Дошкольники в силу своего возраста не располагают интеллектуальными способностями, позволяющими дать адекватную оценку текущей ситуации на предмет опасности или угрозы. В связи с этим важно с ранних лет формировать у воспитанников понятие о безопасности в целом и безопасном поведении в различных ситуациях, в частности.
Формирование культуры безопасного поведения представляет собой сложный интегрированный процесс, необходимость которого обусловлена важностью информирования дошкольников в области знаний о правилах безопасности, а также основ практического применения правил безопасности. В связи с этим в программе дошкольного образования проблеме формирования культуры безопасности придается особое значение как в теоретическом материале, так и практических умениях и навыках.
Программа формирования культуры безопасности, рассчитанная на старший дошкольный возраст, предполагает несколько тематических блоков: здоровье ребенка, ребенок на улицах города, ребенок и быт, ребенок и природа, ребенок и общество, эмоциональное благополучие. В связи с этим, рассматривая педагогические задачи формирования культуры безопасности в старшем дошкольном возрасте, можно выделить следующие:
- Воспитание осознанного выполнения правил безопасного поведения.
- Формирование первичных представлений о понятии безопасности, опасности, угрозы, безопасного поведения и правил безопасности.
- Формирование первичных правил безопасного поведения в быту.
- Формирование элементарных представлений о правилах безопасного дорожного движения.
- Воспитание безопасного и осмотрительного поведения в ситуациях, потенциально опасных для человека.
- Формирование осмотрительного поведения в мире природы.
Дошкольный возраст представляет собой специфичный возрастной период, особенности которого заключаются в восприятии необходимого материала в ходе игровой практической деятельности. В связи с этим целесообразно применять следующие формы формирования культуры безопасности:
- Группа словесных методов: напоминания и словесная инструкция, ситуационное общение (групповое и индивидуальное), чтение и анализ художественной литературы, беседы, решение проблемных ситуаций, рассказ. Данные методы применимы в случаях изучения материала и закрепления полученных ранее навыков и умений, а также для анализа прогнозируемых ситуаций.
- Группа практико-ориентированных методов: игровые упражнения, моделирование ситуации, практические треннинги, подготовка инсценировок, изготовление брошюр и книг-самоделок, выполнение проектной деятельности и исследований, встречи с представителями специальных служб. Методы практико-ориентированной группы направлены на закрепление умений и навыков безопасного поведения, а также формирование условий для применения теоретических знаний на практике в искусственно созданной ситуации.
- Группа наглядных методов: ориентир на жизненный опыт окружающих (семьи, взрослых, воспитателей), просмотр видеоматериала (обучающие мультфильмы, видеоролики, видеоуроки, онлайн-уроков), демонстрация наглядного электронного материала (презентации, электронные энциклопедии, коллажи), просмотр драматических спектаклей и представлений, наблюдения. Данные методы применимы в случаях изучения материала и закрепления полученных ранее навыков и умений.
Рассматривая формы организации деятельности воспитанников старшей возрастной группы, позволяющие реализовать осуществление процесса формирования культуры безопасного поведения, мы можем выделить следующие наиболее продуктивные:
- Ежедневные минутки безопасности: проведение небольших опросов, бесед или кратких напоминаний, позволяющих закрепить знания и практические умения безопасного поведения старших дошкольников.
- Специально организованная деятельность воспитанников. Сюда входит организация специальных экскурсий, проведение развлекательно-воспитательных мероприятий, создание искусственных условий для применения теоретических знаний и практических умений безопасного поведения.
- Целевые прогулки. Данная форма осуществляется за счет организации прогулок воспитанников к точкам перспективных угроз – дорога, демонстрация щитка электричества и т. д.
- Организация совместной деятельности воспитателя и старших дошкольников. Данная форма включает в себя проведение тренингов, бесед, чтение художественной литературы, инсценировка ситуаций правильного и неправильного безопасного поведения, проведение сюжетно-ролевых игр на тему безопасной культуры.
Особое место занимает система взаимодействия с родителями. Деятельность дошкольной организации направлена на формирование первичных знаний, умений и навыков по применению правил безопасного поведения в различных экстренных ситуациях. Однако данных мер недостаточно в силу специфических особенностей дошкольного возраста, требующих систематического подхода и практико-ориентированной деятельности. В связи с этим целесообразно выстраивать работу по взаимодействию с родителями как одним из главных партнеров и помощников в закреплении освоенных правил и умений безопасного поведения.
В качестве методической литературы, которая может позволить подобрать материал для формирования культуры безопасного поведения старших дошкольников, мы можем предложить следующие примеры пособий:
- Детская безопасность. Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей (И. А. Лыкова).
- Учебно-методическое пособие «Опасные предметы, существа и явления» (И. А. Лыкова).
- Учебно-методическое пособие «Огонь – друг, огонь – враг» (И. А. Лыкова).
- Учебно-методическое пособие «Дорожная азбука»
- Дидактический материал «Что такое хорошо и что такое плохо?» (И. А. Лыкова).
- Безопасность. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева).
Таким образом, мы можем заключить, что работа над формированием культуры безопасного поведения представляет собой комплексный процесс, строящийся на нескольких принципах – интеграции, учете психолого-педагогических особенностей старших дошкольников, применении активных методов и форм обучения, применение наглядностей и практико-ориентированной деятельности как одних из ведущих методов работы по воспитанию культуры безопасного поведения.