Организация волонтерского движения в детском саду, при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Эко-волонтерское движение было выбрано неслучайно, потому что проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных проблем, которая привлекает внимание неравнодушных людей, любящих родную природу и способных встать на ее защиту.
К сожалению, мы, взрослые, часто видим пренебрежительное отношение к объектам природопользования со стороны детей несмотря на то, что в нашем детском саду проводится систематическая и эффективная работа по формированию экологической культуры. Отсюда возникает противоречие между выдвигаемыми требованиями федерального стандарта и фактической реализацией данных требований воспитанниками в связи с недостатком конкретных практических дел. В которых наравне со взрослыми, дети не только сохраняли природу, но и ухаживали бы за ней по собственной инициативе.
Актуальность заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – настоящая проблема времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Целью создания волонтерского движения является повышение экологической и духовно-нравственной культуры у детей дошкольного возраста путем создания эко-волонтерского движения в ДОУ. Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- продолжать знакомить дошкольников и законных представителей воспитанников в доступной форме с понятием «эко-волонтерское движение», с особенностями работы данного направления;
- создать инициативную группу сотрудников и родителей, участвующих в эко-волонтерском движении;
- способствовать формированию основ экологического и гражданского сознания, позитивной социализации дошкольников путем участия в посильной практической и агитационной деятельности по охране природы через эко-волонтерское движение;
- воспитывать у дошкольников чувства сострадания, милосердия, доброту, трудолюбие, инициативу через эко-волонтерское движение.
Эко-волонтерское движение выбрано не случайно, потому что проблема загрязнения окружающей среды в последнее время остается одной из актуальных, которая приковывает внимание людей, любящих родную природу и способных встать на ее защиту.
Экологическое волонтерство – это безвозмездная добровольческая деятельность в области защиты окружающей среды, направленная на формирование экологической культуры в обществе.
Волонтерское движение – это новая, но эффективная и активная форма общения, взаимопомощь, самопомощь в детской среде, при которой ребенок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов.
Для осуществления эко-волонтерской деятельности творческой группой взрослых был разработан проект «Чистый город начинается с меня» и создан волонтерский отряд «Защитники природы». Была оформлена его атрибутика, разработан и успешно реализуется план деятельности с включением мероприятий различных видов волонтерства (добровольческие мероприятия: творческая мастерская «Чудеса из ненужных вещей», изготовление дидактических игр» Помощники леса», сбор макулатуры «Помощники города» по сортировке мусора, выставки поделок из природного материала «Чудеса природы», праздник дефиле костюмов из бросового и природного материалов; акции по охране окружающей среды «Деревья рядом», «Покормите птиц зимой», весной это акция «Каждому скворцу-свой домик», на Неделе добра, родители изготовили скворечники, которые подарили детскому саду, новые жильцы поселились в каждом домике, за которым дети наблюдают все лето), участники также выступают с собственными инициативами по проведению экологических мероприятий: создание экологической тропы, центра «Зеленая аптека», «Загадочный мир воды и песка», центр «В гостях у паучка» – неотъемлемая часть экологического пространства для выставок детских рисунков. В изобразительной деятельности дети передают настроение природы, отражают свои впечатления от взаимодействия с ней – выставка детских рисунков.
Участвуя в акциях, дошкольники чувствуют, что к их мнению и инициативам взрослые относятся серьёзно и с пониманием, что беречь природу можно только общими усилиями всех горожан.
Работа волонтера сплачивает детей в стремлении делать добро, и воспитывает духовно-нравственные качества личности дошкольников, являясь одним из направлений ФГОС ДО.
Дни волонтерства в нашем саду имеют успех. Совместная деятельность выполняет очень важную функцию, в результате которой чувственные представления детей, получаемые повседневно, систематизируются, качественно преобразовываются, расширяются и углубляются. Благодаря волонтерскому движению у детей формируется представление о природной среде как о естественной среде обитания и выживания человека. Данная система позволяет решать все задачи экологического воспитания в единстве, так как она основана на нравственно-положительных переживаниях в различных жизненных ситуациях.