Главная
АИ #48 (230)
Статьи журнала АИ #48 (230)
К вопросу противодействия хищениям бюджетных денежных средств

К вопросу противодействия хищениям бюджетных денежных средств

Рубрика

Государственное и муниципальное управление

Ключевые слова

коррупция
антикоррупционная политика
бюджетные денежные средства

Аннотация статьи

В статье рассматриваются угрозы хищений бюджетных денежных средств, а также вопросы противодействия хищениям бюджетных денежных средств.

Текст статьи

Хищения государственных бюджетных средств представляют собой одну из самых опасных и специфичных форм коррупции, особенно если они совершены лицами, наделенными полномочиями для решения задач государственной и общественной значимости – задач, актуальность которых для государства и общества повышается. Не случайно в отдельных государствах не просто вводится ответственность за совершение служебных хищений государственных бюджетных средств, но и выделяется их повышенная общественная опасность [1, с. 11].

Хищение бюджетных средств – это воровство у государства. Подобные разновидности правонарушений непосредственно связаны с коррупцией и зачастую совершаются непосредственно госслужащими, вследствие занимаемыми ими высокого должностного положения. Помимо этого, фигурантами дел о хищении бюджетных средств могут стать все те, кто напрямую имеет контакт с государственным финансированием. Этими людьми могут являться директора школ, главные врачи, и т. д. При хищении бюджетных средств каждый раз наносится крупный или особо крупный ущерб. Правительство выделяет на разные проекты, в основном, весьма большие денежные средства. Всегда, когда средства выделены, а сроки постройки либо осуществления плана задерживаются, бюджет регулярно увеличивается, имеет место быть хищение. В некоторых случаях средства ущерба превосходят млн., либо млрд., рублей [2, с. 682].

Как сообщил Генеральный прокурор Российской Федерации И. В. Краснов, в первом полугодии 2024 году по итогам прокурорских проверок следственные органы возбудили уголовные дела о хищениях при реализации нацпроектов на сумму, превышающую три миллиарда рублей. Всего за 6 месяцев этого года выявлено более 58 тыс. нарушений. Для их устранения внесено 22 тыс. представлений, принесено свыше 2 тыс. протестов, в суды направлено 6,7 тыс. заявлений на сумму 2,9 млрд рублей, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено 14,8 тыс. лиц, возбуждено 500 уголовных дел [3].

Коррупции в настоящее время уделяется повышенное внимание, поскольку все чаще государственные служащие злоупотребляют своим положением в корыстных целях.

Коррупция представляет собой сложное системное явление, которое непрерывно развивается и приспосабливается под усложняющиеся условия своего существования, в том числе под различные по своей направленности антикоррупционные меры. Известно, что системные проблемы, порождаемые коррупционными проявлениями, требуют системных решений. При этом усиление антикоррупционной деятельности в направлении предупреждения коррупции в публичном секторе не принесет качественных изменений без целенаправленного воздействия на организации, представляющие собой резервы коррупционной активности [4, с. 378].

Понимание определения «коррупция» на современном этапе развития общества во многом основано на общих представлениях о том, как выглядит коррупция, которая, как правило, подразумевает злоупотребление чиновниками своей властью в корыстных целях. В этой связи требует дополнительного изучения вопрос определения коррупции, как в научном смысле, так и в нормах законодателя, поскольку последний постоянно совершенствует действующие нормы, исходя из изменений общественных отношений [5, с. 39-40].

Очевидно, что коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая в первую очередь органы государственной власти и управления. Вследствие коррумпированности значительной части государственных и муниципальных служащих граждане, по сути, вытесняются из сферы бесплатных обязательных услуг в области здравоохранения, образования, социального обеспечения: бесплатные публичные образовательные, социальные, а также административные услуги становятся для них платными.

Коррупция позволяет нарушителям уходить от юридической ответственности за совершенные противоправные деяния – это порождает безнаказанность и способствует падению престижа судебных и правоохранительных органов, а также в целом государственной власти в глазах населения, что в итоге порождает опаснейшее явление - правовой нигилизм.

Отсутствие реальной борьбы с условиями и факторами, порождающими коррупцию в системе государственной службы, приводит к ее распространению как по горизонтали, так и по вертикали. Коррупция в таких условиях стремится захватить не только экономику, но и политику, в результате чего стране и обществу наносится невосполнимый ущерб, эффективность рыночной экономики резко снижается, а существующие демократические институты разрушаются; усугубляется экономическое и политическое неравенство населения, увеличивается бедность, растет социальная напряженность [6].

Сложившаяся в экономике России обстановка обусловливает необходимость определения путей совершенствования работы правоохранительных органов по борьбе с хищениями бюджетных денежных средств, а также последовательного ужесточения внутренней политики, направленной, в том числе, на обеспечение строгого соответствия должностным требованиям правоохранительных органов, которые в свою очередь должны разработать комплекс оперативно-разыскных мер по борьбе с хищениями бюджетных денежных средств. Ведущую роль в борьбе с хищениями бюджетных денежных средств в системе органов внутренних дел МВД России играют подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России [7, с. 25].

Мангасаров Р.А. выделяет следующие ключевые направления индивидуальной профилактики хищений бюджетных средств:

  • сбор и анализ сведений о криминально-активных лицах, воздействие на указанных лиц с целью склонения их к отказу от совершения преступлений;
  • выявление конкретных причин и условий совершения хищений бюджетных средств с целью их устранения и нейтрализации [8, с. 85].

По моему мнению, основными причинами хищения бюджетных средств, являются:

  1. Недостаток контроля и прозрачности. Часто в процессе реализации государственных проектов отсутствует достаточный уровень контроля со стороны государственных органов, общественных организаций, независимых экспертов, что создаёт условия для коррупции.
  2. Сложность законодательных норм. Большое количество нормативных актов могут быть неясными или противоречивыми. Что также создает предпосылки для коррупционных проявлений в хищении бюджетных средств.
  3. Социально-экономические факторы. Ограниченные финансовые ресурсы и высокая конкуренция за государственные контракты могут побуждать компании выискивать способы незаконного обогащения.
  4. Отсутствие ответственности. Низкий уровень ответственности за хищение бюджетных средств могут способствовать распространению преступлений в рассматриваемой нами сфере.

Таким образом, задача повышения эффективности мер борьбы с хищениями бюджетных средств, повышения качества раскрытия и расследования соответствующих преступлений не только не теряет свою актуальность, но и стала приоритетной на всех уровнях.

Список литературы

  1. Григорьева И.В. Уголовно-правовые меры противодействия хищениям бюджетных средств: дис. канд. юрид. наук: 12.00.08. М.: ФГКОУ ВПО «Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации», 2019. С. 11.
  2. Валеева Ю.А. Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств // Форум молодых ученых. № 1(29) 2019. С. 682.
  3. По материалам прокурорских проверок возбуждены уголовные дела о хищениях при реализации нацпроектов на сумму более 3 млрд рублей // https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news?item=97173553 (дата обращения 26.11.2024 г.).
  4. Дамм И.А., Кострыкина В.В. Типология организаций в аспекте противодействия коррупции в Российской Федерации // Уголовно-правовые науки. 2023. № 2. Т. 17. С. 378.
  5. Самаренкина В.В К вопросу о понятии и сущности коррупции // Правовой альманах. 2023. № 5. С. 39-40.
  6. Шевелевич А.А. Административно-правовые основы противодействия коррупции в системе государственной службы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.14. – М.,2008. – 24 с.
  7. Мангасаров Р.А. Организация противодействия хищениям бюджетных денежных средств // Сетевое издание «Академическая мысль» № 1 (6) 2019. С. 25.
  8. Мангасаров Р.А. Профилактика хищений бюджетных средств // Труды Академии управления МВД России. 2024. № 1 (69). С. 85.

Поделиться

111

Дармилова А. З. К вопросу противодействия хищениям бюджетных денежных средств // Актуальные исследования. 2024. №48 (230). Ч.II.С. 26-28. URL: https://apni.ru/article/10643-k-voprosu-protivodejstviya-hisheniyam-byudzhetnyh-denezhnyh-sredstv

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января