Основная часть
Педагогика Монтессори считается как педагогический метод, при котором ребенок и его индивидуальность ставятся во главу угла. Монтессори верила в самоценность каждого ребенка. В педагогике Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори считала, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ребенка и что дети должны учиться, следуя собственной мотивации [1].
В школах Монтессори, дети обучаются в собственном ритме и в соответствии с собственными интересами, приобретают уверенность в собственных силах и усваивают изученное наиболее эффективным образом.
Самостоятельность определяется во многих педагогических работах как о социальной значимости, самостоятельности как качества личности, которое определяется направленностью и уровнем активности человека в деятельности [1].
В процессе развития самостоятельности ребенок приобретает умение в решении задач деятельности: умение увидеть цель или выдвинуть ее лично, осознать пути к решению задачи, отыскать методы ее решения, сопоставить полученный результат с целью, привнести коррективы, применяя нужные действия. Самостоятельность ребенка-дошкольника считается признаком его готовности к школьному обучению [2].
Дошкольная организация выполняет важную функцию – подготовку детей к школе. Школьные задания и требования к ним усложняются, и, в результате, от каждого требуется способность самостоятельно решать различные вопросы. Это позволяет предположить, что одним из основных качеств в развитии личности ребенка является самостоятельность, так как самостоятельная деятельность важна для формирования личностных свойств ребёнка и его успешности во взрослой жизни [2].
В развитии самостоятельности выделяются три этапа.
Первый этап – ребенок действует в обычных для него условиях, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (без напоминания идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам убирает после игры игрушки; говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
Второй этап – ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, но близких ситуациях.
На третьем этапе – освоенные правила приобретают общий характер и становится решением для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельная деятельность ребёнка является продуктом подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы. И чем инициативнее ребёнок, тем шире его возможности самостоятельно применять их в новых условиях [3].
Система Монтессори, подразумевает для детей одновременно учебный процесс и увлекательную игру, дисциплину и свободу. Мария Монтессори, автор данной педагогической методики, называла ее «система, где ребенок развивается самостоятельно, опираясь на дидактически подготовленную среду» [3].
Монтессори-детсад учит через подражание таким вещам, как самостоятельно одеваться, мыться, накрывать стол и т. д. Самостоятельность подкрепляется заданиями из практической жизни. Кроме того, обучение в Монтессори - школе оставляет свободное пространство для работы в группах. Дети могут выбирать, с кем они желают совместно работать и над чем, и при этом работа в группе в то же время происходит под наставничеством взрослого как руководителя своего интеллектуального развития.
Ребенок, занимающийся по методике Марии Монтессори, сам выбирает, учится самостоятельности в принятии решений, а взрослые, уважая его детский выбор, создают определенную среду, наблюдают и помогают, когда это необходимо [3].
Предоставляя самостоятельность – это не предполагает вседозволенности. Детей учат соблюдать тишину, не мешать другим детям играть, убирать игрушки. При этом дети должны понимать не только свои, но и чужие границы.
В учебных заведениях по системе Монтессори, рабочее пространство делится на несколько зон, что позволяет педагогам отлично организовать процесс обучения и сохранить при этом порядок, а детям легко ориентироваться во множестве обучающих и развивающих материалов.
Это действительно весомый плюс Монтессори-педагогики: дети получают намного больше свободы и самостоятельности, чем в обычных детсадах, что позволяет им развивать творческий потенциал, учит мыслить нестандартно, лучше контролировать себя и улучшает самооценку [3].
Воспитание свободной, самостоятельной, самоуправляемой и ответственной личности является главной целью. Отсюда девиз образования по Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». «Я сам!» – для педагога это желание ребенка обязательно для исполнения. Монтессори считала, что маленький ребенок, который стремится к самостоятельности, независимости должен уважаться взрослыми, подкрепляться и поддерживаться в процессе воспитания, для того чтобы вырос самостоятельный и ответственный человек [4].
Поверхностный взгляд на педагогику Монтессори может привести к ложному представлению о том, что детям предоставлена неограниченная свобода, определяемая их капризами и сиюминутными желаниями, дети «делают, что хотят». На деле это не так. В педагогике Монтессори свобода имеет свои границы. Так, в потребностях других детей и коллектива «Можно все, что не мешает остальным», «Каждую вещь или предмет нужно вернуть на место» и, кроме того, в необходимости дела «Нельзя ничего не делать», «Начатое дело нужно обязательно довести до конца». Только так можно научиться быть «мастером самого себя», считала Монтессори. Согласна ее системе – свобода означает: свободу передвижения ребенка в дидактически подготовленной окружающей среде, свободу выбора места для деятельности, свободу выбора предметов и дидактического материала для удовлетворения познавательных интересов, свободу в определении продолжительности своей деятельности, свободу выбора уровня образования, свободу коммуникации и объединения в работе с другими детьми.
Только при таких условиях свободной деятельности ребенок учится оценивать свои возможности и принимать решения в связи с выбором материала, места, партнеров и пр., осознает свою ответственность за принятое решение, переживает радость от процесса и результата деятельности, происходящей по внутреннему, а не по внешнему побуждению [4].
Педагог создает и поддерживает связь между ребенком и развивающей предметно-пространственной средой. Он внимательно наблюдает за детьми, при этом ни в коем случае не указывая и не навязывая им свою помощь, но в случае необходимости помогает ровно столько, сколько помощи просит ребенок. Если помощь не требуется, педагог не вмешивается в процесс деятельности ребенка, позволяя ему совершать ошибки и самостоятельно находить их, так как функция контроля заложена в самом дидактическом материале [4].
Для ребенка Монтессори-материалы – это «ключ к миру», благодаря которому он приводит в порядок свои хаотичные представления о нем, структурирует их. Монтессори, считала: «материал... должен быть помощником и руководителем внутренней работы ребенка, иными словами, ребенок не изолирован от мира, ему дается «орудие», с помощью которого можно обладать всем миром и его культурой».
В системе Монтессори существует принцип ограничения и порядка.
Нарушение порядка и восстановление его – сильнейший мотив детских действий, считала Монтессори, так как ребенку нравится видеть предметы своего окружения на одном и том же месте, он старается восстановить этот порядок, если его нарушил. Взрослыми должен требоваться порядок от ребенка, установление ими собственных стерильных форм порядка Монтессори считала недопустимыми. В установлении и поддержании порядка необходимо идти от естественной детской потребности в нем [5].
Кроме порядка важнейшим принципом в подготовленной дидактической среде является ограничение. Так, каждый материал, пособие, вид работы должны быть представлены в единственном экземпляре, чтобы не уменьшать интенсивность восприятия ребенка, окруженного слишком большим количеством материалов. Единственность каждого компонента дидактического материала предназначена также для формирования навыков бесконфликтного социального поведения детей, когда проблемная ситуация, в которой несколько детей желает работать с одним и тем же материалом, разрешается совместными поисками цивилизованного решения: ребенок учится уступать, ждать, договариваться, сотрудничать [5].
Воспитание самостоятельности – одна из основных целей в концепции М. Монтессори. Самостоятельный ребенок – это свободная и независимая личность. Он не зависит от взрослого в удовлетворении своих основных потребностей. Он уверен в своей компетентности, активен в познании и созидании человеческой культуры.
Таким образом, можно сгруппировать основные идеи М. Монтессори, составляющие самостоятельности:
- независимость как стремление к автономности и способность к самообслуживанию,
- уверенность в себе как осознанное чувство своей полноценности и компетентности,
- социализация как потребность и способность жить в обществе,
- заботливое отношение к окружению как стремление к порядку и гуманное отношение к живому,
- саморегуляция деятельности как стремление к самоорганизации и способность к самостоятельной работе,
- продуктивность как потребность в работе и способность к основным видам культурной деятельности.
В Монтессори группе воспитание самостоятельности происходит при помощи определённых средств: свободы выбора, особой позиции педагога, специально подготовленной среды и возможности осуществления самоконтроля [5].
Заключение
Система Монтессори является ярким представителем педагогики свободы. Свобода по Монтессори выражается в способности выбирать наилучшее для себя и другого и реализуется в следующих аспектах: свободе выбора занятия, материала, товарища для совместной работы, свободе общения, которая формирует чувство уверенности, свободе рефлексии, дающей ребенку возможность для обдумывания своих действий. В плане дисциплины представляют интерес сами по себе возникающие ограничения свободы. Свобода ограничивается интересами коллектива, наличием знаний о пользовании тем или иным материалом, правилами игры или учебного труда. Свобода сочетается с дисциплиной, но насильственное принуждение как метод обучения исключается в Монтессори-педагогике [1, 5].