Главная
АИ #48 (230)
Статьи журнала АИ #48 (230)
Комплексный анализ экономической безопасности Российской Федерации

Комплексный анализ экономической безопасности Российской Федерации

Научный руководитель

Моденов Анатолий Константинович

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

экономическая безопасность
внешний долг
соотношение долга к ВВП
инфляция
Фонд национального благосостояния
макроэкономическая стабильность

Аннотация статьи

В статье представлен комплексный анализ экономической безопасности Российской Федерации за период с 2019 по 2024 годы. Исследование охватывает четыре ключевых аспекта: динамику внешнего долга, соотношение внешнего долга к ВВП, уровень инфляции и объем средств Фонда национального благосостояния. На основе статистических данных Центрального банка России, Росстата и Министерства финансов РФ проведен детальный анализ указанных показателей, выявлены их динамика и влияние на экономическую устойчивость страны. Особое внимание уделено внешним и внутренним факторам, влияющим на макроэкономическую стабильность, а также мерам, принимаемым для снижения рисков.

Текст статьи

Актуальность исследования

Экономическая безопасность Российской Федерации играет ключевую роль в обеспечении суверенитета, социальной стабильности и устойчивого экономического роста. В условиях глобальных изменений, связанных с введением масштабных санкций, усилением геополитического давления и волатильностью мировых рынков, вопросы защиты национальной экономики приобретают стратегическое значение. С 2019 по 2024 годы Россия столкнулась с новыми вызовами, включая изменение структуры внешнего долга, резкие колебания уровня инфляции и необходимость мобилизации внутренних резервов, таких как Фонд национального благосостояния.

Актуальность темы также определяется необходимостью анализа эффективности проводимой макроэкономической политики. Динамика ключевых показателей позволяет оценить способность экономики адаптироваться к новым вызовам и сохранять устойчивость.

Цель исследования

Целью данного исследования является проведение комплексного анализа состояния экономической безопасности Российской Федерации за период с 2019 по 2024 годы, с акцентом на ключевые макроэкономические показатели.

Материалы и методы исследования

Материалы исследования: статистические данные Центрального банка России, Росстата, Министерства финансов РФ, официальные прогнозы и аналитические отчеты международных организаций (МВФ, Всемирный банк), научные статьи, отчеты, освещающие макроэкономическую динамику.

Методы исследования: экономико-статистический анализ, сравнительный анализ, графический метод, системный подход.

Результаты исследования

Внешний долг Российской Федерации представляет собой совокупность обязательств перед иностранными кредиторами, включая государственные и частные структуры. Анализ динамики этого показателя за период с 2019 по 2024 годы позволяет оценить финансовую устойчивость страны и выявить ключевые тенденции в управлении внешними обязательствами.

По данным Центрального банка России, внешний долг страны на 1 января 2019 года составлял 453,7 млрд долларов. В последующие годы наблюдалась тенденция к снижению этого показателя. К 1 июля 2024 года внешний долг уменьшился до 302 млрд долларов, что составляет 15% от ВВП за последние 12 месяцев. На 1 октября 2024 года внешний долг России составил 293,4 млрд долларов, впервые с 2006 года опустившись ниже 300 млрд долларов.

В структуре внешнего долга значительную долю занимают обязательства частного сектора, включая банки и прочие организации. По состоянию на 1 июля 2024 года задолженность прочих секторов экономики составляла 160,9 млрд долларов, что на 6,5% меньше по сравнению с предыдущим кварталом. Задолженность банковского сектора увеличилась на 7,4%, а обязательства органов государственного управления перед нерезидентами выросли на 1,5%.

Снижение внешнего долга в рассматриваемый период обусловлено несколькими факторами: санкционные ограничения, политика дедолларизации, погашение существующих обязательств [3, с. 32].

Для оценки текущего состояния внешнего долга полезно сравнить его с предыдущими периодами. В июле 2014 года внешний долг России достиг максимума в 732 млрд долларов. С тех пор наблюдается устойчивая тенденция к снижению этого показателя, что свидетельствует о стремлении страны к уменьшению внешних обязательств и повышению финансовой независимости.

Анализ динамики внешнего долга Российской Федерации за период с 2019 по 2024 годы показывает значительное сокращение этого показателя. Основными причинами являются внешние санкции, политика дедолларизации и активное погашение существующих обязательств. Снижение внешнего долга способствует укреплению экономической безопасности страны и снижению зависимости от внешних кредиторов.

Соотношение внешнего долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) является ключевым показателем, отражающим финансовую устойчивость государства и его способность обслуживать внешние обязательства [2, с. 147]. Анализ этого показателя за период с 2019 по 2024 годы позволяет оценить динамику долговой нагрузки России в контексте ее экономического роста.

Согласно данным Центрального банка России, соотношение внешнего долга к ВВП страны демонстрировало следующую динамику: 2019 г. – 29%; 2020 г. – 31%; 2021 г. – 26%; 2022 г. – 17%; 1 квартал 2023 г. – 15%. Эти показатели свидетельствуют о значительном снижении долговой нагрузки на экономику России в рассматриваемый период.

Снижение соотношения внешнего долга к ВВП обусловлено несколькими ключевыми факторами: сокращение абсолютного объема внешнего долга, рост ВВП, санкционные ограничения.

Анализ соотношения внешнего долга к ВВП Российской Федерации за период с 2019 по 2024 годы показывает устойчивую тенденцию к снижению этого показателя. Это обусловлено сокращением абсолютного объема внешнего долга, ростом экономики и ограничением новых заимствований в условиях санкционного давления. Низкий уровень долговой нагрузки повышает экономическую безопасность страны и снижает риски, связанные с обслуживанием внешних обязательств.

Инфляция является ключевым макроэкономическим показателем, отражающим динамику цен на товары и услуги в экономике. Анализ уровня инфляции в России за период с 2019 по 2024 годы позволяет оценить эффективность проводимой денежно-кредитной политики и выявить основные тенденции в ценовой динамике.

Согласно данным Росстата, годовые показатели инфляции в России за указанный период были следующими: 2019 г. – 3,05%; 2020 г. – 4,91%; 2021 г. – 8,39%; 2022 г. – 11,94%; 2023 г. – 7,42%; 2024 г. – 8,53% (по состоянию на октябрь). Эти данные свидетельствуют о значительных колебаниях уровня инфляции в рассматриваемый период, с пиком в 2022 году и последующим снижением в 2023 году.

Согласно прогнозам Банка России, годовая инфляция в 2024 году составит 6,5–7,0%. С учетом проводимой денежно-кредитной политики ожидается снижение инфляции до 4,0–4,5% в 2025 году и стабилизация около 4% в дальнейшем.

Анализ уровня инфляции в России за период с 2019 по 2024 годы показывает значительные колебания, обусловленные как внешними, так и внутренними факторами. Меры, предпринимаемые Центральным банком и правительством, способствовали снижению инфляции после пиковых значений 2022 года. Однако достижение целевого уровня инфляции в 4% требует продолжения взвешенной денежно-кредитной политики и учета внешнеэкономических рисков.

Фонд национального благосостояния (ФНБ) Российской Федерации является ключевым элементом финансовой системы страны, предназначенным для обеспечения стабильности экономики и социальной защиты граждан. Его формирование и использование оказывают значительное влияние на экономическую безопасность государства [1, с. 10].

По данным Министерства финансов Российской Федерации, объем ФНБ на 1 января каждого года составлял: 2019 г. – 4 036,05 млрд. руб.; 2020 г. – 7 773,06 млрд. руб.; 2021 г. – 13 545,66 млрд. руб.; 2022 г. – 13 565,35 млрд. руб.; 2023 г. – 10 434,58 млрд. руб.; 2024 г. – 11 965,07 млрд. руб. Эти данные свидетельствуют о значительных колебаниях объема средств ФНБ в рассматриваемый период.

В рассматриваемый период средства ФНБ использовались для финансирования различных проектов и покрытия бюджетного дефицита. Например, в 2024 году из ФНБ были выделены средства на приобретение и предоставление в лизинг вагонов Московского метро.

Фонд национального благосостояния играет ключевую роль в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации. Его объем и структура позволяют государству эффективно реагировать на внешние и внутренние экономические вызовы, поддерживать стабильность бюджета и реализовывать стратегически важные проекты. Однако для сохранения этой роли необходимо продолжать взвешенную политику управления средствами ФНБ, учитывая текущие экономические реалии и прогнозы.

Выводы

Комплексный анализ показал, что экономическая безопасность Российской Федерации в 2019–2024 годах была подвержена значительным вызовам, включая внешнее санкционное давление, инфляционные риски и волатильность мировых рынков. Несмотря на это, снижение внешнего долга, оптимизация его соотношения к ВВП, меры по сдерживанию инфляции и эффективное управление средствами Фонда национального благосостояния способствовали укреплению макроэкономической устойчивости страны. Основные риски, связанные с внешней экономической зависимостью и инфляцией, требуют дальнейшего внимания, однако реализуемая политика демонстрирует потенциал для долгосрочной финансовой стабильности. Результаты исследования могут быть полезны для государственных органов при разработке стратегий экономической безопасности.

Список литературы

  1. Абакумов А.С. Фонд национального благосостояния Российской Федерации как залог финансовой стабильности // Поколение будущего: взгляд молодых ученых – 2021. – 2021. – С. 9-11.
  2. Данилин Е.А., Шибанова А.А. Современные вызовы и угрозы экономической безопасности РФ // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности. – 2021. – С. 145-151.
  3. Фрицлер А.В., Тарханова Е.А. Влияние внешнего государственного долга на экономическую безопасность России // Национальная безопасность России: актуальные аспекты. – 2020. – С. 31-34.

Поделиться

384

Каменев Д. А. Комплексный анализ экономической безопасности Российской Федерации // Актуальные исследования. 2024. №48 (230). Ч.II.С. 45-48. URL: https://apni.ru/article/10610-kompleksnyj-analiz-ekonomicheskoj-bezopasnosti-rossijskoj-federacii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря