Главная
АИ #48 (230)
Статьи журнала АИ #48 (230)
Структурные компоненты организационно-правовой системы бесплатной юридической по...

Структурные компоненты организационно-правовой системы бесплатной юридической помощи: анализ и перспективы

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

организационно-правовая система
юридические услуги
бесплатная юридическая помощь
адвокат
юридическая клиника
малообеспеченные граждане
правосудие
уровень квалификации
конституционные права
институты правовой помощи

Аннотация статьи

Статья посвящена исследованию организационно-правовой системы, обеспечивающей предоставление бесплатной юридической помощи в России. Рассматриваются ключевые элементы данной системы, включая законодательные основы, институты и службы, осуществляющие юридическую помощь на безвозмездной основе. Особое внимание уделяется взаимодействию между различными уровнями власти, общественными организациями, что влияет на эффективность оказания юридических услуг. В статье акцентируется внимание на необходимости модернизации и совершенствования организационно-правовой модели для повышения доступности и качества бесплатной юридической помощи.

Текст статьи

В современных условиях социальной и экономической динамики вопрос доступности юридической помощи становится особенно актуальным. Бесплатная юридическая помощь представляет собой не только необходимый инструмент защиты прав и законных интересов граждан, но и важный фактор, способствующий реализации принципов справедливости и равенства в обществе. Согласно положениям Конституции, Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7), в России как демократическом правовом государстве человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства (ч. 1, ст. 1 и 2) [1]. Как верно отмечает Г. Н. Комкова, «общее начало, которое присуще реализации всего комплекса конституционных прав и свобод личности, состоит в их гарантированности. Именно гарантии права человека придают им свойство реальности» [4, с. 31].

Положения статьи 48 Конституции Российской Федерации устанавливают государственную гарантию каждому на получение квалифицированной юридической помощи [1]. Закрепление права на квалифицированную юридическую помощь в Конституции Российской Федерации есть результат имплементации международно-правовых норм, которые провозглашены в международных актах. Система бесплатной юридической помощи подразделяется на государственную и негосударственную. В России система оказания бесплатной юридической помощи включает в себя множество различных структурных элементов, которые обеспечивают правовую поддержку для тех, кто не может позволить себе оплачивать услуги адвоката. Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

  • федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;
  • органы управления государственных внебюджетных фондов;
  • государственные юридические бюро.

Негосударственная система бесплатной юридической помощи формируется на добровольных началах. Ее участниками являются юридические клиники (студенческие консультативные бюро, студенческие юридические бюро и другие) и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. Субъектами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, являются физические и юридические лица, являющиеся участниками государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи, иными лицами, имеющими право на оказание бесплатной юридической помощи в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Непосредственное обеспечение и контроль за организацией оказания бесплатной юридической помощи возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. Таким органом является Минюст России и подведомственные ему учреждения (п. 30. 32 Положения о Минюсте России) [2].

Обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения могут также возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов. Финансирование мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи в Российской Федерации, возлагается на органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и осуществляется за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

В России образована Правительственная комиссия по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Комиссия) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выработке и реализации государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, функционирования и развития государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Юридическая клиника может оказывать бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной формах, составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера по гражданско-правовым и административно-правовым, финансовым и иным вопросам [3]. Нельзя не отметить и деятельность прокуратуры, которой отдана первостепенная роль по осуществлению надзора за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, а также право органов прокуратуры на обращение в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Прокурор наделен полномочиями по рассмотрению и проверке заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод. Кроме того, государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ) [1]. Юридическую помощь гражданам РФ за рубежом со стороны Российской Федерации оказывают консульские учреждения.

В результате анализа можно выделить несколько форм оказания юридической помощи, при этом наиболее часто встречается такая классификация этих форм:

  • государственная (государственный нотариат);
  • негосударственная (коллегия адвокатов);
  • частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов (юридические консультативные конторы, частные нотариусы, адвокаты, не входящие в коллегии адвокатов и занимающиеся частной практикой).

Представляется, формы юридической помощи можно разделить только на государственную и негосударственную. В свою очередь негосударственная подразделяется на коммерческую и некоммерческую. Бесплатные юридические услуги оказывают – адвокат, нотариус, юридические клиники при ВУЗах, имеющие юридическое отделение и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. 

Несмотря на существующие законодательные рамки и развитую инфраструктуру, практика показывает, что многие граждане сталкиваются с проблемами в получении качественной юридической помощи. Это обусловлено рядом факторов, среди которых можно выделить недостаточность информации о доступных услугах, сложность взаимодействия с организациями, предоставляющими правовую помощь, а также общее недоверие к системе правосудия.

В связи с вышеизложенным, возникает необходимость модернизации и совершенствования организационно-правовой модели оказания бесплатной юридической помощи. В этой связи требуется выработать механизмы, направленные на повышение доступности и качества бесплатной юридической помощи, а также на улучшение взаимодействия между его участниками, включая государственные органы, правозащитные организации и юридические учреждения.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/, свободный.
  2. Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/, свободный.
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.09.1999 № 433 «О правовых консультациях («правовых клиниках») для населения на базе вузов, осуществляющих подготовку юридических кадров» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/, свободный.
  4. Комкова Г.Н. Конституционные гарантии прав человека в России: понятие и классификация // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 3 (39). С. 31.

Поделиться

32

Литвинова К. В. Структурные компоненты организационно-правовой системы бесплатной юридической помощи: анализ и перспективы // Актуальные исследования. 2024. №48 (230). Ч.II.С. 32-34. URL: https://apni.ru/article/10651-strukturnye-komponenty-organizacionno-pravovoj-sistemy-besplatnoj-yuridicheskoj-pomoshi-analiz-i-perspektivy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря