Хищения государственных бюджетных средств представляют собой одну из самых опасных и специфичных форм коррупции, особенно если они совершены лицами, наделенными полномочиями для решения задач государственной и общественной значимости – задач, актуальность которых для государства и общества повышается. Не случайно в отдельных государствах не просто вводится ответственность за совершение служебных хищений государственных бюджетных средств, но и выделяется их повышенная общественная опасность [1, с. 11].
Хищение бюджетных средств – это воровство у государства. Подобные разновидности правонарушений непосредственно связаны с коррупцией и зачастую совершаются непосредственно госслужащими, вследствие занимаемыми ими высокого должностного положения. Помимо этого, фигурантами дел о хищении бюджетных средств могут стать все те, кто напрямую имеет контакт с государственным финансированием. Этими людьми могут являться директора школ, главные врачи, и т. д. При хищении бюджетных средств каждый раз наносится крупный или особо крупный ущерб. Правительство выделяет на разные проекты, в основном, весьма большие денежные средства. Всегда, когда средства выделены, а сроки постройки либо осуществления плана задерживаются, бюджет регулярно увеличивается, имеет место быть хищение. В некоторых случаях средства ущерба превосходят млн., либо млрд., рублей [2, с. 682].
Как сообщил Генеральный прокурор Российской Федерации И. В. Краснов, в первом полугодии 2024 году по итогам прокурорских проверок следственные органы возбудили уголовные дела о хищениях при реализации нацпроектов на сумму, превышающую три миллиарда рублей. Всего за 6 месяцев этого года выявлено более 58 тыс. нарушений. Для их устранения внесено 22 тыс. представлений, принесено свыше 2 тыс. протестов, в суды направлено 6,7 тыс. заявлений на сумму 2,9 млрд рублей, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 14,8 тыс. лиц, возбуждено 500 уголовных дел [3].
Коррупции в настоящее время уделяется повышенное внимание, поскольку все чаще государственные служащие злоупотребляют своим положением в корыстных целях.
Коррупция представляет собой сложное системное явление, которое непрерывно развивается и приспосабливается под усложняющиеся условия своего существования, в том числе под различные по своей направленности антикоррупционные меры. Известно, что системные проблемы, порождаемые коррупционными проявлениями, требуют системных решений. При этом усиление антикоррупционной деятельности в направлении предупреждения коррупции в публичном секторе не принесет качественных изменений без целенаправленного воздействия на организации, представляющие собой резервы коррупционной активности [4, с. 378].
Понимание определения «коррупция» на современном этапе развития общества во многом основано на общих представлениях о том, как выглядит коррупция, которая, как правило, подразумевает злоупотребление чиновниками своей властью в корыстных целях. В этой связи требует дополнительного изучения вопрос определения коррупции, как в научном смысле, так и в нормах законодателя, поскольку последний постоянно совершенствует действующие нормы, исходя из изменений общественных отношений [5, с. 39-40].
Очевидно, что коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая в первую очередь органы государственной власти и управления. Вследствие коррумпированности значительной части государственных и муниципальных служащих граждане, по сути, вытесняются из сферы бесплатных обязательных услуг в области здравоохранения, образования, социального обеспечения: бесплатные публичные образовательные, социальные, а также административные услуги становятся для них платными.
Коррупция позволяет нарушителям уходить от юридической ответственности за совершенные противоправные деяния – это порождает безнаказанность и способствует падению престижа судебных и правоохранительных органов, а также в целом государственной власти в глазах населения, что в итоге порождает опаснейшее явление - правовой нигилизм.
Отсутствие реальной борьбы с условиями и факторами, порождающими коррупцию в системе государственной службы, приводит к ее распространению как по горизонтали, так и по вертикали. Коррупция в таких условиях стремится захватить не только экономику, но и политику, в результате чего стране и обществу наносится невосполнимый ущерб, эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются; усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность [6].
Сложившаяся в экономике России обстановка обусловливает необходимость определения путей совершенствования работы правоохранительных органов по борьбе с хищениями бюджетных денежных средств, а также последовательного ужесточения внутренней политики, направленной, в том числе, на обеспечение строгого соответствия должностным требованиям правоохранительных органов, которые в свою очередь должны разработать комплекс оперативно-разыскных мер по борьбе с хищениями бюджетных денежных средств. Ведущую роль в борьбе с хищениями бюджетных денежных средств в системе органов внутренних дел МВД России играют подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России [7, с. 25].
Мангасаров Р.А. выделяет следующие ключевые направления индивидуальной профилактики хищений бюджетных средств:
- сбор и анализ сведений о криминально-активных лицах, воздействие на указанных лиц с целью склонения их к отказу от совершения преступлений;
- выявление конкретных причин и условий совершения хищений бюджетных средств с целью их устранения и нейтрализации [8, с. 85].
По моему мнению, основными причинами хищения бюджетных средств, являются:
- Недостаток контроля и прозрачности. Часто в процессе реализации государственных проектов отсутствует достаточный уровень контроля со стороны государственных органов, общественных организаций, независимых экспертов, что создаёт условия для коррупции.
- Сложность законодательных норм. Большое количество нормативных актов могут быть неясными или противоречивыми. Что также создает предпосылки для коррупционных проявлений в хищении бюджетных средств.
- Социально-экономические факторы. Ограниченные финансовые ресурсы и высокая конкуренция за государственные контракты могут побуждать компании выискивать способы незаконного обогащения.
- Отсутствие ответственности. Низкий уровень ответственности за хищение бюджетных средств могут способствовать распространению преступлений в рассматриваемой нами сфере.
Таким образом, задача повышения эффективности мер борьбы с хищениями бюджетных средств, повышения качества раскрытия и расследования соответствующих преступлений не только не теряет свою актуальность, но и стала приоритетной на всех уровнях.