В современных условиях социальной и экономической динамики вопрос доступности юридической помощи становится особенно актуальным. Бесплатная юридическая помощь представляет собой не только необходимый инструмент защиты прав и законных интересов граждан, но и важный фактор, способствующий реализации принципов справедливости и равенства в обществе. Согласно положениям Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), в России как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства (ч. 1, ст. 1 и 2) [1]. Как верно отмечает Г. Н. Комкова, «общее начало, которое присуще реализации всего комплекса конституционных прав и свобод личности, состоит в их гарантированности. Именно гарантии права человека придают им свойство реальности» [4, с. 31].
Положения статьи 48 Конституции Российской Федерации устанавливают государственную гарантию каждому на получение квалифицированной юридической помощи [1]. Закрепление права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции Российской Федерации есть результат имплементации международно-правовых норм, которые провозглашены в международных актах. Система бесплатной юридической помощи подразделяется на государственную и негосударственную. В России система оказания бесплатной юридической помощи включает в себя множество различных структурных элементов, которые обеспечивают правовую поддержку для тех, кто не может позволить себе оплачивать услуги адвоката. Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:
- федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;
- органы управления государственных внебюджетных фондов;
- государственные юридические бюро.
Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Ее участниками являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Субъектами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, являются физические и юридические лица, являющиеся участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Непосредственное обеспечение и контроль за организацией оказания бесплатной юридической помощи возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Таким органом является Минюст России и подведомственные ему учреждения (п. 30. 32 Положения о Минюсте России) [2].
Обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения могут также возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, возлагается на органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.
В России образована Правительственная комиссия по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Комиссия) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.
Юридическая клиника может оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера по гражданско-правовым и административно-правовым, финансовым и иным вопросам [3]. Нельзя не отметить и деятельность прокуратуры, которой отдана первостепенная роль по осуществлению надзора за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также право органов прокуратуры на обращение в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Прокурор наделен полномочиями по рассмотрению и проверке заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод. Кроме того, государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ) [1]. Юридическую помощь гражданам РФ за рубежом со стороны Российской Федерации оказывают консульские учреждения.
В результате анализа можно выделить несколько форм оказания юридической помощи, при этом наиболее часто встречается такая классификация этих форм:
- государственная (государственный нотариат);
- негосударственная (коллегия адвокатов);
- частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов (юридические консультативные конторы, частные нотариусы, адвокаты, не входящие в коллегии адвокатов и занимающиеся частной практикой).
Представляется, формы юридической помощи можно разделить только на государственную и негосударственную. В свою очередь негосударственная подразделяется на коммерческую и некоммерческую. Бесплатные юридические услуги оказывают – адвокат, нотариус, юридические клиники при ВУЗах, имеющие юридическое отделение и негосударственные центры бесплатной юридической помощи.
Несмотря на существующие законодательные рамки и развитую инфраструктуру, практика показывает, что многие граждане сталкиваются с проблемами в получении качественной юридической помощи. Это обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить недостаточность информации о доступных услугах, сложность взаимодействия с организациями, предоставляющими правовую помощь, а также общее недоверие к системе правосудия.
В связи с вышеизложенным, возникает необходимость модернизации и совершенствования организационно-правовой модели оказания бесплатной юридической помощи. В этой связи требуется выработать механизмы, направленные на повышение доступности и качества бесплатной юридической помощи, а также на улучшение взаимодействия между его участниками, включая государственные органы, правозащитные организации и юридические учреждения.