Главная
Конференции
Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук: диалог и взаимодействие
Эко-волонтерское движение как средство формирования экологической культуры у дет...

Эко-волонтерское движение как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

эко-волонтерское движение
реализация
проект
центр
эко-культура
экологическая акция

Аннотация статьи

Волонтерское движение «Эко-отряд» как инновационная форма работы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Текст статьи

Организация волонтерского движения в детском саду, при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.

Эко-волонтерское движение было выбрано неслучайно, потому что проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая привлекает внимание неравнодушных людей, любящих родную природу и способных встать на ее защиту.

К сожалению, мы, взрослые, часто видим пренебрежительное отношение к объектам природопользования со стороны детей несмотря на то, что в нашем детском саду проводится систематическая и эффективная работа по формированию экологической культуры. Отсюда возникает противоречие между выдвигаемыми требованиями федерального стандарта и фактической реализацией данных требований воспитанниками в связи с недостатком конкретных практических дел. В которых наравне со взрослыми, дети не только сохраняли природу, но и ухаживали бы за ней по собственной инициативе.

Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – настоящая проблема времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Целью создания волонтерского движения является повышение экологической и духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста путем создания эко-волонтерского движения в ДОУ. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • продолжать знакомить дошкольников и законных представителей воспитанников в доступной форме с понятием «эко-волонтерское движение», с особенностями работы данного направления;
  • создать инициативную группу сотрудников и родителей, участвующих в эко-волонтерском движении;
  • способствовать формированию основ экологического и гражданского сознания, позитивной социализации дошкольников путем участия в посильной практической и агитационной деятельности по охране природы через эко-волонтерское движение;
  • воспитывать у дошкольников чувства сострадания, милосердия, доброту, трудолюбие, инициативу через эко-волонтерское движение.

Эко-волонтерское движение выбрано не случайно, потому что проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных, которая приковывает внимание людей, любящих родную природу и способных встать на ее защиту.

Экологическое волонтерство – это безвозмездная добровольческая деятельность в области защиты окружающей среды, направленная на формирование экологической культуры в обществе.

Волонтерское движение – это новая, но эффективная и активная форма общения, взаимопомощь, самопомощь в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.

Для осуществления эко-волонтерской деятельности творческой группой взрослых был разработан проект «Чистый город начинается с меня» и создан волонтерский отряд «Защитники природы». Была оформлена его атрибутика, разработан и успешно реализуется план деятельности с включением мероприятий различных видов волонтерства (добровольческие мероприятия: творческая мастерская «Чудеса из ненужных вещей», изготовление дидактических игр» Помощники леса», сбор макулатуры «Помощники города» по сортировке мусора, выставки поделок из природного материала «Чудеса природы», праздник дефиле костюмов из бросового и природного материалов; акции по охране окружающей среды «Деревья рядом», «Покормите птиц зимой», весной это акция «Каждому скворцу-свой домик», на Неделе добра, родители изготовили скворечники, которые подарили детскому саду, новые жильцы поселились в каждом домике, за которым дети наблюдают все лето), участники также выступают с собственными инициативами по проведению экологических мероприятий: создание экологической тропы, центра «Зеленая аптека», «Загадочный мир воды и песка», центр «В гостях у паучка» – неотъемлемая часть экологического пространства для выставок детских рисунков. В изобразительной деятельности дети передают настроение природы, отражают свои впечатления от взаимодействия с ней – выставка детских рисунков.

Участвуя в акциях, дошкольники чувствуют, что к их мнению и инициативам взрослые относятся серьёзно и с пониманием, что беречь природу можно только общими усилиями всех горожан.

Работа волонтера сплачивает детей в стремлении делать добро, и воспитывает духовно-нравственные качества личности дошкольников, являясь одним из направлений ФГОС ДО.

Дни волонтерства в нашем саду имеют успех. Совместная деятельность выполняет очень важную функцию, в результате которой чувственные представления детей, получаемые повседневно, систематизируются, качественно преобразовываются, расширяются и углубляются. Благодаря волонтерскому движению у детей формируется представление о природной среде как о естественной среде обитания и выживания человека. Данная система позволяет решать все задачи экологического воспитания в единстве, так как она основана на нравственно-положительных переживаниях в различных жизненных ситуациях.

Список литературы

  1. Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 2013. – № 5.
  2. Андриенко Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. – 2014. – № 1. – С. 10-12.
  3. Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ/ Н.П. Берестнева // Ребенок в детском саду – 2014. – № 1. – С. 48-52.
  4. Букин А.П. В дружбе с людьми и природой / А.П. Букин. – М.: Просвещение, 2010.
  5. Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297 с.
  6. Виноградова М.Р. Воспитание положительного отношения к природе / М.Р. Виноградова // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 5. – С. 45-69.

Поделиться

69

М. Н., Чунихина А. Д., Шкабарня А. А., Косенко Г. В. Эко-волонтерское движение как средство формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста // Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук: диалог и взаимодействие : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 ноября 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/10626-eko-volonterskoe-dvizhenie-kak-sredstvo-formirovaniya-ekologicheskoj-kultury-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря