На сегодняшний день финансовые отношения составляют основу деятельности всего общества. Развитие экономической сферы, модернизация и внедрение новых форм экономических ресурсов обуславливает необходимость расширения просветительской деятельности в вопросе повышения финансовой грамотности населения. Данная проблема приобретает глобальный масштаб. Многие люди попадаются на уловки мошенников, имеют большое количество непогашенных долговых обязательств и в целом находятся в достаточно сложном финансовом положении, что является следствием отсутствия финансово-правовых компетенций. С другой стороны, все больше людей осознают важность финансовой компетентности и становятся более осведомленными о том, как правильно распределять экономические ресурсы, противостоять мошенникам и делать вклады. Это может способствовать уменьшению риска снижения финансового благополучия населения.
Проблема финансовой грамотности подрастающего поколения стала серьезной. Статистические данные говорят о том, что большинство молодых людей не способны грамотно распределить средства, не понимают и не осознают ценности и значения финансовой грамотности. Ситуация усугубляется растущим уровнем долговых обязательств молодых людей. Можно сказать, что каждый второй молодой человек не знает о возможностях инвестиций или вкладов, каждый третий не может распределить собственные деньги. Поэтому сохранение и повышение финансовой грамотности молодого поколения является особенно важным вопросом.
Финансовая грамотность по О. В. Шатаевой представляет собой «способность человека принимать обоснованные и ответственные решения в сфере личных финансов, определять стратегии потребительского и сберегательного поведения, которая дает возможность делать осознанный выбор товара и рациональную оценку его стоимости и качества с учетом страховых рисков» [4, с. 32-41].
Рассматривая финансовую грамотность как компонент экономической культуры, нужно понимать, что это многоаспектное явление, требующее планомерной и четко организованной работы. Данное утверждение нашло отражение в исследованиях А. В. Бояринцевой, согласно которым финансовую культуру необходимо рассматривать как совокупность следующих аспектов:
- «теоретического (экономические понятия и закономерности);
- практического (экономическое поведение);
- этического (система ценностей и убеждений)» [2, с. 12-18].
Финансовая грамотность – один из современных ключевых показателей потенциала страны, который необходимо формировать уже с ранних лет. Современная Федеральная образовательная программа определяет формирование финансовой грамотности как одной из приоритетных образовательных задач дошкольных организаций: «знакомить детей с элементарными экономическими знаниями, формировать первоначальные представления о финансовой грамотности» [5]. Вопросом повышения финансовой грамотности посвящены работы таких отечественных ученых, как Е. А. Замаренковой, Е. Г. Коваленко, А. К. Самохиной, И. А. Сасовой, О. А. Французовой, и других. Они по-разному трактуют определение финансовой грамотности. Формирование финансовой грамотности дошкольников на сегодняшний день является не просто направлением образовательной деятельности дошкольных организаций, а выступает как компонент формирования компетентности дошкольника как будущего гражданина правового государства, готового к продуктивной жизнедеятельности в условиях взаимодействия с социумом [1, с. 11-20]. Экономические отношения уже прочно вошли в ежедневные процессы, что требует обязательной базы экономических знаний и умений, связанных с финансами. В связи с этим государство определило данную проблему как одну из важнейших, что обусловило разработку ряда программ, направленных на создание условий решения поставленной задачи.
Согласно ФОП, в рамках занятий по финансовой грамотности дошкольников подготовительной группы педагоги знакомят воспитанников «с экономическими знаниями, рассказывает о назначении рекламы для распространения информации о товаре, формирует представление о финансовой грамотности человека, обсуждает с детьми назначение денег и их участие в процессе приобретения товаров или услуг, организует проблемные и игровые ситуации для детей, развивает умения планировать расходы на покупку необходимых товаров и услуг, формирует уважение к труду родителей» [5].
Реализация процесса формирования финансовой грамотности дошкольников подготовительной группы представляет собой целенаправленный комплексный подход, основной задачей которого будет выступать приобщение воспитанников к основам финансовых отношений. Основным видом организации дошкольников подготовительной группы выступают интерактивные занятия, специально организованная деятельность, совместная деятельность дошкольников подготовительной группы с воспитателем [3, с. 36-38]. Выбор данных форм не случаен – это способ совместить решение педагогических задач повысить заинтересованность воспитанников и одновременно углубить уровень восприятия и практического освоения.
В области формирования теоретических знаний дошкольников подготовительной группы большое значение приобретает группа словесных методов: напоминания и словесная инструкция, ситуационное общение (групповое и индивидуальное), чтение и анализ художественной литературы, беседы, решение проблемных ситуаций, рассказ. Данные методы применимы в случаях изучения материала и закрепления полученных ранее навыков и умений, а также для анализа прогнозируемых ситуаций.
Для формирования практических умений и навыков особенно ценны формы интерактивных занятий, среди которых особое место занимают мастер-классы, специальные деловые и сюжетно-ролевые игры, мероприятия-квесты, позволяющие моделировать искусственно созданные ситуации экономических отношений. Посредством мастер-классов, игр и специально направленных квестов, проводимых в рамках деятельности секции, будет происходить активное вовлечение дошкольников подготовительной группы в мир финансового движения; цель мастер-классов обеспечить усвоение правовых норм и практических навыков управления финансами. Мероприятия проводятся педагогами, которые помогут воспитанникам разобраться в первичных навыках финансовых отношений. Строящиеся на практико-ориентированном подходе, интерактивные занятия позволят дошкольникам потренироваться на специальных условиях и применить на практике полученные знания. Навыки и опыт, полученные на мастер-классах, окажут положительное влияние на умения и навыки дошкольников подготовительной группы распоряжаться своими финансами, что приведет к повышению общего уровня финансовой грамотности.
Таким образом, можно сказать, что формирование финансовой грамотности представляет собой процесс, направленный на формирование общих представлений воспитанников об экономических отношениях, а также первичных навыков экономических взаимоотношений. Ведущим принципом данного процесса является ориентированность на практическую деятельность, однако работа над теоретическими знаниями также крайне важна. Из форм и методов организации работы нами выделены некоторые из наиболее эффективных, однако современная методическая копилка предлагает широкий спектр методических инструментов, позволяющих достичь педагогических результатов.