Технологии социальной работы с неблагополучной семьей

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

семья
неблагополучная семья
технология
социальная технология
социальная работа

Аннотация статьи

В статье рассматривается применение основных социальных технологии в работе с неблагополучной семьей.

Текст статьи

Актуальность

Семья является одним из ключевых социальных институтов, играющих важную роль на протяжении всей истории общества. Именно она представляет собой значимую часть жизни людей, и именно в семье происходит начальная социализация ребенка.

На сегодняшний день социальное неблагополучие семей становится одной из актуальных проблем современного общества, эффективные способы решения которой разрабатываются на постоянной основе.

Данная проблема, с которой сталкивается подобные семьи, тесно связана со многими факторами, например, психологические, материально-экономические, биологические, социальные, правовые и другие. Однако, не только одна проблема в семье, но и многочисленные трудности могут быть, поскольку вышеперечисленные факторы между собой взаимосвязаны. К примеру, социальное неблагополучие, социальный статус (смерть одного члена семьи, внезапные перемены в судьбе, алкогольная зависимость родителей, арест одного члена семьи) влекут за собой психологическое напряжение внутри семьи, что приводит к семейным конфликтам; низкое материальное положение (утрата работы, крупная имущественная потеря) в семье приводит к неудовлетворенности основных потребностей каждого члена семьи, и негативно сказывается на здоровье, физическое состояние ребенка и его родителей, далее неожиданное и тяжелое заболевание.

Однако, не все семьи, которые столкнулись с жизненными трудностями, становятся в конечном итоге неблагополучной. Значительная часть семей весьма самостоятельно справляются и решают свои проблемы.

Но, как показывает практика жизни, обычно в семье взрослые, столкнувшиеся с проблемой, теряют уверенность в себе, дальше впадают в апатию, снижается их социальная активность, и появляется безразличие к своей судьбе, к ребенку и окружающим. Родители перестают участвовать в воспитании своих детей.

Например, согласно информации на сайте Государственного Совета Республики Татарстан, в 2023 году в адрес Уполномоченного по правам ребенка в Республике Татарстан от граждан поступило 1729 обращений, более 12 тысяч сообщений в системе вызова оперативных служб номера 112. В 323 случаях организованы проверки по фактам семейного неблагополучия. На контроль взято 403 обращения, больше половины решены положительно в межведомственном взаимодействии. По итогам проверки, по 12% жалоб направлены заключения и рекомендации о принятии мер по устранению нарушений.

«В 2023 году вопросы защиты права детей на семью и семейные связи занимали треть всех обращений, – рассказала Уполномоченный по правам ребенка. – На 10% выросло количество семей, поставленных на межведомственный учет как находящихся в социально-опасном положении. За три года аппаратом Уполномоченного оформлено 895 сигнальных карт по фактам семейного неблагополучия. За прошедший год проведена проверка органов опеки 24 районов по 74 фактам возвратов детей в 2022 году».

Таким образом, неблагополучная семья – это семья, в которой родители пренебрегают нуждами своих несовершеннолетних детей, не выполняют свои родительские обязанности или жестоко с ними обращаются.

Стоит отметить, что в Российской Федерации система социально защиты населения активно развивается. Появляются целые направления работы, которые связаны с развитием самой социальной сферы, а также обеспечение благополучного и перспективного будущего жителей страны.

Для помощи семьям, имеющим социальные проблемы, организованы органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи и т. д.

Например, на сегодняшнее время в Республике Татарстан функционируют 51 отдел социальной защиты населения, 45 комплексных центров социального обслуживания населения, 14 социальных приютов для детей и подростков, 2 детские дома-интернаты, предназначенные для граждан, имеющих психические расстройства, 11 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями и т. д. И все перечисленные учреждения оказывают социальную помощь для семей и применяются все виды технологий социальной работы – направленные на социальную реабилитацию инвалидов или детей-инвалидов, оказывающие помощь малообеспеченным женщинам, военнослужащим и т. д.

Итак, какие же технологии с семьей в трудной жизненной ситуации рассматриваются и применяются в социальной работе.

Понятие «Технология» может быть многозначно. Технология – это совокупность приёмов научного знания для решения практических задач. А в рамках социальной работы технология – это комплекс социальных действий, приемов, методов и воздействий, направленных на социальную профилактику и социальную помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

В России технологии социальной работы с семьей и с детьми активно развиваются на протяжении 33 года (1991–2024 гг.). Сформировалась нормативно-правовая база, обеспечивающая технологический подход, а в учреждениях и органах социальной защиты наработан опыт применения конкретных процедур адаптации и реабилитации несовершеннолетних, социальной поддержки семьи.

Цель технологии социальной работы – сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, также поддержание и развитие стабильности семьи.

Технология работы с семьей включает в себя несколько этапов:

  • сбор и анализ информации об асоциальных семьях (адрес проживания и прописка; состав семьи; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники; сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья; уровень образования; нарушение функций семьи и т. д.);
  • постановка социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально-опасном положении, определение их показателей и причин возникновения);
  • выбор способов воздействия и планирование работы с семьей (оставление перечня реальных проблем и их причин; определение цели воздействия; определение участников воздействия; определение содержания деятельности конкретных специалистов, выбор способов воздействия; определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий; составление плана работы с семьей);
  • практическая работа по оказанию помощи семье (применение социальных технологии).

Основные технологии социальной работы, которые применяются в рамках социального сопровождения неблагополучной семьи:

  • технология «Участковая социальная служба»;
  • технология «Служба семейного сопровождения»;
  • технология «Мобильная бригада»;
  • технология «Межведомственное взаимодействие по организации социального сопровождения женщин, сомневающихся в принятии своего новорожденного ребенка»;
  • технология «Межведомственное взаимодействие по организации социального сопровождения несовершеннолетних, освободившихся из учреждений закрытого типа, условно осужденных, а также членов их семей»;
  • технология «Домашнее визирование семей с детьми-инвалидами».

Технология «Участковая социальная служба» – это совокупность форм и методов воздействий, направленных на выявление раннего семейного неблагополучия и оказание адресной социальной помощи семьям, имеющим детей, находящимся в трудной жизненной ситуации или в социально-опасном положении.

Профилактика выявления семейного неблагополучия через систему участковой социальной службы включает в себя (рис.):

  • социальную диагностику всех семей на участке;
  • распределение случаев по системе патронажа;
  • социальный патронаж социально-здоровых и проблемных семей;
  • координацию работы служб и учреждений на участке и предоставление информации в комиссию по делам несовершеннолетних;
  • контрольный патронаж (тип контроля) семей, прошедших реабилитационную программу.

image.png

Рис. Система участковой социальной службы

Таким образом, главной технологией социальной службы по выявлению неблагополучия семьи являются диагностика и патронаж.

В технологии «Служба семейного сопровождения» представлена интеграция основных идей восстановительных технологий, их вариаций, элементов и проявления в системе социально-психологической помощи семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи. Данная технология включает в себя диагностические, консультационные и групповые мероприятия.

Цель технологии «Служба семейного сопровождения» – восстановление внутрисемейных отношений в семьях получателей социальных услуг, нуждающихся в социальном сопровождении.

Задачи данной технологии: установление контакта и рабочих отношений; проведение диагностики, а также сбора и анализа информации о семье; проведение групповых занятий по налаживанию внутрисемейных отношений (супружеских, родительских, детских); проведение работы по повышению психолого-педагогической грамотности членов семьи.

Технология «Мобильная бригада» является одной из эффективных форм социального патронажа неблагополучных семей и их детей, позволяющая оказать им квалифицированную помощь в решении различных проблем, а также при необходимости экстренно реагировать на факты жестокого обращения детей в семьях. Данная технология способствует купированию проявлений жестокого обращения к детям путем проведения разъяснительной работы, осуществления диагностической, коррекционной, консультационной, правовой, педагогической помощи несовершеннолетним и семьям с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также оказания иных социальных услуг.

Технология «Межведомственное взаимодействие по организации социального сопровождения женщин, сомневающихся в принятии своего новорожденного ребенка» реализуется в Республике Татарстан с 2013 года. Она включает в себя комплексную социально-психологическую работу с женщиной, сомневающейся в принятии новорождённого ребёнка из медицинского учреждения, а также работу с беременными женщинами «группы риска» и профилактику нежелательной беременности среди подростков.

Элементы данной технологии включают в себя:

  • создание групп экстренного реагирования на ситуацию отказа матери от своего новорождённого ребёнка. Они выезжают в родовспомогательное учреждение на поступивший сигнал и выявляют истинную причину отказа от ребёнка;
  • оказание помощи женщине, принявшей ребёнка в семью. Ей оказывают психологическую, экономическую и другие виды помощи и поддержки;
  • вовлечение семьи в совместную деятельность по подготовке и реализации индивидуального плана реабилитации для преодоления кризиса в семье и сохранения кровной семьи для ребёнка.

Технология «Межведомственное взаимодействие по организации социального сопровождения несовершеннолетних, освободившихся из учреждений закрытого типа, условно осужденных, а также членов их семей» направлена на профилактику повторных правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних через создание межведомственной системы социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей и преступников, а также членов их семей.

Технология «Домашнее визитирование семей с детьми-инвалидами» предполагает регулярные посещения семей специалистами мобильной службы с целью оказания комплексной помощи в домашних условиях.

В рамках визитирования проводятся:

  • развивающие занятия и дидактические игры;
  • психологические тренинги, направленные на гармонизацию детско-родительских отношений и создание условий для раскрытия личности ребёнка-инвалида;
  • консультирование родителей, профилактические беседы и информирование по вопросам развития, оздоровления и воспитания детей-инвалидов в домашних условиях.

В состав мобильной службы входят врач-педиатр, психолог в социальной сфере, специалист по комплексной реабилитации, инструктор по лечебной физкультуре, инструктор по труду, музыкальный руководитель и специалист по социальной работе.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Справочно-правовая система Консультант Плюс – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 13.11.2024).
  2. Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Справочно-правовая система Консультант Плюс – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 13.11.2024).
  3. Семейного кодекса Республики Татарстан от 13 января 2009 года № 4-ЗРТ// Справочно-правовая система Консультант Плюс – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения: 13.11.2024).
  4. Басов Н.Ф. Социальная работа с семьей и детьми: учебное пособие для вузов / Н.Ф. Басов [и др.]; под редакцией Н. Ф. Басова. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 213 с.
  5. Григорьева И.А. Социальная работа с семьей: учебное пособие для вузов / И.А. Григорьева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 149 с.
  6. Торохтий В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учебное пособие для вузов / В. С. Торохтий. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 511 с.
  7. Шевченко О.М. Технологии социальной работы с семьей и детьми: учебное пособие для студентов средних учебных заведений / О.М. Шевченко. – Москва: Издательство Феникс, 2018. – 125 с.
  8. Холостова Е.И. Социальная работа: учебник для вузов / Е.И. Холостова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 746 с.
  9. Государственный Совет Республики Татарстан сайт https://gossov.tatarstan.ru/.
  10. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан: Проект приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Об утверждении модельной программы сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи, в Республике Татарстан» https://anticorruption.tatarstan.ru/anticorruption/expertise/list/mtsz.htm?page=44&corrupt_id=69847.
  11. Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан: Реестр поставщиков социальных услуг. https://mtsz.tatarstan.ru/reestr-postavshchikov-sotsialnih-uslug.htm.

Поделиться

309

Сулейманова Э. А. Технологии социальной работы с неблагополучной семьей // Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук: диалог и взаимодействие : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 20-25. URL: https://apni.ru/article/10614-tehnologii-socialnoj-raboty-s-neblagopoluchnoj-semej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января