Главная
АИ #48 (230)
Статьи журнала АИ #48 (230)
Понятие звуко-слоговая структура слова

Понятие звуко-слоговая структура слова

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

звуко-слоговая структура слова
онтогенез
структура языка
звук
фонетика

Аннотация статьи

В настоящее время российское образование претерпевает многочисленные изменения, касающиеся не только нормально развивающихся детей, но и детей с отклонениями в речевом развитии. Дети с речевой патологией, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, адаптируется и социализируется в обществе более медленно и качественно по-иному. Чтобы ребенок смог быстро включиться в работу, эффективно взаимодействовать с окружающими, он должен владеть определенными умениями и навыками, главными из которых являются речевые умения.

Текст статьи

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для становления полноценной личности ребенка.

Лексика, грамматика и фонетика входят в единую систему русского языка. В. В. Виноградов отмечал, что в структуре языка, образующего единое целое, все составные части, или элементы ее, находятся в закономерных отношениях, что они закономерно связаны друг с другом.

«Звук – это наименьшая произносительная единица, соответствующая одной артикуляции. Все звуки речи делятся на гласные и согласные. Подобное отличие основывается на акустических и артикуляционных признаках. Звуковой строй языка изучает фонетика».

Л. В. Шерба указывает, что слог – «отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата».

В словаре С. И. Ожегова слог – «это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха».

И. А. Сикорский дифференцируют понятие «звуко-слоговая структура слова» на понятия «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова». Такого же мнения придерживаются Н. Х. Швачкин, А. Н. Гвоздев и др.

Однако Н. И. Жинкин в своих работах подчеркивает единство звуковой и слоговой структур слова. Автор указывает, что «с одной стороны, вне слога не может быть произнесен ни один звук речи и без него не может образоваться ни одна языковая единица. Вместе с тем звуки, синтезируясь в слоговом составе, обеспечивают не только узнавание слов, но и облегчают сцепление самих слогов путем слияния».

А. К. Маркова в своем исследовании показала взаимосвязь и взаимопроникновение звукового и слогового состава слова.

Таким образом, одни исследователи склонны избегать раздробленного использования понятий «звуковая структура слова» и «слоговая структура слова» и стремятся к более общему термину «звуко-слоговая структура слова», другие, напротив, считают эти понятия более или менее автономными и изучают их по отдельности.

Рассматривая термин «звуко-слоговая структура слова», ученые указывают, что данное понятие «определяется как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов».

Поэтому следует рассматривать процесс усвоения звуко-слоговой структуры в двух направлениях: овладение звукопроизношением и ритмико-слоговой структурой слова.

В качестве основы формирования звуко-слоговой структуры слова многие нейропсихологи указывают сложные параметры движений и действий (динамического и ритмического), возможности организации серийно-последовательной деятельности.

В свою очередь физиологи указывают, что речевое движение подчиняется тем же законам и реализуется по тем же механизмам, что и другие произвольные движения.

Н. А. Бернштейн указывает, что сенсорные поля определяют собой уровни построения тех или иных движений. Автор отмечает, что «каждая двигательная задача находит уровень сенсорных корреляций, адекватный смысловой структуре движения, и их перешифровок с языка пространственно-кинематических и динамических представлений на язык фактической мышечной динамики».

Двигательная реакция вербального стимула возможна при наличии скоординированной серийной последовательности артикуляторных актов. «Для произнесения слов требуется хорошо упроченная серийная организация последовательных артикуляций с хорошей денервацией предшествующих движений и плавным переключением на последующие при достаточно пластичном изменении артикуляции того или иного звука».

Нейропсихологические исследования доказывают, что любой серийной двигательной программе присуща ритмическая основа, без ритма действие распадается.

Физиологи И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев указывают, что восприятие ритма у индивидуума зависит от совершенства процессов возбуждения и торможения, от правильности соотношения этих процессов по силе, уравновешенности и подвижности, что предполагает формирование подвижных динамических стереотипов в кортикальных отелах мозга.

К. В. Тарасова, отмечая моторную природу, такой способности индивидуума как «чувства ритма», выделила основные её компоненты:

  • восприятие отношений деятельности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка;
  • восприятие отношений акцентированных и неакцентированных звуковых элементов;
  • восприятие скорости следования звуков.

Таким образом, процесс реализации проговаривания слова рассматривается как серийная организация последовательных артикуляционных движений с предугадыванием и плавным переключением на последующие с обязательным условием функционирования динамического фактора. В процессе вербализации слова как серийного автоматизма одной из важных составляющих является темпо-ритмическая организация артикуляторных движений.

Процесс становления звуко-слоговой структуры слова в онтогенезе происходит постепенно.

Подготовительным периодом к формированию речи считается доречевой этап, в этот период появляются крик, плач, которые способствуют развитию дыхательного, голосового, артикуляционного отделов речевого аппарата ребенка.

Е. Н. Винарская, А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин и другие отмечают, что крик невозможно разложить на звуковые или слоговые структуры, подобие гласных или соединения гласных можно услышать благодаря меняющемуся раствору рта ребенка во время крика.

Н. И. Жинкин определяют роль способности к интонационному подражательству как решающую в формировании слоговой структуры слова.

Таким образом, «звуко-слоговая структура слова определяется как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов. Процесс реализации проговаривания слова рассматривается как серийная организация последовательных артикуляционных движений с предугадыванием и плавным переключением на последующие с обязательным условием функционирования динамического фактора. В процессе вербализации слова как серийного автоматизма одной из важных составляющих является темпо-ритмическая организация артикуляторных движений. В процессе онтогенеза к 3 годам ребенок овладевает звуко-слоговыми особенностями родного языка.

Список литературы

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго, 1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5–7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз, 1999.
  7. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
  9. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. СПб., 2004.
  10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

Поделиться

47

Чигвинцева А. В., Сотникова И. А., Исабекова Е. В. Понятие звуко-слоговая структура слова // Актуальные исследования. 2024. №48 (230). Ч.II.С. 74-76. URL: https://apni.ru/article/10658-ponyatie-zvuko-slogovaya-struktura-slova

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря