Главная
Конференции
Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук: диалог и взаимодействие
Теоретические аспекты изучения творческого развития в психолого-педагогической н...

Теоретические аспекты изучения творческого развития в психолого-педагогической науке

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

творчество
деятельность
творческая деятельность
мыслительная деятельность
воображение

Аннотация статьи

Авторы раскрывают различные подходы определения понятия «творчество», а также связанных с ним понятий «мыслительная деятельность», «воображение» в психолого-педагогической науке.

Текст статьи

Что движет человечеством? Именно создание нового является движущей силой технического прогресса, именно творческие личности являются той созидательной силой, которая заставляет мир не останавливаться, двигаться вперед, совершенствуясь. Н. А. Бердяев считал, что творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком [2, с. 7].

Проблемой раскрытия понятия «творчества» занимались многие ученые как отечественные, так и зарубежные. Так, Н. Роджерс писал: «Творческость есть способность обнаруживать новые решения проблем или обнаружение новых способов выражения; привнесение в жизнь нечто нового для индивида» [2, с. 7]. Е. Л. Яковлева, отмечает Е. П. Ильин, рассматривает понятие творчество, как «реализацию человеком собственной индивидуальности». В словаре С. И. Ожегова дано следующее определение понятию: «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [5, с. 791]. А. Г. Спиркин рассматривал творчество как духовную деятельность, «результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры» [6, с. 193]. Р. Гут отмечает в своих трудах, что творчество (процесс творчества) есть продуктивная мыслительная деятельность, приносящая нетривиальный (качественно новый, неочевидный) результат [1, с. 131].

Творчество, считает Е. П. Ильин, приводит к созданию некого нового продукта, решения, результата. Поскольку новым образованием творческого процесса могут являться не только различные произведения искусства – стихотворение, музыка, рисунок, танец или достижения человечества в сфере науки, но и взаимоотношения между людьми, творчество рассматривается не как продукт, а как процесс, движущая сила. Е. П. Ильин также отмечает, что творчество порождается не только интеллектом, но и всем нашим организмом, оно, является как бы частью всего нашего существования [2, с. 10]. Аналогичную мысль мы можем проследить в трудах А. Г. Спиркина. Он считал, что в творчестве имеет значение множество как социальных, так и личностных факторов, в том числе и психологические качества личности, ее характер, сила воли, находчивость, страсть, опыт, интеллект, остроумие, воображение, интуиция и др. [6, с. 193].

Таким образом, мы можем утверждать, что творчество – это деятельность, но какую деятельность следует считать творческой? Над данным вопросом работали многие ученые. Так, например, А. Матейко видит в творческом процессе на основе имеющегося опыта реорганизацию его в новые формы, комбинации. К. Роджерс рассматривает творческую деятельность, как действие, с помощью которого создается новый продукт. В отечественной науке творческая деятельность рассматривается как «деятельность человека, созидающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [7, с. 52]. Однако, в истории человеческой деятельности, в науке, искусстве, технике отмечаются такие факты, которые открывают миру блестящие достижения творческой мысли и деятельности людей, долгое время неизвестных человечеству. И от того, что достижения этих людей не было известно миру, не умоляет творческий характер и творческий продукт их деятельности. Если рассматривать данный вопрос в психологическом аспекте, мы говорим о творчестве детей, о решении различных проблем, задач человеком любого уровня развития, что тоже является творчеством и в данном случае мы не можем сказать, что эта деятельность обладает общественной значимостью.

Таким образом, можно считать творческой деятельностью деятельность, позволяющую создавать новые решения проблем, привносить в жизнь нечто новое для самого индивида и общества.

Многие ученые рассматривали вопрос о том, откуда появилось творчество, что является толчком, той движущей силой, которая позволяет человечеству не останавливаться в своем развитии. В современной науке существуют различные теории творчества. Например, теория творчества З. Фрейда и К. Юнга, которые видели источник творчества в бессознательных психических процессах, а продуктом творческой деятельности считали воплощение вытесненных стремлений и переживаний. Таким образом, в психоаналитической теории творчество – это неуправляемый процесс, не подвластный сознанию человека.

В гештальтпсихологии творчество рассматривалось как мыслительная деятельность, в результате которой, взаимодействие хранящихся в памяти разрозненных фактов, приводило к озарению.

В когнитивной теории творчества Дж. Келли рассматривал творческую деятельность как творческий исследовательский процесс, осуществляющийся в течение всей жизни человека.

Представители компенсационной теории рассматривали творческую деятельность как образ жизни человека, а сам человек рассматривался как архитектор, творец собственной жизни.

Главной идеей гуманистической психологии являлось существование «поля опыта» в каждом человеке, которое представляло собой совокупность ощущений, восприятий, различных событий, которые формировались в личности по принципу нужности, не осознанно. Представители гуманистической психологии К. Роджерс, Д. Морено, А. Маслоу и др. считали, что в каждом индивиде заложено стремление реализовать себя. Данное стремление к самоактуализации скрыто под слоем психологических защит. И творческая деятельность может быть реализована в той мере, в какой человек «открыт» своему опыту. А. Маслоу считал, что творческим потенциалом обладает каждый человек и рассматривал творческую деятельность как «универсальную функцию человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» [2, с. 16].

По теории развитии творческой личности, одним из представителей которой являлся Г. С. Альтшуллер, источником творчества является интеллектуальная и духовная деятельность человека. Главное в развитии творческой личности представители данного направления видели не в развитии способностей, а в создании мотивации к обучению и овладению различными технологиями творческого труда.

Мы пришли к выводу, что творческая деятельность – это прежде всего мыслительная деятельность. В чем же заключается творческое мышление?

Что же такое мышление? Познавательная сторона мышления представляет собой извлечение информации из окружающего мира и его переработку. Информация, прежде чем поступить в мозг, воспринимается различными анализаторами организма и проходит по многочисленным проводящим путям с помощью «частотной модуляции импульсов» в разные участки мозга. Однако, мыслительная деятельность начинается с момента распознавания образов механизмами коры головного мозга. Мышление – это многогранный процесс, который не ограничивается переработкой информации, последнее является лишь одним из свойств мышления. Лук А. Н. отмечал, рассматривая принцип формирования образов окружающего мира на физиологическом уровне, что «любое событие, происходящее во внешней среде и воспринятое человеком, моделируется в коре его мозга в виде нейронной структуры… При этом предполагается однозначное соответствие между реальными объектами и их моделями в нервной системе, т. е. код… человек опознает предметы, даже если он их видит в необычном ракурсе… Модель в мозге – это, по сути, информация, обрабатываемая определенны образом» [4, с. 11]. Человек, зрительно воспринимая образы окружающего мира, способен их угадывать и достраивать, если они не в полной мере представлены, или завуалированы художественным замыслом для человека. Эта особенность зрительного восприятия широко используется художниками при создании художественных произведений.

Одной из особенностей мыслительного процесса является стремление человека заглянуть в будущее, что связано с особенностью свойства ума – воображением. Существует множество подходов к определению понятия воображения. Так, в кратком словаре по эстетике дается следующее определение: «воображение художественное (фантазия) – способность сознания перерабатывать, преобразовывать материал восприятий, впечатлений, создавать на их основе новые наглядные образы, в той или иной мере соотносимые с представлениями о прекрасном, возвышенном, совершенном» [9]. В большом энциклопедическом словаре понятие воображение рассматривается следующим образом: «воображение (фантазия) – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности» [8]. Л. С. Выготский, говоря о репродуктивной, воспроизводящей мыслительной деятельности, отмечает, что наша нервная система обладает «пластичностью», то есть способностью видоизменяться и сохранять «след» от различного рода воздействий: «В нашем мозгу сильные и часто повторяющиеся возбуждения производят подобное проторение новых путей. Таким образом, мозг наш оказывается органом, сохраняющим наш прежний опыт и облегчающий воспроизведение этого опыта». Анализируя понятие «воображение», Л. С. Выготский указывает, что: «Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую». Л. С. Выготский считает, что мозг человека способен не только воспроизводить и сохранять накопленный жизненный опыт, но и обладает комбинирующей способностью – созидать, творчески перерабатывать воспринятую информацию.

Таким образом творчество – это сложный многогранный процесс, в основе которого лежит с одной стороны умственная деятельность, основанная на процессах диссоциации и ассоциации, а с другой стороны – переплетение бессознательного и реального. Бессознательное или воображение связывается с реальностью такими факторами, как накопленный прежний жизненный опыт человека, поскольку он является материалом для создания фантазийных образов; воображение является не только продуктом деятельности человека, но и само оказывает влияние на его развитие, а именно, способно расширять опыт и мировоззрение человека, что является необходимым условием почти всякой умственной деятельности.

Список литературы

  1. Гут Р. О творчестве в науке и технике // Вопросы психологии. – 2007. – № 4. – С. 130-139.
  2. Ильин Е.П. Психология творчества креативности одаренности / Е.П. Ильин. Питер; СПб., 2009. – 434 с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 371 с.
  4. Лук А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. – М.: Политиздат, 1976. – 144 с.
  5. Ожёгов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополнительное. – М.: ОС «ИТИ Технологии», 2008. – 944 с.
  6. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. М.: Политиздат, 1972, 303 с.
  7. Большая советская энциклопедия. Т. 42. Татары – топрик / гл. ред. В.А. Введенская. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва. Изд. «Большая советская энциклопедия», 1956. – 667 с.
  8. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/dict/bes/ВООБРАЖЕНИЕ(дата обращения: 04.02.24).
  9. Краткий словарь по эстетике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://esthetiks.ru (дата обращения: 04.08.24).

Поделиться

76

Кислица Д. В., Беседина Е. В., Нужная Г. В. Теоретические аспекты изучения творческого развития в психолого-педагогической науке // Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук: диалог и взаимодействие : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 58-62. URL: https://apni.ru/article/10622-teoreticheskie-aspekty-izucheniya-tvorcheskogo-razvitiya-v-psihologo-pedagogicheskoj-nauke

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря