Главная
Конференции
Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности
Понятие психолого-педагогического сопровождения как научной категории

Понятие психолого-педагогического сопровождения как научной категории

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

сопровождение
педагогика
категория
психология

Аннотация статьи

Вопросы совершенствования образовательного процесса, в особенности обучения несовершеннолетних, принимают крайне актуальное значение. В данной связи крайне важным является изучение института психолого-педагогического сопровождения, при этом, не представляется возможным исследование основных элементов любого института без определения его понятия.

Текст статьи

Первая попытка представить определение феномена «психолого-педагогическое сопровождение» была предпринята в середине 90-х годов прошлого столетия такими исследователями, как Г. Л. Бардиер, И. А. Ромазан, Т. Н. Чередникова. Ученые понимали под психолого-педагогическим сопровождением концептуальный подход к организации работы с дошкольниками и детьми младших классов, а также сопровождение естественного развития ребенка с предупреждением всякого возможного искажения и торможения [18].

Само понятие «сопровождение», как указывает Т. Г. Ковкова, предполагает три взаимосвязанных элемента: путника, путь и сопровождающего, который идет рядом с путником, поддерживает его в трудных жизненных ситуациях [6].

В российской педагогике была создана по-настоящему научная концепция воспитания и сопровождения молодого человека на основе практически всех наук о человеке [19]. В данном понятии заложены такие составляющие, как наличие совместных действий того, кто сопровождает и сопровождаемого, а также присутствие между ними различных отношений и связей, тесное взаимодействие между участниками процесса сопровождения.

Проблема психолого-педагогического сопровождения раскрывается в трудах Е. И. Казаковой, которая считает, что основой данного феномена является системно-ориентированный подход к развитию человека, а важнейшим его положением выступает опора на внутренний потенциал развития субъекта. По мнению автора, «Сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия, сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка» [6].

М. М. Семаго в определении понятия «сопровождение» акцентирует внимание на двух методологических подходах. В основе первого заложены принципы гуманистической парадигмы сопровождения детей и подростков, создания для них благоприятных условий успешного обучения и развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей [17]. Сопровождение в рамках второго подхода рассматривается как система мер, направленных на поддержание нормального функционирования ребенка в образовательной среде, создание условий, предупреждающих дезадаптацию детей и подростков.

В. В. Ткачева, Е. Ф. Архипова, Г. А. Бутко отмечают, что оба подхода схожи по содержанию и направленности, но второй из них исходит из ограниченности возможностей адаптации ребенка в образовательной среде и базируется на определении критериев зоны дезадаптации и зоны риска по дезадаптации как границ, за которые обучающая среда не должна выходить. Данный подход и определяет содержание психологического сопровождения специалистов [15].

К. В. Педько предлагает рассматривать сопровождение как метод, способный обеспечить создание условий для принятия индивидом оптимальных решений в ситуациях выбора. Автор отмечает, что сопровождение – это комплексный метод, в котором взаимодействуют специалист или специалисты (психолог, педагог, медик) и сопровождаемый (обучающийся). Целью данного сопровождения является помощь обучающемуся в разрешении проблем личностного развития [14].

Л. А. Кириеева, И. И. Мамайчук считают, что психолого-педагогическое сопровождение должно быть представлено как «особый вид помощи ребенку, позволяющий успешно ему развиваться в образовательных условиях» [11]. В исследованиях данного феномена отечественный психолог И.А. Липский указывает, что сопровождение – это направление, а также технология в профессиональной деятельности психолога. Автор считает, что процесс сопровождения надо рассматривать как непосредственное или опосредованное взаимодействие психолога, педагога, школьников, позволяющее решать проблемы разного рода у учащихся [9].

Психолого-педагогическому сопровождению посвящены труды И. В. Карпенковой, которая указывает на движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание помощи и поддержки в определении возможных путей развития личности. Основной акцент в своих исследованиях она делает на психологическом сопровождении учащихся в вопросах индивидуальных образовательных траекторий развития и профессионального самоопределения [5].

И. В. Карпенкова отмечает, что сопровождение должно включать в себя организационные, диагностические, обучающие и развивающие мероприятия, направленные на обеспечение успешного профессионального будущего человека [5].

И. А. Курочкина, анализируя педагогические аспекты понятия «сопровождение», подчеркивает, что оно может трактоваться как помощь субъекту в «формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет только субъект» [8].

Сопровождение обучающегося на каждом важном для него этапе выступает залогом его успешной социализации, особенно в условиях образовательной организации.

Психолого-педагогическое сопровождение, согласно определению И. А. Ивановой, – это один из видов профессиональной деятельности психолога, направленной на «создание социально-психологических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия» [4].

Как систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий, понимает психолого-педагогическое сопровождение Е. А. Чекунова [20].

В своих научных исследованиях, Е. А. Савина указывает, что сопровождение – система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе [16].

С точки зрения системно-ориентационного подхода В. В. Ткачева, Е. Ф. Архипова, Г. А. Бутко рассматривают сопровождение как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития [15].

Понятие «сопровождение» Н. Н. Павлова определяет как «направленную психологическую помощь на развитие и саморазвитие самосознание личности, запускающую механизмы саморазвития и активизирующую собственные ресурсы человека» [12, с. 42].

С точки зрения Т. В. Косенковой, психолого-педагогическое сопровождение – это модель организации психологической службы в образовательном учреждении, «отражающая всю систему накопленных в психологической науке теоретических представлений о практической деятельности школьного психолога. Обучение и психическое развитие детей выступают в данной модели объектами сопровождения, а взрослые, включенные в образовательный процесс (родители, педагоги, психологи), рассматриваются как субъекты сопровождения, которые призваны обеспечить оптимальные условия для многостороннего развития обучающихся» [7].

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях социальной среды, по мнению О. Н. Веричевой, является важным видом деятельности педагога-психолога. Под сопровождением автор понимает «недирективную форму взаимодействия, в рамках которой обратившимся оказывается психологическая помощь, направленная на всестороннее развитие личности, на основе активизации ее собственных ресурсов» [2].

Ю. А. Белополова рассматривает психолого-педагогическое сопровождение как единство деятельностей всех участников педагогического процесса, ориентированное на создание условий для гармоничного развития ребенка на протяжении всего дошкольного и школьного периодов жизни при максимальном сохранении личностной свободы и формировании ответственности [1]. Основной целью сопровождения является создание и поддержание в образовательном учреждении безопасной развивающей среды, способствующей максимально полному развитию потенциала каждого ребенка.

Таким образом, анализ изложенного материала позволяет прийти к следующим основным выводам.

Психологическое сопровождение неоднозначно по своему определению.

Психолого-педагогическое сопровождение уже не просто представляет собой сумму разнообразных методов коррекционно-развивающей работы только с детьми, но и выступает как комплексная технология, как особая культура поддержки и помощи всем участникам образовательного процесса в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

Список литературы

  1. Белополова Ю.А. Основные направления психолого-педагогического сопровождения семей с детьми-инвалидами. Молодой ученый. 2016. № 2.
  2. Веричева О.Н. Социальная реабилитация молодых инвалидов как основа интеграции их в общество. Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 1.
  3. Романюк Л.В. Проблема гуманизма в русской педагогике второй половины ХIХ века: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Л.В. Романюк. – Москва, 1997. – 140 с. – EDN NLIXXV.
  4. Иванова И.А. Особенности родительско-детских отношений в семьях, воспитывающих детей с проблемами в развитии. Коррекционная педагогика: теория и практика. 2017. № 3.
  5. Карпенкова И.В. Психологические аспекты социальной реабилитации родителей, имеющих детей с проблемами в развитии. Внешкольник. 2017. № 2.
  6. Ковкова Т.Г., Рюмина Ю.Н. Специфика социальной работы с детьми с ОВЗ в стационарном учреждении. Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2013. № 4.
  7. Косенкова Т.В. Эволюция формирования института реабилитации детей с ОВЗ. Социально-гуманитарные знания. 2015. № 5.
  8. Курочкина И.А. Работа с семьями, имеющих детей с ОВЗ: материалы Международной научно-практической конференции. Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2017.
  9. Липский И.А. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях социальной сферы: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2012.
  10. Любезнова Е.В. Семья как развивающая среда для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017; № 1.
  11. Мамайчук И.И., Кириеева Л.А. Психолого-педагогическая помощь семье. Санкт-Петербург: Питер, 2017.
  12. Павлова Н.Н. Повышение педагогической компетентности родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с органическим поражением ЦНС. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 3. С. 42.
  13. Веричева О.Н. Социальная реабилитация молодых инвалидов как основа интеграции их в общество. Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 1.
  14. Парнонс Т. Психология личности. Санкт-Петербург: Питер, 2014.
  15. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник под редакцией В.В. Ткачевой. Москва: Издательский центр «Академия», 2017.
  16. Савина Е.А. Особенности материнских установок по отношении к детям с нарушениями в развитии. Вопросы психологии. 2018. № 6.
  17. Семаго Н.Я. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие. Москва: МГППУ, 2012.
  18. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. Москва: Академия, 2014.
  19. Ушинский К.Д. Проблема гуманизма в русской педагогике второй половины ХIХ века.
  20. Чекунова Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение развития личности с ОВЗ. Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 6.

Поделиться

125

Краснова Е. Д., Романюк Л. В., Мельникова Л. В., Толкачева Н. Н. Понятие психолого-педагогического сопровождения как научной категории // Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 114-118. URL: https://apni.ru/article/10679-ponyatie-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-kak-nauchnoj-kategorii

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января