредиторов.
Соотношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) является ключевым показателем, отражающим финансовую устойчивость государства и его способность обслуживать внешние обязательства [2, с. 147]. Анализ этого показателя за период с 2019 по 2024 годы позволяет оценить динамику долговой нагрузки России в контексте ее экономического роста.
Согласно данным Центрального банка России, соотношение внешнего долга к ВВП страны демонстрировало следующую динамику: 2019 г. – 29%; 2020 г. – 31%; 2021 г. – 26%; 2022 г. – 17%; 1 квартал 2023 г. – 15%. Эти показатели свидетельствуют о значительном снижении долговой нагрузки на экономику России в рассматриваемый период.
Снижение соотношения внешнего долга к ВВП обусловлено несколькими ключевыми факторами: сокращение абсолютного объема внешнего долга, рост ВВП, санкционные ограничения.
Анализ соотношения внешнего долга к ВВП Российской Федерации за период с 2019 по 2024 годы показывает устойчивую тенденцию к снижению этого показателя. Это обусловлено сокращением абсолютного объема внешнего долга, ростом экономики и ограничением новых заимствований в условиях санкционного давления. Низкий уровень долговой нагрузки повышает экономическую безопасность страны и снижает риски, связанные с обслуживанием внешних обязательств.
Инфляция является ключевым макроэкономическим показателем, отражающим динамику цен на товары и услуги в экономике. Анализ уровня инфляции в России за период с 2019 по 2024 годы позволяет оценить эффективность проводимой денежно-кредитной политики и выявить основные тенденции в ценовой динамике.
Согласно данным Росстата, годовые показатели инфляции в России за указанный период были следующими: 2019 г. – 3,05%; 2020 г. – 4,91%; 2021 г. – 8,39%; 2022 г. – 11,94%; 2023 г. – 7,42%; 2024 г. – 8,53% (по состоянию на октябрь). Эти данные свидетельствуют о значительных колебаниях уровня инфляции в рассматриваемый период, с пиком в 2022 году и последующим снижением в 2023 году.
Согласно прогнозам Банка России, годовая инфляция в 2024 году составит 6,5–7,0%. С учетом проводимой денежно-кредитной политики ожидается снижение инфляции до 4,0–4,5% в 2025 году и стабилизация около 4% в дальнейшем.
Анализ уровня инфляции в России за период с 2019 по 2024 годы показывает значительные колебания, обусловленные как внешними, так и внутренними факторами. Меры, предпринимаемые Центральным банком и правительством, способствовали снижению инфляции после пиковых значений 2022 года. Однако достижение целевого уровня инфляции в 4% требует продолжения взвешенной денежно-кредитной политики и учета внешнеэкономических рисков.
Фонд национального благосостояния (ФНБ) Российской Федерации является ключевым элементом финансовой системы страны, предназначенным для обеспечения стабильности экономики и социальной защиты граждан. Его формирование и использование оказывают значительное влияние на экономическую безопасность государства [1, с. 10].
По данным Министерства финансов Российской Федерации, объем ФНБ на 1 января каждого года составлял: 2019 г. – 4 036,05 млрд. руб.; 2020 г. – 7 773,06 млрд. руб.; 2021 г. – 13 545,66 млрд. руб.; 2022 г. – 13 565,35 млрд. руб.; 2023 г. – 10 434,58 млрд. руб.; 2024 г. – 11 965,07 млрд. руб. Эти данные свидетельствуют о значительных колебаниях объема средств ФНБ в рассматриваемый период.
В рассматриваемый период средства ФНБ использовались для финансирования различных проектов и покрытия бюджетного дефицита. Например, в 2024 году из ФНБ были выделены средства на приобретение и предоставление в лизинг вагонов Московского метро.
Фонд национального благосостояния играет ключевую роль в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Его объем и структура позволяют государству эффективно реагировать на внешние и внутренние экономические вызовы, поддерживать стабильность бюджета и реализовывать стратегически важные проекты. Однако для сохранения этой роли необходимо продолжать взвешенную политику управления средствами ФНБ, учитывая текущие экономические реалии и прогнозы.
Выводы
Комплексный анализ показал, что экономическая безопасность Российской Федерации в 2019–2024 годах была подвержена значительным вызовам, включая внешнее санкционное давление, инфляционные риски и волатильность мировых рынков. Несмотря на это, снижение внешнего долга, оптимизация его соотношения к ВВП, меры по сдерживанию инфляции и эффективное управление средствами Фонда национального благосостояния способствовали укреплению макроэкономической устойчивости страны. Основные риски, связанные с внешней экономической зависимостью и инфляцией, требуют дальнейшего внимания, однако реализуемая политика демонстрирует потенциал для долгосрочной финансовой стабильности. Результаты исследования могут быть полезны для государственных органов при разработке стратегий экономической безопасности.