Главная
АИ #48 (230)
Статьи журнала АИ #48 (230)
Юридические аспекты цифровизации малого и среднего предпринимательства

Юридические аспекты цифровизации малого и среднего предпринимательства

Научный руководитель

Кирпичев Александр Евгеньевич

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

малое и среднее предпринимательство
цифровизация
государственная поддержка
цифровая платформа
правовые нормы
предпринимательское право

Аннотация статьи

В современных условиях цифровизация экономики приобретает стратегическое значение. Анализ научных исследований демонстрирует ускорение внедрения цифровых технологий в традиционный бизнес, что становится критически важным конкурентным преимуществом для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Для представителей данного сектора интеграция цифровых решений в бизнес-процессы становится необходимостью для обеспечения их устойчивого развития, функционирования на рынке и конкурентоспособности. Цифровизация МСП в Российской Федерации представляет собой ключевой тренд последних лет, способствующий росту эффективности предпринимательской деятельности. Наряду с этим цифровизация охватывает и механизмы государственной поддержки МСП, что требует формирования прозрачных правовых норм, регулирующих доступ субъектов предпринимательства к таким услугам.

Текст статьи

Процесс цифровизации затрагивает ключевые аспекты государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Цифровизация государственной поддержки субъектов МСП является неотъемлемой частью современного государственного управления. Она требует комплексного подхода к разработке правовых норм, в рамках которого будет соблюден баланс интересов государства и предпринимателей. Совершенствование правового регулирования в этой области будет способствовать развитию предпринимательства и повышению его конкурентоспособности.

Нормативно-правовая база цифровизации государственной поддержки МСП включает в себя Конституцию Российской Федерации. В статье 8 закреплено признание равной защиты всех форм собственности, что служит правовой основой для государственной поддержки МСП [1]. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определяет основные меры государственной поддержки МСП, включая субсидии, льготное кредитование, налоговые стимулы и др. [2]. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» регулирует порядок применения цифровых технологий в административных процедурах, включая государственные услуги [5]. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов» также является важным, в первую очередь для цифровой идентификации предпринимателей и предотвращения правонарушений в сфере финансовой поддержки [6]. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» направлена на формирование цифровой инфраструктуры и правовых условий для цифровизации всех сфер общественной жизни, включая поддержку малого и среднего предпринимательства.

Нормативно-правовая база государственной поддержки МСП в рамках применения цифровых технологий позволяет государству предоставлять новые формы поддержки, например, электронные биржи заказов для МСП или интеграцию предпринимателей в государственные закупочные системы (например, через «Единый портал закупок»).

На федеральном уровне реализуется создание единой цифровой платформы для агрегирования мер поддержки МСП. Данная платформа была создана с целью не только упрощения доступа для МСП к разному роду помощи, но и должна стать в перспективе важным аналитическим инструментом (будет применяться с целью рейтингования субъектов МСП). Эта платформа регулируется ст. 16.1 Федерального закона № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [2]. Но вместе с тем, остается неясным вопрос правового статуса платформы. В Федеральном законе № 209-ФЗ она упоминается только в качестве одного из инструментов программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (статья 16.1) [2]. Кроме того, не урегулированы такие аспекты, как порядок взаимодействия платформы с госорганами и субъектами МСП, а также ответственность за некорректную обработку данных. Как следствие становиться необходимой разработка правовых норм, закрепляющих требования к безопасности цифровых платформ, их юридической ответственности и защите конфиденциальной информации. При этом, важно учитывать положения законодательства о защите конкуренции (ФЗ № 135-ФЗ) в контексте использования цифровых платформ.

Наряду с выше обозначенными проблемами интеграция цифровых технологий сопряжена с множеством юридических вызовов, включая, например, вопросы соблюдения норм Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных», обеспечения юридической значимости электронных документов в рамках Федерального закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи», а также защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при использовании цифровых платформ. Электронные документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, обладают равной юридической силой с бумажными аналогами (ФЗ № 63-ФЗ). Однако для предотвращения спорных ситуаций необходимо строго соблюдать установленные требования, включая хранение электронных документов в соответствии с приказами Минцифры РФ.

Таким образом, можно говорить о том, что несмотря на неоспоримые преимущества цифровизации и достигнутые успехи, на сегодняшний день переход МСП к цифровизации, в то числе и процесс цифровизации государственной поддержки МСП сталкивается с рядом проблем. В частности, это фрагментированность и разрозненность законодательства. Отсутствие единого нормативного акта, регулирующего все аспекты цифровизации государственной поддержки, приводит к разночтениям и трудностям при интеграции новых решений. Множество законов, постановлений и подзаконных актов усложняют процесс оказания услуг в цифровом формате. Устранение данных пробелов в законодательстве требует принятия специализированных нормативных актов.

Также важно подчеркнуть, что цифровизация повышает вероятность утечек данных и киберугроз, что обуславливает необходимость соблюдения норм о кибербезопасности. Актуальными остаются вопросы соблюдения интеллектуальных прав в электронной коммерции и защиты потребителей согласно Закону РФ «О защите прав потребителей».

Подытоживая, можно говорить о том, что в предпринимательском праве цифровизация стимулирует развитие правовых институтов, связанных с электронной коммерцией, защитой интеллектуальной собственности и цифровыми договорами. Однако, наряду с этим, правовая база цифровизации МСП требует унификации и актуализации с учетом современных реалий. Формирование единого акта, регулирующего цифровую поддержку, применение электронных подписей, защиту данных и взаимодействие с государственными структурами, обеспечит прозрачность и доступность цифровых решений для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета, № 144, 04.07.2020.
  2. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, 30.07.2007, ст. 4006.
  3. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31 (ч. I), 31.07.2006, ст. 3451.
  4. Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.
  5. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // URL https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/?ysclid=m42o77e0v6338517470.
  6. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru.
  7. Анкаев Т.Н. Цифровизация системы поддержки малого и среднего бизнеса: риски и возможности / Т.Н. Анкаев // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. – 2023. – № 4(53). – С. 34-42.
  8. Ткачук Е.С. Направления и мероприятия государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях цифровизации / Е.С. Ткачук // Инновационная наука. – 2019. – № 11. – С. 73-76.
  9. Хохлова Г.И. Цифровизация как важнейшее условие развития малого и среднего бизнеса в России / Г.И. Хохлова, А.В. Хохлов // Экономика и предпринимательство. – 2022. – № 12(149). – С. 812-815.

Поделиться

58

Ковешников А. О. Юридические аспекты цифровизации малого и среднего предпринимательства // Актуальные исследования. 2024. №48 (230). Ч.II.С. 29-31. URL: https://apni.ru/article/10650-yuridicheskie-aspekty-cifrovizacii-malogo-i-srednego-predprinimatelstva

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря