Каждый ребенок уникальный, индивидуальный и творческий, в нем природой заложен огромный потенциал возможности. Он любит играть, рисовать, лепить, его влечет узнать все новое и интересное, тянет к «прекрасному», он проявляет любопытство, хочет узнать из чего сделан предмет или картина и т. д. И мы должны не только удовлетворить его потребности, а еще больше развить интерес. Наиболее эффективным способом, является вовлечение детей в художественную деятельность. Творя и создавая своими руками собственное произведение, ребенок упорядочивает и отражает свои знания о мире.
В данной работе мы отдаем предпочтение нетрадиционным техникам в качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению фантазий и творчества. Одной из таких техник является работа с нитью. Результат работы завораживает. А где красота – там и радость, и всегда хорошее настроение. Ниже предложен конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Разноцветные шары».
Цель деятельности педагога: создание условий для всестороннего развития и актуализации творческой одаренности. Развивать эстетическое восприятие. Участвовать в оформлении группы.
Задачи:
- познакомить детей с нетрадиционной работой с нитью;
- формировать навыки работы с нитью;
- расширять представления детей о видах изобразительного искусства;
- обучить детей технике созданию объемных поделок из ниток, клея и воздушных шаров;
- способствовать развитию у ребенка: координации движений обеих рук и мелкой моторики, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца);
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать формированию эстетического вкуса.
Материал: шарик и нитки разноцветные на каждого ребенка, клей ПВА, стаканчики с отверстиями.
Содержание образовательной деятельности
После утреннего сбора воспитатель раздаёт детям наклейки для одежды (котята и щенки), чтобы в последствии разделить детей на две подгруппы.
Воспитатель звонит в колокольчик (условный знак, чтобы дети подошли к воспитателю).
– Ребята посмотрите, какие у кого наклеены наклейки.
(Ответы детей: «У меня наклейка с изображением щенка. А у меня с котенком»).
– Отлично, я предлагаю детям, у которых наклейки с изображением щенков, пройти на полянку, и построить прочный и надежный замок из любого материала, который вам понравится. Только строить замок нужно дружно. А вы знаете, дружно – это как?
(Ответы детей: «Не ссориться, не забирать друг у друга строительный материал и т.д.».)
– А что может произойти, если вы начнёте забирать друг у друга строительный материал и ссориться?
(Ответ детей: «Замок не получиться, или получиться ненадежным»).
– Какие вы молодцы. Прошу вас пройти на полянку и приступить к постройке замка. Я уверена, что вы обязательно справитесь, у вас все получится.
(Воспитатель обращается к детям, у которых наклейки с изображением котят).
1. Мотив:
– Ребята, в нашей группе уже давно не появлялось красивых вещей, и поэтому она выглядеть скучно и уныло, и мне бы очень хотелось исправить это, но как это сделать я не знаю, может вы мне поможете? (Ответ детей: «Да, конечно поможем»).
– А как это можно сделать?
(Дети предлагают свои варианты, воспитатель хвалит детей, за проявленную инициативу и подводит ответы детей, к тому, что можно украсить группу шарами).
– Сашенька, а твоя идея мне нравиться больше всего. Ребята, послушайте, что предлагает Саша. Кто думает также? А кто думает иначе? Замечательно, значит, группу будем украшать шарами?
– Какими шарами можно украсить?
(Ответ детей: «Можно воздушными шарами, вырезать из бумаги и наклеить их и т.д.»)
– А мне кажется, что у нас группа необычная и шары не должны быть, как у всех, может, кто-то видел необычные шары?
(Ответы детей: «Я видела шарик, сделанный из салфеток и клея, а потом его раскрасили и он был очень красивым»).
– Я тоже видела такие шарики, они мне тоже очень понравились, но только для этого нужно много салфеток, а в данный момент у нас нет такой возможности. Что же делать?
(Ответ детей: Может можно сделать шарики из того материала, который у нас есть?)
– Очень хорошая идея. Посмотрите, какой материал есть в нашей изостудии? (Дети перечисляют материал, который может подойти для выполнения работы. Ксения показывает клубок ниток и говорит: «А мы с мамой делали на Новый год шарики из ниток, только нитки были белые, а потом украшали шарик снежинками»).
– Ксения, отличная идея. А что, если мы тоже сделаем шары из ниток, но только разноцветных?
(Дети соглашаются)
– Обратите внимание, нитки каких цветов у нас есть?
(Дети называют цвета ниток)
– Возьмите, каждый себе клубочек, который понравился больше всего.
(Дети выбирают клубок ниток по любимому цвету)
– Всем хватило клубочков с нитками?
(Ответ детей).
– Рома, какого цвета у тебя нитки?
(Ответ ребенка: «У меня нитки фиолетового цвета» и т.д. спрашивать каждого ребенка, какого цвета нитки он взял).
– А как вы думаете, сколько всего шаров у нас получиться?
(Ответ детей).
– А как вы узнали?
(Ответ детей: «Я посчитал клубочки каждого цвета и узнал, сколько клубочков всего»).
– А можно было бы сделать как – то, по-другому?
(Ответ детей: «Можно было посчитать детей, ведь у каждого ребенка по одному клубочку»).
2. План:
– Превосходно! Скажите, нам понадобятся только нитки и всё?
(Ксюша: «Когда мы с мамой делали, мы брали воздушный шар, клей ПВА и стаканчик с дырочкой сбоку»).
– Я что- то не пойму, для чего нам нужен воздушный шар?
(Ответ детей: «Шарик нужно, чтобы надуть его и намотать на него нитки»).
– Хорошо, я беру шар и надуваю его, а затем наматываю сухие нитки, и у меня получиться красивый шар?
(Ответ детей: «Нет, клубочек с нитками нужно положить в стаканчик, край нитки продеть в отверстие и вылить клей в стаканчик и намотать нитки на шарик»).
– Ксюша, может, ты нам покажешь, как это сделать.
(Ребенок показывает, как сделать шарик).
– Что мы будем делать сначала?
(надуваем шарик, такого размера, какого мы планируем шар).
– Что делаем потом?
(Ответ детей: клубочек с нитками нужно положить в стаканчик, край нитки продеть в отверстие и вылить клей в стаканчик и намотать нитки на шарик).
3. Дело:
– Я предлагаю вам взять все необходимое и пройти, туда, где вам будет удобно делать шарик. Николай тебе, где удобно будет работать?
(Ответ ребенка: «За столом).
– София, а тебе, где удобно будет?
(Ответ ребенка).
Дети проходят к столам и принимаются за работу.
(Воспитатель, когда ребята делают шары, предлагает свою помощь, тем детям, которые в ней нуждаются. Детей, которые не уверенны в своих силах, воспитатель подбадривает и говорит: «Я уверена, что ты сможешь все сделать сам». «У тебя обязательно получиться».)
4. Рефлексия:
– Ребята, скажите, что мы с вами сделали?
(Ответ детей: «Шары»).
– Напомните мне, пожалуйста, для чего мы это делали?
(Ответы детей: «Чтобы украсить группы, чтобы она была красивая».)
Здорово, теперь у нас будет в группе очень красиво. Шары у нас получились красивые, но очень хрупкий, как же мы будем с ними обращаться?
(Ответы детей: «Аккуратно, осторожно»).
– А где нам лучше разместить наши работы, чтобы они высохли?
(Ответы детей).
– А когда они высохнут, вы мне поможете их развесить.
Меня очень порадовала сегодня Ксения, своей идеей с шарами из ниток, Татьяна сегодня очень аккуратно сделала свой шар. А у Николая получился самый большой шар.
(Воспитатель отмечает каждого ребенка, называя, те качества, которые он сегодня продемонстрировал).
– Кому вы расскажете о том, что вы делали?
– Кого вы хотите поделиться своим умением делать такие замечательные шары?
– Где вам это может пригодиться?