Главная
АИ #49 (231)
Статьи журнала АИ #49 (231)
Формирование представлений о финансовой грамотности в дошкольном возрасте подгот...

Формирование представлений о финансовой грамотности в дошкольном возрасте подготовительной группы

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

финансы
грамотность
подготовительная группа
финансовая грамотность
методы
формы

Аннотация статьи

Вопрос о формировании финансовой грамотности дошкольников сегодня стоит достаточно обостренно, т. к. система экономических отношений достаточно быстро развивается и совершенствуется, включая в число объектов и подрастающее поколение. Кроме того, в рамках общешкольной программы курс экономики входит в обобщенной форме, не предполагая изучение современных экономических действий и алгоритмов, составляющих экономический процесс. Данная статья направлена на анализ процесса формирования финансовой грамотности как педагогической проблемы, а также краткий обзор форм и методов организации работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников подготовительной группы.

Текст статьи

На сегодняшний день финансовые отношения составляют основу деятельности всего общества. Развитие экономической сферы, модернизация и внедрение новых форм экономических ресурсов обуславливает необходимость расширения просветительской деятельности в вопросе повышения финансовой грамотности населения. Данная проблема приобретает глобальный масштаб. Многие люди попадаются на уловки мошенников, имеют большое количество непогашенных долговых обязательств и в целом находятся в достаточно сложном финансовом положении, что является следствием отсутствия финансово-правовых компетенций. С другой стороны, все больше людей осознают важность финансовой компетентности и становятся более осведомленными о том, как правильно распределять экономические ресурсы, противостоять мошенникам и делать вклады. Это может способствовать уменьшению риска снижения финансового благополучия населения.

Проблема финансовой грамотности подрастающего поколения стала серьезной. Статистические данные говорят о том, что большинство молодых людей не способны грамотно распределить средства, не понимают и не осознают ценности и значения финансовой грамотности. Ситуация усугубляется растущим уровнем долговых обязательств молодых людей. Можно сказать, что каждый второй молодой человек не знает о возможностях инвестиций или вкладов, каждый третий не может распределить собственные деньги. Поэтому сохранение и повышение финансовой грамотности молодого поколения является особенно важным вопросом.

Финансовая грамотность по О. В. Шатаевой представляет собой «способность человека принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов, определять стратегии потребительского и сберегательного поведения, которая дает возможность делать осознанный выбор товара и рациональную оценку его стоимости и качества с учетом страховых рисков» [4, с. 32-41].

Рассматривая финансовую грамотность как компонент экономической культуры, нужно понимать, что это многоаспектное явление, требующее планомерной и четко организованной работы. Данное утверждение нашло отражение в исследованиях А. В. Бояринцевой, согласно которым финансовую культуру необходимо рассматривать как совокупность следующих аспектов:

  • «теоретического (экономические понятия и закономерности);
  • практического (экономическое поведение);
  • этического (система ценностей и убеждений)» [2, с. 12-18].

Финансовая грамотность – один из современных ключевых показателей потенциала страны, который необходимо формировать уже с ранних лет. Современная Федеральная образовательная программа определяет формирование финансовой грамотности как одной из приоритетных образовательных задач дошкольных организаций: «знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности» [5]. Вопросом повышения финансовой грамотности посвящены работы таких отечественных ученых, как Е. А. Замаренковой, Е. Г. Коваленко, А. К. Самохиной, И. А. Сасовой, О. А. Французовой, и других. Они по-разному трактуют определение финансовой грамотности. Формирование финансовой грамотности дошкольников на сегодняшний день является не просто направлением образовательной деятельности дошкольных организаций, а выступает как компонент формирования компетентности дошкольника как будущего гражданина правового государства, готового к продуктивной жизнедеятельности в условиях взаимодействия с социумом [1, с. 11-20]. Экономические отношения уже прочно вошли в ежедневные процессы, что требует обязательной базы экономических знаний и умений, связанных с финансами. В связи с этим государство определило данную проблему как одну из важнейших, что обусловило разработку ряда программ, направленных на создание условий решения поставленной задачи.

Согласно ФОП, в рамках занятий по финансовой грамотности дошкольников подготовительной группы педагоги знакомят воспитанников «с экономическими знаниями, рассказывает о назначении рекламы для распространения информации о товаре, формирует представление о финансовой грамотности человека, обсуждает с детьми назначение денег и их участие в процессе приобретения товаров или услуг, организует проблемные и игровые ситуации для детей, развивает умения планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг, формирует уважение к труду родителей» [5].

Реализация процесса формирования финансовой грамотности дошкольников подготовительной группы представляет собой целенаправленный комплексный подход, основной задачей которого будет выступать приобщение воспитанников к основам финансовых отношений. Основным видом организации дошкольников подготовительной группы выступают интерактивные занятия, специально организованная деятельность, совместная деятельность дошкольников подготовительной группы с воспитателем [3, с. 36-38]. Выбор данных форм не случаен – это способ совместить решение педагогических задач повысить заинтересованность воспитанников и одновременно углубить уровень восприятия и практического освоения.

В области формирования теоретических знаний дошкольников подготовительной группы большое значение приобретает группа словесных методов: напоминания и словесная инструкция, ситуационное общение (групповое и индивидуальное), чтение и анализ художественной литературы, беседы, решение проблемных ситуаций, рассказ. Данные методы применимы в случаях изучения материала и закрепления полученных ранее навыков и умений, а также для анализа прогнозируемых ситуаций.

Для формирования практических умений и навыков особенно ценны формы интерактивных занятий, среди которых особое место занимают мастер-классы, специальные деловые и сюжетно-ролевые игры, мероприятия-квесты, позволяющие моделировать искусственно созданные ситуации экономических отношений. Посредством мастер-классов, игр и специально направленных квестов, проводимых в рамках деятельности секции, будет происходить активное вовлечение дошкольников подготовительной группы в мир финансового движения; цель мастер-классов обеспечить усвоение правовых норм и практических навыков управления финансами. Мероприятия проводятся педагогами, которые помогут воспитанникам разобраться в первичных навыках финансовых отношений. Строящиеся на практико-ориентированном подходе, интерактивные занятия позволят дошкольникам потренироваться на специальных условиях и применить на практике полученные знания. Навыки и опыт, полученные на мастер-классах, окажут положительное влияние на умения и навыки дошкольников подготовительной группы распоряжаться своими финансами, что приведет к повышению общего уровня финансовой грамотности.

Таким образом, можно сказать, что формирование финансовой грамотности представляет собой процесс, направленный на формирование общих представлений воспитанников об экономических отношениях, а также первичных навыков экономических взаимоотношений. Ведущим принципом данного процесса является ориентированность на практическую деятельность, однако работа над теоретическими знаниями также крайне важна. Из форм и методов организации работы нами выделены некоторые из наиболее эффективных, однако современная методическая копилка предлагает широкий спектр методических инструментов, позволяющих достичь педагогических результатов.

Список литературы

  1. Барынина И.В. Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников / И.В. Барынина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2020. – № 2-2. – С. 11-20.
  2. Бояринцева А.В. Психологические проблемы экономической социализации // Педагогика. – 2014. – № 4. – С. 12-18.
  3. Зиновьева Т.А. Педагогические условия формирования финансового воспитания у дошкольников / Т.А. Зиновьева // Научный потенциал. – 2020. – № 1 (28). – С. 36-38
  4. Шатаева О.Т. Вопросы финансовой грамотности российской молодежи / О.Т. Шатаева // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – № 10А. – С. 32-41.
  5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874. – 235 с.

Поделиться

43

Орлова С. П. Формирование представлений о финансовой грамотности в дошкольном возрасте подготовительной группы // Актуальные исследования. 2024. №49 (231). URL: https://apni.ru/article/10673-formirovanie-predstavlenij-o-finansovoj-gramotnosti-v-doshkolnom-vozraste-podgotovitelnoj-gruppy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря