Российская экономика и финансовый сектор сталкиваются с множеством трудностей в условиях уникального давления санкций. Быстро внедренные антикризисные меры, разработанные Банком России и правительством страны, помогли стабилизировать ситуацию. В настоящее время основными задачами становятся восстановление и дальнейшее развитие экономики и финансового рынка России в новых условиях. Учитывая, что кардинальные изменения обстоятельств, похоже, останутся надолго и повлекут за собой структурные изменения, необходимо выработать комплексные решения для устойчивого развития экономики и финансового сектора.
В связи с изменением геополитической ситуации и введением санкций доступ России к рынку товаров, услуг, капиталу, транспортно-логистической и расчетной инфраструктуре недружественных стран, которые были основными торговыми партнерами нашей страны, был перекрыт или существенно ограничен. Это относится не только к импортным и экспортным операциям, но и к прямыми портфельным инвестициям, платежам и взаиморасчетам. В этой ситуации необходимо перестроить и укрепить внешнеторговые и финансовые отношения России с дружественными странами, создать необходимую инфраструктуру, взаимосвязи и платежные каналы, создать правовые зоны. Эта работа должна проводиться таким образом, чтобы свести к минимуму риск вторичных санкций, которых могут опасаться другие страны.
При анализе информационно-аналитического материала Банка России можно отметить, что в январе 2024 года средние дневные объёмы продаж иностранной валюты экспортерами продолжили рост по сравнению с предыдущими месяцами. Тем не менее в месячном выражении наблюдается снижение объёмов продаж из-за изменений на рынке нефти. В данном контексте рубль немного укрепился по отношению к доллару США – на 0,4%. Население уменьшило темпы приобретения иностранной валюты после сезонного увеличения спроса в конце года: с 188,5 млрд руб. в декабре 2023 года до 108,6 млрд руб. в январе 2024 года. На валютной бирже доля операций с юанем впервые превысила 50%.
Объем чистых продаж иностранной валюты крупнейшими экспортерами (рис. 1) в январе 2024 г. сократился относительно предыдущего месяца на 12,9%, в том числе за счет снижения цен на нефть, составив 12,9 млрд долл. США (в декабре 2023 г. – 14,8 млрд долл. США).
Рис. 1. Чистые продажи иностранной валюты и курс USD/RUB (источник: Банк России: Обзор рисков финансовых рынков № 1 (82) Январь 2024)
Доходность облигаций федерального займа (ОФЗ) в январе выросла в среднем на 58 базисных пунктов по кривой (рис. 2).
Некредитные финансовые организации (НФО) оказывали поддержку кредитным организациям, не являющимся вторичными рынками ОФЗ и системно значимым кредитным организациям (СЗКО), за счет собственных средств.
Рис. 2. Кривая доходностей ОФЗ и изменение доходностей за период (источник: Банк России: Обзор рисков финансовых рынков № 1 (82) Январь 2024)
Объем рынка корпоративных облигаций (по непогашенному номиналу) за январь 2024 года показал незначительный рост на 0,05 трлн. рублей до 23,95 трлн. рублей (рис. 3).
Рис. 3. Объем рынка корпоративных облигаций по непогашенному номиналу и динамика доходности корпоративных облигаций (Источник: Банк России: Обзор рисков финансовых рынков № 1 (82) Январь 2024)
В январе 2024 года на российском фондовом рынке преобладали позитивные настроения инвесторов: все отраслевые индексы выросли. Индекс МосБиржи за месяц увеличился на 3,7%, достигнув 3214 п. (в декабре индекс снизился на 2,1%). Долларовый индекс RTS на фоне небольшого укрепления рубля увеличился за месяц на 3,9% (рис. 4).
Рис. 4. Изменение фондовых индексов Московской биржи, % (источник: Банк России: Обзор рисков финансовых рынков № 1 (82) Январь 2024)
Таким образом, развитие финансового рынка России должно неукоснительно следовать принципу приоритета интересов его конечных бенефициаров: граждан и бизнеса, а значит, и всей российской экономики. Это означает, что все цели и задачи развития финансового рынка должны быть подчинены максимизации благосостояния населения и укреплению экономического потенциала страны. Нельзя забывать, что стабильность и процветание финансового сектора напрямую связаны с уровнем жизни граждан и конкурентоспособностью национальной экономики на глобальном уровне. Повышение финансовой грамотности населения, стимулирование инвестиций в реальный сектор экономики и доступность финансовых продуктов для всех слоев общества – вот лишь некоторые из ключевых задач, вытекающих из этого приоритета. При этом государственное регулирование должно быть минимально инвазивным и преимущественно опираться на рыночные механизмы. Опыт показывает, что саморегуляция и конкуренция, при условии соблюдения необходимых норм и правил, являются наиболее эффективными инструментами для достижения устойчивого роста и развития финансового рынка. Это подразумевает создание прозрачной и предсказуемой нормативно-правовой базы, которая стимулирует инновации, защищает права потребителей и инвесторов, но при этом не создает избыточных барьеров для входа на рынок новых игроков. Однако, полная отсутствие государственного вмешательства недопустимо.
Государство призвано играть роль эффективного арбитра, обеспечивая стабильность и предотвращая системные риски. Это включает в себя надзор за деятельностью финансовых институтов, предотвращение мошенничества и отмывания денег, а также разработку и реализацию мер по защите финансовой стабильности в кризисных ситуациях. Важно помнить, что рыночные механизмы не всесильны и требуют разумного государственного регулирования, которое должно быть прозрачным, предсказуемым и направлено на обеспечение долгосрочной устойчивости и развития финансовой системы. Например, целенаправленная поддержка малого и среднего бизнеса через доступные кредитные программы или стимулирование развития инновационных финансовых технологий могут быть эффективными инструментами государственной политики, способствующими достижению общего благосостояния. Кроме того, эффективное взаимодействие государства с участниками рынка, включая банки, страховые компании и инвестиционные фонды, крайне важно для выработки совместных решений и реализации стратегии развития финансового сектора, максимально отвечающей интересам всех заинтересованных сторон. В итоге оптимальный баланс между рыночными механизмами и государственным регулированием является ключевым фактором успешного развития российского финансового рынка и повышения благосостояния граждан.