Главная
Конференции
Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук: диалог и взаимодействие
Роль и возможности школы и семьи в преодолении нарушений чтения детей начальных ...

Роль и возможности школы и семьи в преодолении нарушений чтения детей начальных классов

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

нарушения чтения
виды дислексий
проектная деятельность
комплекс профилактических упражнений
рекомендации по обучению детей с дислексией

Аннотация статьи

Авторы статьи рассматривают проблему нарушений чтения у школьников начальных классов; исследуют виды дислексии; предлагают педагогам и родителям пути профилактики и устранения специфических нарушений. Авторы доказывают, что профилактика и предупреждение нарушений чтения является основой для благополучного обучения и развития младших школьников.

Текст статьи

Проблемы нарушений чтения известны с давних времен, однако, в современном мире довольно часто и дети, и взрослые только в зрелом возрасте узнают, что у них дислексия.

Дислексия – этой стойкое нарушение акта чтения, т.е. распознавания букв в печатном тексте, являющееся нейробиологической особенностью, при которой человеку сложно читать и писать, при этом интеллект сохранен. Как следствие искажается восприятие информации, в результате чего снижается уровень обучения детей, от которого страдают все: ребенок, семья, школа, поскольку основу образовательного процесса составляет усвоении разных текстов.

Дети и взрослые с дислексией видят текст со странными искажениями, например: строчки идут волнообразно, находят друг на друга, буквы из строки могут исчезать, возвращаться в перевернутом в разные стороны виде, возможно смещение текста и пр. Эти проблемы являются следствием особенности доминации в работе мозга, поскольку от этого зависит неврологическое состояние и физическая активность дислексика.

На начальном этапе обучения дислексию распознать сложно, однако, следует понимать, что дети, испытывающие трудности в усвоении общеобразовательных программ могут иметь подобные сложности, которые маскируется за ленью, неусидчивостью, невниманием или плохим поведением.

Одноклассники часто обращают внимание на ребят с различными особенностями, в том числе с нарушением чтения, и не могут понять, почему и за что учитель ставит неудовлетворительную оценку школьнику, который чаще является прилежным учеником, старается, но не может ни прочитать, ни пересказать текст [1, с. 8]. В чем причина неумения читать?

Одной из тем Индивидуальных проектов, которые сегодня пишут и защищают девятиклассники школ России, стала тема: «Дислексия – проблема современности». Проект исследовательский, поэтому он включает в себя вопросы предпосылок и причин нарушений чтения, форм дислексии, уровень осведомленности о дислексии, методов коррекции и рекомендаций по предупреждению нарушений чтения.

Патологические изменения могут затрагивать устную и письменную речь. При обследовании школьника, помимо дислексии и алексии (неспособность к чтению), необходимо учитывать наличие дисграфии и аграфии (частичное или полное нарушение письма), поскольку проблему надо рассматривать в комплексе.

В зависимости от того, на каком этапе происходит сбой восприятия в мозге, различают несколько видов дислексии. Согласно классификации Р.И.Лалаевой, выделяют шесть видов дислексии: семантическая (механическое чтение); оптическая – трудности усвоения, смешения и замены сходных графических букв; фонематическая – нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия и анализа; аграмматическая – недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений; мнестическая – трудности усвоения букв, недифференцированные замены; тактильная дислексия, которая наблюдается у слепых детей [4, с. 58].

Первые признаки дислексии можно заметить еще на этапе начала чтения и письма: бедный словарный запас, не понимает и не запоминает стихи, загадки, потешки, не отвечает на вопросы, не ведет монолог и диалог, не проявляет интерес к изучению букв и цифр, не помнит алфавит и т.д. Главным симптомом дислексии считается замедленное чтение по слогам или буквам с угадыванием слова, с перестановкой слов или букв в них, следовательно, пересказать прочитанное не представляется возможным.

Специалисты (учителя-логопеды, дефектологи, педагоги-психологи и пр.) путем эффективных исследований определяют наличие у школьников дислексии, дисграфии и других проблем, мешающих усвоению общеобразовательных программ, а семья и школа должны всемерно помогать адаптироваться ребенку в процессе обучения [3, с. 54].

Учитель начальных классов должен понимать специфическое состояние ребенка, создавать условия, при которых обучающийся с дислексией будет усваивать учебный материал, выделять ему дополнительное время для выполнения задания, предлагать работу по индивидуальному плану [1, с. 131].

Неоценима роль семьи в поддержке ребенка с дислексией. Помимо выполнения рекомендаций учителя-логопеда, дефектолога и педагога-психолога, взаимодействия с учителем начальных классов, родители обязаны создать ребенку более щадящий режим труда и отдыха, не перегружать его кружками, секциями, длительными соревнованиями и иной деятельностью, вызывающей нервное возбуждение и стрессы [2].

Помимо сложностей в обучении такие дети, к сожалению, приобретают еще и психологические проблемы, поскольку дислексия влияет на:

  • самооценку и психологическое состояние;
  • эмоциональное воздействие;
  • стереотипы и предвзятости в обществе;
  • успеваемость, избегание любого чтения;
  • чувство изоляции, не такой как все;
  • страх перед будущей неудачей при работе с текстом;
  • страх чтения вслух (урок, доклад на семинаре и пр.);
  • самовосприятие человека среди сверстников;
  • социальную работоспособность;
  • профессиональную успеваемость.

Преодолевать эти проблемы следует комплексно, учитывая нарушения устной и письменной речи, психологические проблемы, расстройство психики, поведения, общения.

Большое внимание на начальном этапе следует уделять развитию моторики рук, поскольку нервные окончания на пальцах рук направляют импульсы в зоны мозга, отвечающие за речевую функцию. Детям с дислексией рекомендовано больше рисовать, лепить, выполнять другие игровые мелкие движения пальцев рук, использовать песочную и водную терапию. Постепенно уровень и объем заданий усложняется [2].

Для профилактики и коррекции дислексии целесообразно чтение: пар слов, отличающихся одной буквой (мак-лак); отличающееся одной буквой (кот, коты, кот, кот; дуб, дуб, дубы, дуб; вверх, вверх, вниз, вверх); цепочек слов (дом-дома-домики-домашний); графически похожих цепочек (рот-крот-плот-грот); пар слов по твердости-мягкости (угол-уголь; мел-мель); по слогам (ма-ли-на; ма-ка-ро-ны); путаниц из разных шрифтов (кРокОдил) и пр.

Рекомендовано для профилактики нарушений чтения использовать специальные буквенные карточки и корректурные пробы. Большие трудности у дислексиков вызывают карточки с заданиями на доращивание букв и цифр, а также чтение деформированного, зашумленного и нарушенного текста.

Необходимо устранять проблемы слуховой кратковременной памяти, фонетических и орфографических нарушений, поскольку дислексики страдают несформированностью этих навыков. Читая рассказ, дети могут не уследить за содержанием, поскольку все силы тратят на попытку узнавания знакомых букв, слов или значения одного слова из предложения. Целесообразно многократное домашнее чтение короткого текста по этапам: чтение глазами, чтение губами, чтение шепотом, чтение вслух, выразительное чтение, как диктор телевиденья.

Для преодоления проблем чтения необходимо создавать особые условия развития и обучения, как в школе, так и дома. Вот некоторые из них:

  • дать ученику/ребенку больше времени на выполнение заданий;
  • снизить темп и объём выполнения письменных заданий;
  • использовать вспомогательный дидактический материал;
  • использовать опорные карточки, таблицы, схемы;
  • обводить карандашом в тексте основную мысль, искомое слово, использовать опорные галочки и звездочки;
  • выписывать и обсуждать незнакомые и непонятные слова.
  • заменять чтение вслух и некоторые письменные работы на устные ответы;
  • прослушивать заранее аудиозаписи изучаемых тем (опережающее обучение);
  • читать вслух и обсуждать вместе прочитанное (расширение кругозора и обогащение словарного запаса);
  • перечитывать книги несколько раз и возвращаться к старым сюжетам – возможно, не хватило одного прочтения, чтобы понять книгу.
  • позволить демонстрировать знания через нестандартные проекты: съёмка учебных фильмов, устные доклады, подготовка фотоколлажей по заданной теме, опыты и эксперименты (в старших классах);
  • разрешить вести запись урока на диктофон – так он сможет прослушать урок целиком или некоторые фрагменты и не тратить силы и время на чтение.

Учителям рекомендовано применять в отношении детей – дислексиков отдельную шкалу оценок, проводить промежуточные аттестации с учётом степени тяжести нарушения. Дислексикам старшей школы рекомендовано предоставлять дополнительное время для контрольных работ и экзаменов. Если экзамен длится 90 минут, то дислексикам рекомендовано предоставить 2 часа 15 минут. Возможна подготовка и сдача экзамена в отдельном кабинете, дабы снизить порог нервного напряжения.

Несомненно, велика роль семьи и школы в создании специальных условий для воспитания и обучения детей и подростков с дислексией. Владение учителем и родителями знаниями и умениями профилактики и предупреждения дислексии даст возможность и на уроке, и при выполнении домашних заданий ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно.

Разрабатывая Индивидуальный проект «Дислексия – проблема современности», были поставлены задачи выявления причин, видов дислексии, путей преодоления и профилактики нарушений чтения. Если педагоги будут осведомлены о проблемах таких детей, то у них не будет возникать желания на начальном этапе обучения чтению негативно оценивать ученика, а наоборот – поддерживать и создавать условия для усвоения ребенком учебного предмета. А одноклассники будут вспоминать доброго и грамотного учителя, который поддерживает и помогает каждому, кто преодолевает трудности в обучении.

Индивидуальный проект включает теоретические исследования, практическую работу в виде «опросника» об осведомленности о дислексии, брошюру для широкого круга читателей с рекомендациями по предупреждению нарушений чтения и публикацию в сборнике конференции «Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук: диалог и взаимодействие» АПНИ города Белгорода.

Владеть знаниями, быть осведомленным о дислексии, находить пути помощи и преодоления нарушений чтения – главная задача взрослых, которые хотят оказать всестороннюю помощь и поддержку ребенку.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Величенкова О.А., Корнев А.Н. Методические рекомендации образовательным организациям по оптимизации системы оценивания и улучшению организации психолого-педагогической помощи обучающимся с нарушениями чтения и письма. – М.: Изд-во ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019. 148 с.
  2. Дислексические расстройства речи: URL: www.defectologiya.pro /zhurnal/disleksicheskie_rasstrojstva_rechi/?ysclid=lt5dakag3x528934591 (дата обращения: 16.09.2024).
  3. Корнев A.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: «МиМ», 2003. 186 с.
  4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: Союз, 2001. 218 с.

Поделиться

53

Русинова Ю. А., Ельницкая И. А., Якимова М. С. Роль и возможности школы и семьи в преодолении нарушений чтения детей начальных классов // Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук: диалог и взаимодействие : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 76-80. URL: https://apni.ru/article/10624-rol-i-vozmozhnosti-shkoly-i-semi-v-preodolenii-narushenij-chteniya-detej-nachalnyh-klassov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря