Главная
АИ #48 (230)
Статьи журнала АИ #48 (230)
Учебное сотрудничество в совместной деятельности для развития учебной мотивации ...

Учебное сотрудничество в совместной деятельности для развития учебной мотивации подростков

Научный руководитель

Рубрика

Психология

Ключевые слова

мотивация
мотивация учения
подростки
совместная деятельность
учебное сотрудничество

Аннотация статьи

В статье раскрываются возможности совместной деятельности в развитии учебной мотивации подростков. Описывается организация учебного сотрудничества в совместной деятельности: в игре, проекте, в приемах совместной деятельности на уроках.

Текст статьи

Проблема развития мотивации учебной деятельности является актуальнейшей проблемой психологии и педагогики на настоящем этапе развития современной школы. Диагностика и сущность мотивации учебной деятельности получила свое развитие в трудах В. Г. Асеева, Ю. К. Бабанского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Г. И. Щукиной, Л. И. Божович, В. Ф. Паламарчука, В. С. Мерлина, П. М. Якобсона, В. С. Ильина, А. К. Марковой, Н. В. Кузьминой, В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной и др. В исследованиях ученых показана структура мотивации учебной деятельности, механизм возникновения учебных мотивов, а также роль мотивации в осуществлении учебной деятельности. Развитие мотивации учебной деятельности представляет собой один из основных аспектов проблемы целостного развития личности в обучении.

Учебная мотивация – частный вид мотивации, включена в образовательный процесс, характеризуется поэтапным становлением от младшего школьного до старшего подросткового возраста.

Строение мотивации имеет свою иерархию: потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение к учению, интерес.

Классификация включает в себя разделение учебной мотивации по разным основаниям. Выделяют две группы мотивов (по Л. И. Божович): познавательные и социальные; (по П. М. Якобсон): внутренние и внешние и др. классификации.

В качества инструмента повышения учебной мотивации подростков выступает организация их совместной деятельности, которая является оптимальной формой обучения подростков, отвечая их направленности на общение со сверстниками (коллективная творческая деятельности, игра, квест, проект. Различные формы совместной деятельности на уроке).

В психолого-педагогических исследования под совместной деятельностью понимается:

  • деятельность, выполняемая несколькими подростками, создавая коллективное действие, совмещают усилия в реализации совместных действий, путем взаимного дополнения работают получение результата этой совместной деятельности (И.М. Витковсвкая);
  • одна из форм организации групповой работы, направленная на совместное решение задач (И. В. Карасева);
  • деятельность, требующая совместное участие и взаимозависимость участников, имеющая общую цель, четкое распределение обязанностей, и осуществление контроля.

В рамках рассмотрения совместной деятельности учащихся как учебного сотрудничества, И. В. Васильева выделяет следующие его условия: соревнование школьников друг с другом за право называться лучшим; приобретение знания независимо друг от друга, постановка перед собой цели и продвижение к ней; работа в небольших группах.

Для повышения учебной мотивации подростков нами разработан комплекс психолого-педагогических мероприятий.

Цель комплекса психолого-педагогических мероприятий: развитие познавательной, продуктивной мотивации, ответственного, осознанного отношения и положительного эмоционального отношения к процессу учения.

Комплекс психолого-педагогических мероприятий развития учебной мотивации подростков включает в себя реализацию следующих форм совместной деятельности подростков: квест-игра, интеллектуальные игры, проектная деятельность.

Комплекс психолого-педагогических мероприятий включает в себя реализацию в течение 3 месяцев:

1. Реализация игр:

1.1. Квест-игры «Интеллектуальный марафон», web-квест «Реки и озера Земли», 

1.2. Интеллектуальные командные игры: «Победа в жизни каждого…», «Клуб знатоков естественных наук», Игра «О, сколько нам открытий чудных…», «Битва филологов и литературоведов», Игра «МИФ: битва умов».

Например, квест-игра «Интеллектуальный марафон».

Место проведения: кабинеты школы.

Цели и задачи игры:

  • Формирование практических навыков работы с различными источниками знаний: картой, планом, лабораторным оборудованием, спортивным инвентарем.
  • Развить интерес детей к изучению предметов естественно-научного цикла.
  • Способствовать углублению и расширению познавательных процессов, мышления, развитию памяти, формированию наблюдательности, развитию воображения и свободной грамотной речи.
  • Расширить кругозор учеников.
  • Развить умение работать в группе.

Интеграция учебных предметов: химия, биология, география, физика.

Название станций были наклеены на двери кабинетов, где проходили испытания.

Участники игры разбиваются на команды при помощи жеребьевки., получают маршрут и команды отправляются по станциям «Интеллектуального марафона», выполняя задания:

  1. Станция «Тычинки и пестики» (биология).
  2. Станция «Моря и океаны» (география).
  3. Станция «Колбочки и пробирочки» (химия).
  4. Станция «Правила жизни».
  5. Станция «Выход силы» (физика).

После прохождения маршрута, собравшись в начальном пункте, подростки вскрывают конверты и собирают из полученных на каждой станции букв кодовое слово. Команды, по мере составления слова прикрепляют его для демонстрации на доску.

2. Проектная деятельность по разработке, по разработке интеллектуальной игры.

Проект по созданию познавательной игры может включать несколько ролей для подростков. Участники могут выбрать роль в зависимости от их интересов и навыков. Распределение ролей между участниками и возможность исполнения нескольких ролей определены личным выбором участников. Выбор определенной роли в процессе разработки проекта подразумевает, что участник несет ответственность за конкретный этап работы. Роли в проекте: идейный вдохновитель, контент-менеджер, дизайнер, маркетолог, тестировщик, модератор группы, презентатор.

Технология проектной деятельности по разработке игры состоит из нескольких этапов: организационного, этапа коллективного планирования, подготовительного, этапа активной работы, этапа расширения содержания проектной деятельности, итогового (презентация) и рефлексии.

3. Использование приемов совместной деятельности на уроках: например, выполнить задание по «цепочке»; изготовить плакаты – графические опоры; составить к тексту расширяющие, развивающие, репродуктивные вопросы; составить кроссворды по темам или кроссворды – наоборот и другие.

Таким образом, совместная деятельность на уроках и во внеурочной деятельности способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, рефлексию успеха и неудач и собственной учебно-познавательной деятельности.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Академия, 2012. – 179 с.
  2. Васильева И.В. Коммуникативно-личностные характеристики интуиции [Текст] / И.В. Васильева, П.Е. Григорьев // Современная психодиагностика в России. Преодоление кризиса: материалы III всероссийской конференции по психологической диагностике: в 2 т. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2015. – Т.2. – С. 25-29.
  3. Витковская И.М. Технология обучения в сотрудничестве как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников // Известия ВГПУ. 2019. № 3 (136). С. 32-36.
  4. Карасева Т.В. Особенности мотивации ведения здорового образа жизни // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013. № 5. С. 23-24.
  5. Якобсон М.П. К вопросу мотивации учения. СПб.: Речь, 2010. – 217 с.

Поделиться

122

Валетчик А. В. Учебное сотрудничество в совместной деятельности для развития учебной мотивации подростков // Актуальные исследования. 2024. №48 (230). Ч.II.С. 84-86. URL: https://apni.ru/article/10660-uchebnoe-sotrudnichestvo-v-sovmestnoj-deyatelnosti-dlya-razvitiya-uchebnoj-motivacii-podrostkov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января