Главная
АИ #48 (230)
Статьи журнала АИ #48 (230)
Можно ли развивать эмоциональный интеллект в системе Монтессори?

Можно ли развивать эмоциональный интеллект в системе Монтессори?

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

метод Монтессори
эмоциональный интеллект
когнитивное развитие ребенка
педагог
нормализация

Аннотация статьи

Монтессори-метод был создан Марией Монтессори – итальянским педагогом, психологом и философом в начале XX века. В основе метода лежит идея о том, что каждый ребёнок уникален и имеет свои потребности и способности к развитию. Монтессори считала, что именно в дошкольном возрасте ребенок обучен многим жизненным навыкам. Дошкольник впечатлителен и более открыт для усвоения социальных и культурных ценностей. Ребенок постигает для выражения 6 базовых эмоций – радость, грусть, злость, интерес, отвращение и страх. По мере взросления, дети учатся выражать свои эмоции определенным способом или подавлять их. Ребенок учится обращать внимание на переживания других людей, понимать их и адекватно реагировать. Ребенок осваивает различные формы экспрессии – выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, а также научиться управлять своими эмоциями в сложных ситуациях.

Текст статьи

Основная часть

Стремясь развить интеллект ребенка, многие уделяют внимание лишь познавательным способностям малыша. Но не стоит забывать о таком важном понятии, как эмоциональный интеллект, то есть умение распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновения. Во многом именно данные способности являются залогом успешной и счастливой жизни человека. Начинать развивать эмоциональный интеллект необходимо уже в раннем возрасте. Метод Монтессори предлагает создавать особую развивающую среду, где ребёнок может изучать мир, развиваться и экспериментировать самостоятельно. Ребёнок обучается через опыт, игру, эксперимент, а не только через теорию и инструкции. Именно в такой среде ребёнок находит материалы, развивающие его навыки, умения и творческие способности. Одним из принципов метода является уважение к ребёнку, его право выбирать, как и что ему изучать. Монтессори метод помогает ребёнку стать самостоятельным, независимым, социально развитым, творческим и здоровым. Он способствует развитию эмоционального интеллекта и помогает ребёнку стать успешным в будущем [2].

Метод, разработанный Монтессори, заключался в том, чтобы стимулировать ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Задача воспитателя – помочь организовать ему свою деятельность, пойти собственным уникальным путем, реализовать свою природу [3].

Психолого-физиологической основой метода М. Монтессори – особенность раннего детства, которую она характеризовала как «абсорбирующий разум». По ее мнению, если взрослые приобретают знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. Просто живя, он учится говорить на языке своего народа, а «в его разуме совершается некий химический процесс».

Особенностями эмоционального интеллекта у младших детей являются: непосредственность и откровение, оптимистичность и позитивность, с легкостью эмоционально отзываются на события, чувствуют страх в учёбе из-за нового опыта и низких оценок, резко меняют эмоциональный настрой, незрело определяют свои и чужие чувства и эмоции [3].

Так, одними из основных принципов, есть множество других условий, которые также обязательны в полноценной Монтессори среде. Это индивидуальный подход к ребенку. В методе Монтессори нет привычной классно-урочной системы, поэтому детям не надо ждать более медлительных сверстников или любой ценой догонять тех, кто уже завершил задание. Этот факт влияет не только на эффективность работы, но и на общий уровень стресса в коллективе. Кроме того, Монтессори разработала разновозрастные группы. Дети прекрасно учатся друг у друга. Разновозрастные группы позволяют побыть и в роли младшего, и в роли старшего. Это отлично развивает коммуникативные навыки и лидерские качества ребенка. А так же развитое внимание – ключ ко всему. Мария Монтессори не раз упоминала, что продуктивное обучение начинается с умения ребенка спокойно и естественно фокусироваться на какой-то одной деятельности [4].

Система М. Монтессори позволяют развивать эмоциональный интеллект у детей. Родительские установки «не кричи», «не смейся так громко», «не злись» и им подобные приводят к понижению эмоционального интеллекта, так как родитель как бы запрещает ребёнку чувствовать и проявлять эмоции [4].

Многими великими педагогами и психологи, включая М. Монтессори, человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта способен находить общий язык с окружающими людьми, внимательно относиться к своим и чужим проблемам, контролировать эмоциональные. К таким людям чаще тянутся другие эмоционально незрелые сверстники. Эмоциональный интеллект тесно связан с психологическим здоровьем – чем он выше, тем человек более уравновешен и менее подвержен психосоматическим заболеваниям [5].

Только при хорошо развитом эмоциональном интеллекте ребенок сможет:

  • поможет в общении;
  • повысит продуктивность в учёбе;
  • научит контролировать себя и эмоции и разбираться в людях;
  • укрепит уверенность в себе;
  • позволит быстро принимать решения [5].

Эмоциональный интеллект – это способность к пониманию своих эмоций и переживаний других людей, умение управлять своим эмоциональным состоянием. Для взрослого это означает умение понимать, что чувствует ребенок, уметь ему сочувствовать, успокаивать и направлять. У детей это качество означает способность сдерживать импульсы, самоконтроль, умение мотивировать себя, понимать социальные сигналы других людей и справляться с успехами и неудачами в своей жизни [5].

Развитый эмоциональный интеллект позволяет гармонично и эффективно взаимодействовать с окружающим миром, лучше понимать себя и других, строить теплые и доверительные отношения с окружающими.

От природы дети открыты и очень эмоциональны. Однако если у ребенка не развит эмоциональный интеллект, ему сложно строить отношения со сверстниками, он игнорирует переживания других или неверно их интерпретирует [6].

Если ребенок учится контролировать свои реакции, реагировать не сиюминутно, успокаиваться, а затем принимать более разумные решения, это говорит о том, что эмоциональный интеллект развивается. Но для этого ребенку нужны инструменты контроля эмоций, соответствующие модели поведения, чтобы выработать навык осознания и адекватного выражения своих переживаний. Опыт показал, что применение методики Монтессори с этой задачей легко справляется, так как прежде всего, взрослые – педагоги и родители помогут в реализации этой задачи. Великий педагог М. Монтессори, отмечала существование особого мира детства, в котором развитие ребенка подчиняется особым законам, а психическое развитие идет успешнее, когда ребенком обретается независимость и внутренняя свобода. В своих исследованиях М. Монтессори отводила педагогу роль наблюдателя, экспериментатора, создателя особых условий для естественного пробуждения у детей интереса к предметному окружению, создателя особой материальной среды с комплексом упражнений для саморазвития и самовоспитания ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. Сегодня Монтессори-педагогика, определив новый способ педагогического мышления в ХХ веке, заняла прочное место в инновационном развитии дошкольного образования во всем мире, в том числе в России ХХI века [6].

Заключение

Специалисты сходятся во мнении, что именно высокий уровень развития эмоционального интеллекта является залогом успешности в жизни. В дошкольном возрасте развитие эмоциональной сферы приобретает особую значимость, так как в этот период у ребенка происходит активное формирование его самосознания и самооценки. У взрослых есть много возможностей способствовать развитию эмоционального интеллекта малыша.

Цель педагогики М. Монтессори – воспитание свободного, самостоятельного человека. В основе системы лежат идеи свободного воспитания: недопустимости насилия над личностью ребенка, его индивидуальной свободы, самоценности, уникальности периода детства, отрицания активного педагогического вмешательства в его развитие, что очень позитивно влияет на развитие эмоционального интеллекта у ребенка [7].

Список литературы

  1. Андрущенко Н.В. «Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия», 2010.
  2. Выготский Л.С. «Проблемы общей психологии», 1982.
  3. Каргапольцева Н.А. «Монтессори-образование: проблема социализации и воспитания личности», 1999.
  4. Ковалева Т.М. «Инновационная школа: аксиомы и гипотезы», 2003.
  5. Любина Г. «Обучение дошкольников «языку чувств», 1996.
  6. Монтессори М. «Дом ребенка. Метод научной педагогики», 2006.
  7. Монтессори М. «Дети – другие» (М. Монтессори – пер. с нем.), 2004.

Поделиться

55

Яковлева С. В. Можно ли развивать эмоциональный интеллект в системе Монтессори? // Актуальные исследования. 2024. №48 (230). Ч.II.С. 77-79. URL: https://apni.ru/article/10666-mozhno-li-razvivat-emocionalnyj-intellekt-v-sisteme-montessori

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря