Главная
АИ #48 (230)
Статьи журнала АИ #48 (230)
Особенности копинг-стратегий и механизмов психологической защиты подростков

Особенности копинг-стратегий и механизмов психологической защиты подростков

Рубрика

Психология

Ключевые слова

копинг-стратегии
механизмы психологической защиты
подростковый возраст
психологическая адаптация
эмоциональное благополучие
психологическая поддержка

Аннотация статьи

В статье рассматриваются различные способы, с помощью которых подростки справляются со стрессом и эмоциональными проблемами, а также анализируются наиболее распространенные механизмы психологической защиты, используемые этой возрастной группой. Акцентируется внимание на важности понимания этих механизмов для разработки эффективных программ психологической поддержки и профилактики психических расстройств среди подростков. Результаты исследования предлагают ценные взгляды на то, как подростки адаптируются к стрессу и какие методы наиболее эффективны для различных типов личности.

Текст статьи

Актуальность исследования

Значимость исследования, затрагивающего тему копинг-стратегий и механизмов психологической защиты у подростков, обусловлена несколькими ключевыми аспектами, актуальными для современного общества, учитывая, что подростковый возраст является периодом значительных изменений, глубокое понимание механизмов борьбы с трудностями и стрессом может способствовать разработке эффективных подходов поддержки.

Увеличение числа случаев психологических расстройств среди подростков подчеркивает необходимость изучения адаптивных и неадаптивных способов борьбы с жизненными проблемами, чтобы предложить целенаправленные стратегии укрепления психического здоровья. Понимание эффективных копинг-стратегий и здоровых механизмов защиты имеет решающее значение для образовательной сферы и родительской практики, позволяя интегрировать это знание в учебные программы и воспитательные методы для поддержки развития устойчивости и социальной адаптации подростков. Таким образом, исследование в данной области представляет собой важный шаг к пониманию и поддержке подростков в их стремлении адаптироваться к сложностям жизни, способствуя их благополучию и интеграции в общество.

Цель исследования

Целю исследования является анализ различных способов, с помощью которых подростки справляются с жизненными стрессами и эмоциональными вызовами. Исследование стремится выявить наиболее часто используемые копинг-стратегии и механизмы психологической защиты в подростковом возрасте, оценить их эффективность и влияние на психологическое благополучие и адаптацию.

Кроме того, исследование направлено на идентификацию связей между выбором копинг-стратегий и различными факторами, такими как личностные характеристики, социальная поддержка и контекст жизненных ситуаций. Основываясь на полученных данных, составлены рекомендации для психологов, педагогов и родителей относительно способов поддержки подростков в развитии адаптивных копинг-стратегий и укреплении психологической устойчивости подростков.

Материал и методы исследования

Изучением вопросов, посвященных особенностям копинг-стратегий и механизмов психологической защиты подростков, занимались такие ученые, как В. А. Аверин, О. К. Агавелян, Ю. А. Александровский, П. П. Блонский, Л. И. Божович, М. О. Гуревин и другие.

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

Подростковый возраст является уникальным и сложным периодом в жизни человека, характеризующимся значительными физическими, психологическими и социальными изменениями.

Подростковый возраст является переломным моментом в жизни человека, когда формируются ключевые аспекты личности и социального поведения. Этот период, наполненный как значительными возможностями для роста, так и потенциальными рисками для психологического благополучия, требует глубокого понимания механизмов, с помощью которых подростки справляются со сложностями. Копинг-стратегии и механизмы психологической защиты являются фундаментальными инструментами, которые подростки используют для навигации в сложном мире эмоциональных и социальных вызовов.

Копинг-стратегии, с одной стороны, представляют собой сознательные усилия по управлению стрессовыми ситуациями и их последствиями. Они могут быть направлены на решение проблемы (проблемно-ориентированный копинг) или на уменьшение, или регуляцию эмоционального ответа на проблему (эмоционально-ориентированный копинг). Например, подросток, сталкивающийся с трудностями, может выбрать активное решение проблемы путем дополнительных занятий или может предпочесть снизить стресс через отвлечение, такое как просмотр фильмов. С другой стороны, механизмы психологической защиты действуют на бессознательном уровне, помогая снизить воздействие эмоциональных конфликтов или стрессов без прямого решения проблемы. Такие механизмы, как отрицание (игнорирование существования проблемы), рационализация (предложение логических, но не реальных объяснений) или регрессия (возвращение к более детским формам поведения), часто используются подростками, чтобы защитить свое эго от стресса и тревоги [1, c. 62].

Личность подростка играет ключевую роль в определении того, какие копинг-стратегии и механизмы защиты будут выбраны в ответ на стрессовые ситуации. Личностные черты, такие как уровень экстраверсии, открытости опыту, невротизма, добросовестности, могут влиять на предпочтения в способах борьбы. Подростки с высоким уровнем невротизма, например, могут быть склонны к использованию эмоционально-ориентированных стратегий и механизмов защиты, таких как вытеснение и фантазирование, поскольку они более чувствительны к стрессу. В то же время, более добросовестные подростки могут демонстрировать склонность к проблемно-ориентированным стратегиям, таким как планирование и активное решение проблем.

Понимание взаимосвязи между копинг-стратегиями, механизмами защиты и личностными характеристиками подростка предоставляет ценную информацию для родителей, педагогов и психологов. Это знание может быть использовано для разработки более эффективных подходов к психологической поддержке и вмешательству, которые учитывают индивидуальные особенности подростка. Целью таких подходов является не только помощь подросткам в навигации по текущим вызовам, но и укрепление их устойчивости к будущим стрессовым ситуациям, способствуя тем самым их общему психологическому благополучию и успешной социальной адаптации.

Социальная поддержка, будь то от семьи, друзей или значимых других, также играет критическую роль в выборе копинг-стратегий. Поддерживающая социальная среда может способствовать использованию более адаптивных стратегий, таких как поиск социальной поддержки и конструктивное решение проблем. В отсутствие такой поддержки подростки могут прибегать к более пассивным или избегающим стратегиям. Контекст жизненных ситуаций также имеет важное значение. В зависимости от конкретной ситуации и воспринимаемых ресурсов подростки могут выбирать различные способы адаптации. Например, в ситуациях, когда подросток чувствует, что может контролировать исход, он может использовать проблемно-ориентированный копинг, тогда как в ситуациях, когда исход кажется неизменным, подросток может прибегнуть к эмоционально-ориентированным стратегиям [2, c. 16].

Для психологов, педагогов и родителей важно содействовать развитию у подростков навыков эффективного решения проблем, что включает обучение их тому, как распознавать проблемы, искать альтернативные решения и адекватно их оценивать. Это будет способствовать предпочтению ими проблемно-ориентированных методов борьбы со стрессом. Также критически важно создавать для подрастающего поколения безопасную среду, где они смогут свободно выражать свои чувства и переживания, что научит их управлять своими эмоциями и применять эмоционально-ориентированные стратегии борьбы более продуктивно. Укрепление социальной поддержки через развитие крепких и заботливых отношений может предоставить подросткам «сеть безопасности», которая облегчит стресс и побудит их к использованию положительных копинг-стратегий [3, c. 209]. Взрослые, демонстрирующие адаптивные способы борьбы со своими повседневными проблемами, могут служить положительными примерами для подростков, помогая им осваивать верные методы управления стрессом. Включение программ и тренингов по саморазвитию, которые обучают техникам релаксации, медитации и осознанности, может также содействовать развитию у подростков нужных стратегий [4, c. 199]. Учитывая влияние личностных особенностей и контекста жизненных ситуаций на выбор копинг-стратегий, необходим индивидуализированный подход к каждому подростку, учитывающий его уникальные потребности и обстоятельства. Применение этих подходов на практике может значительно способствовать развитию у подростков психологической устойчивости и способности адекватно адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам [5, c. 133].

Выводы

Понимание копинг-стратегий и механизмов психологической защиты, используемых подростками, является ключевым для поддержки их психологического развития и адаптации. Личностные характеристики, социальная поддержка и контекст жизненных ситуаций играют значительную роль в выборе подростками способов борьбы со стрессом и проблемами. Разработка и внедрение образовательных и поддерживающих программ, направленных на укрепление адаптивных копинг-стратегий и социальных навыков, может способствовать улучшению психологического благополучия подростков. Для этого важно, чтобы психологи, педагоги и родители работали вместе, предоставляя подросткам необходимые ресурсы и поддержку для успешного преодоления трудностей переходного возраста, и формирования устойчивости к будущим жизненным ситуациям.

Список литературы

  1. Дубинина А.С. Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста / А.С. Дубинина // Молодой ученый. – 2019. – № 14 (252). – С. 60-64.
  2. Меджитов Э.Э. Исследование особенностей типов семейного воспитания подростков, имеющих интернет-зависимость // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. – 2018. – № 1. – С. 14-20.
  3. Попова А.Ю., Плотникова Л.И. Особенности копинг-стратегий подростков из благополучных и неблагополучных семей // Концепция «общества знаний» в современной науке. Сборник статей. – 2018. – № 4. – С. 207-211.
  4. Фёдорова С.В., Мордовская Н.Ю. Влияние типов семейного воспитания на тревожность подростков // Научный аспект. – 2018. – Т. 2., № 4. – С. 197-201.
  5. Филиппова Н.В. Типы и методы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 30-1. – С. 131-136.

Поделиться

86

Хижова О. П. Особенности копинг-стратегий и механизмов психологической защиты подростков // Актуальные исследования. 2024. №48 (230). Ч.II.С. 93-95. URL: https://apni.ru/article/10623-osobennosti-koping-strategij-i-mehanizmov-psihologicheskoj-zashity-podrostkov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря