В настоящее время прослеживается устойчивая тенденция развития и проектирования многофункциональных морских и речных портов. Порт в первую очередь является транспортным узлом, выполняющим задачи по обработке грузов, их хранению и логистическому обеспечению. Для достижения высоких экономических показателей современный порт должен иметь возможность оказывать ряд дополнительных услуг, в числе которых: затарка и перезатарка, укрупнение грузовых мест, аренда участков под производственные линии, их обеспечение и многое другое. Чтобы обеспечить широкий спектр дополнительных услуг портовому хозяйству, необходимо универсальное перегрузочное оборудование [1].
Отличным решением для выполнения поставленных задач являются универсальные клещевые грузозахваты на основе Патента RU 226174 U1. Данные грузозахваты способны обрабатывать грузы различных форм и размеров. Клещевой грузозахват является грузозахватным приспособлением, для работы которого необходим всего один мостовой или козловой кран [2; 3, с. 42-43; 4, с. 46-49].
Рис. 1. Патент RU 226174 U1
Для анализа экономической эффективности внедрения клещевого грузозахвата (Патент RU 226174 U1) рассмотрим модель обработки склада металлопроката. Номенклатура грузов на складе: трубы большого диаметра – 100 единиц, трубы малого диаметра – 100 единиц, двутавры – 100 единиц, швеллеры – 100 единиц. Перегрузочная техника: козловой кран.
Рис. 2. склад металлопроката
Первая технология обработки грузов с помощью строп и такелажного оборудования. Количество грузозахватов: 4 набора. Количество стропальщиков: 3. Время страпировки: 432 мин. Время смены грузозахватных приспособлений: 30 мин. Стоимость грузозахватных приспособлений: 493 000 у.е. Общие затраты: 655 300 у.е. [5].
Вторая технология обработки грузов с помощью специализированных клещевых грузозахватов. Количество грузозахватов: 4. Количество стропальщиков: 2. Время страпировки: 218 мин. Время смены грузозахватных приспособлений: 36 мин. Стоимость грузозахватных приспособлений: 843 400 у.е. Общие затраты: 913 000 у.е. [5].
Третья технология обработки грузов с помощью универсального клещевого грузозахвата (Патент RU 226174 U1). Благодаря универсальным зажимным элементам и возможности изменения вылета, грузозахват способен работать со всеми видами груза, рассмотренными в анализируемой модели. Количество грузозахватов: 1. Количество стропальщиков: 2. Время страпировки: 216 мин. Время изменения режима работы универсального грузозахвата: 16 мин. Стоимость грузозахватных приспособлений: 583 600 у.е. Общие затраты: 629 400 у.е. [2, 5].
Рис. 3. Прижимные элементы клещевого грузозахвата
Анализируя проведенный эксперимент, можно сделать вывод о том, что применение универсального клещевого грузозахвата полностью экономически обосновано. Более того, стратегия применения универсальных грузозахватов значительно сокращает время обработки груза и повышает его сохранность. Такие грузозахваты просты в эксплуатации и обладают высокой степенью ремонтопригодности. Затраты на техническое обслуживание практически исключены, так как согласно федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», ремонт такого вида грузозахватных приспособлений исключён. Однако при соблюдении требований технической документации срок службы достигает 15 лет, что является ещё одним значительным экономическим преимуществом [6].