Анализ технико-тактических действий игроков в футболе

В современном футболе огромную роль играет индивидуальное мастерство отдельно взятых футболистов и умение своевременно и рационально применить арсенал своих технических приёмов в игровых условиях. В данной статье мы решили рассмотреть значимость технико-тактических действий игроков различных амплуа, а также эффективность их применения в игровых условиях.

Аннотация статьи
тактика
футбол
игровые амплуа
техника
статистика
Ключевые слова

Современные исследования показывают, что игровые амплуа футболистов, связанные с решением конкретных задач на поле, определенным образом влияют и на структуру соревновательной деятельности команды. Поэтому игрокам определенных игровых амплуа необходимы высокие уровни тактического и технического мастерства при выполнении вполне конкретных тактико-технических действий (далее – ТТД), что позволяет эффективно осуществлять возложенные на них функции [1].

С этих позиций особое значение приобретает определение значимости конкретных приемов для игроков различных амплуа. Очевидно, что такая информация позволит объективно оценивать регистрируемые показатели соревновательной деятельности конкретных спортсменов, индивидуализировать подбор специализированных средств тренировки, а также оптимизировать отбор игроков в команду.

Индивидуальные тактические действия полевых игроков в нападении включают в себя атакующие действия без мяча, характеризующиеся выполнением [2]:

1. «Открывания» – означает выход игрока на свободную позицию, дающую возможность освободиться от опеки соперника, оторваться от него.

2. «Отвлечение соперников» – это перемещение одного или нескольких игроков в определенную зону в целях увода за собой опекунов и создания свободной зоны для индивидуальных действий партнеров.

3. Создание численного преимущества в отдельных зонах игрового поля. В тех случаях, когда атакующий игрок не может справиться в единоборстве с соперником, один из его партнеров перемещается в эту зону, создавая здесь численное преимущество.

Индивидуальные тактические атакующие действия с мячом включают применение ведения и финтов, а также ударов по воротам в различных игровых ситуациях [4].

Групповые действия в атаке. Как правило, той команде, которая владеет мячом, приходится решать задачу взятия ворот путём различных комбинаций и взаимодействий игроков атаки [3].

Комбинации в игровых эпизодах. Комбинации в игровых эпизодах представляют собой взаимодействие игроков в парах, тройках или с применением «взаимозаменяемости». К взаимодействиям в парах относятся такие комбинации, как «игра в одно – два касания», «стенка», «скрещивание». К взаимодействиям трех партнеров относятся комбинации: «игра в одно – два касания», «смена мест», «пропускание мяча». «Взаимозаменяемость» наиболее эффективна и имеет самые большие перспективы. Основной ее целью является обыгрывание соперников за счет перехода игрока из своей линии в линию своего партнера, после того как тот “увел” оттуда противодействующего ему соперника. Такой приём характерен для тактически грамотных команд с хорошим функционалом возможностей [3].

Розыгрыш стандартного положения является одной из опаснейших ситуаций в атаке. Команды, которые используют оборонительную манеру игры, очень часто используют стандартные положения для создания угрозы на ворота противника [6].

Командные действия в атаке включают в себя: быстрое нападение и позиционное нападение.

Суть быстрого нападения в том, что после успешного отражения атаки противоположной команды, овладевшие мячом, стремительно переходят к нападению на ворота соперников, пользуясь тем, что игроки последней не успели организовать свою оборону.

Наиболее распространенным видом организации атакующих действий команды является позиционное нападение. Оно создает возможность длительного контроля над мячом, так как комбинации осуществляются с помощью коротких и средних передач. При этом часть передач выполняется поперек поля, особенно при подключении к атаке игроков защитной линии. Длительное время, затрачиваемое на развитие атаки, позволяет обороняющимся перегруппировать свои силы и надежно перекрыть наиболее опасные для взятия ворот зоны. Организованная оборона, в свою очередь, требует от атакующих выполнения серии комбинаций. Совершенно очевидно, что преодолеть массированную оборону малыми силами удается крайне редко, а значит, в атаку необходимо включать значительное число игроков для создания численного преимущества на отдельном участке поля. Но все игровые действия связаны со схемой игры команды [5].

Схема «4-3-3». В созидании задействованы все полузащитники и нападающие. Часто к атаке подключается центрбек, крайние защитники. Благодаря этому на поле противника в определенный момент могут оказаться все полевые игроки. Большая ответственность лежит на центральном полузащитнике, потому что именно он обязан контролировать центральную зону и быть основным конструктором атак.

Схема «4-2-3-1». Схема позволяет достигнуть баланса между обороной и атакой, а также динамично менять рисунок игры на основе поставленных задач и текущего положения. В защите ворот участвуют все игроки команды. Оба опорных полузащитника выполняют большой объем работы. Стопперы и крайние хавбеки образуют дополнительную линию защиты. Атакующий полузащитник и форвард нападают на противника и усложняют игровые комбинации. В игре есть только один чистый нападающий.

Схема «4-4-2». На поле 4 защитника 4 полузащитника и 2 нападающих. Фланговые хавбеки активно подключаются к атакам и помогают нападению посредством фланговых прорывов и навесов благодаря хорошей начальной скорости и дриблингу. Ключевое преимущество схемы - возможность быстрого внесения изменений по ходу матча с помощью всего лишь одной замены.

Тактика игры в защите. В футболе тактика игры в обороне предполагает такую организацию действий защищающейся команды, которая позволила бы нейтрализовать атаки соперников.

Защищаясь, команда должна так построить свою игру, чтобы максимально затруднить взаимодействия между атакующими, предотвратить их проникновение в зону перед своими воротами, не дать им возможности наносить удары по воротам. Одновременно обороняющиеся должны стараться создавать условия для отбора мяча у соперников и организовать начало атаки своей команды.

Вот почему тактика игры в обороне требует к себе самого серьезного отношения. В командах, уделяющих тактической подготовке повышенное внимание, отмечается согласованность действий игроков, знание всеми игроками своих функций, высокая игровая дисциплина.

Выбранная командой рациональная тактика игры в обороне может стать эффективным оружием во встречах с превосходящим по силам соперником. Как и в атаке, игра в обороне состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.

Индивидуальные действия в обороне включают: действия обороняющегося против соперника без мяча и действия обороняющегося против соперника с мячом, которые состоят из отбора мяча, противодействия передачам, ведению и финтом, ударам по воротам.

Групповые действия в обороне. Групповые действия в обороне направлены на противодействие комбинационной игре противоположной команды посредством своевременного разбора атакующих соперников, подстраховки партнеров, переключения при опеке с одного на другого соперника, группового отбора мяча.

Однако, для того, чтобы эти характеристики можно было использовать в качестве критериев, которые, соответствуя требованиям коллективной игры, позволили бы оценить возможности конкретных игроков в реализации этих требований, необходим учет последовательного усложнения выполнения технических элементов, составляющих технико-тактические действия данной команды.

Весьма важным и основополагающим является период перехода игроков из юношеского во взрослый футбол. Имеется в виду то обстоятельство, что для каждого юного футболиста (15-17 лет), в зависимости от его подготовленности, должен осуществляться дальнейший спортивный путь. В связи с этим встает вопрос индивидуализации тренировочного процесса футболистов 15-17 лет, которая должна включать следующие составляющие:

  • определение уровня технико-тактической подготовленности игрока;
  • выявление и прогнозирование его спортивной одаренности, т.е. с учетом какого уровня команды следует вести спортивную подготовку;
  • определение комплексов технико-тактических заданий, с учетом дальнейшего спортивного совершенствования, применительно к команде определенной лиги;
  • текущий и этапный контроль технико-тактической подготовленности футболиста;
  • определения качества переноса элементов технико-тактической подготовленности на соревновательную деятельность.

Учитывая вышеизложенное, очевидна необходимость определения модельных характеристик технико-тактических действий юных футболистов 15-17 лет.

На основе материалов, размещенных в интернете определены количественные показатели выполнения ТТД игроками в возрасте 15-17 лет в зависимости от игрового амплуа [8]:

  • защитники – короткие и средние передачи, отбор мяча, игра головой, перехват. Выполнение длинных передач с процентом брака 25-39%, отборов мяча – 45-25%, перехватов – 45-36,5%, игра головой – 15-10%, обводка – 26,5-22,5%;
  • полузащитники – короткие, средние, длинные передачи, ведение и обводка соперника. Наибольший процент брака при выполнении длинных передач 33,3-43,3%, обводка – 40-28,6%, отбор мяча – 40-23,3%, удары в ворота – 26-24,3%;
  • нападающие – короткие и средние передачи, удары по воротам. Брак составляет при выполнении длинных передач 40-50%, обводок – 40-33%, отборов мяча - 66-33%, перехватов – 66-33%, ударов в ворота - 30-25%. Реже используют ведение мяча.

Результаты исследований технических действий юных игроков в соревнованиях свидетельствуют о том, что они в сложных условиях не могут точно и быстро выполнять разнообразные технические приемы. В экстремальных условиях становится более низким показатель игровой активности юных футболистов и изменяется соотношение различных ТТД в общем их объеме. Число действий оборонительной направленности увеличивается, а атакующих – уменьшается. Это способствует тому, что попадая во взрослый футбол, юный футболист в силу психо – эмоциональных особенностей может не показать свой максимум.

К 16-17 годам, количественные и качественные значения ТТД в условиях соревновательной деятельности по данным наших исследований приближаются к аналогичным показателям профессиональных спортсменов.

В структуре ТТД у 15-летних и 17-летних отмечены достоверные различия: в передачах мяча назад, поперек, вперед, введениях, ударах в ворота ногой и объеме всех ТТД за игру. Различий в структурных соотношениях TTД футболистов этих возрастов не обнаружено: в длинных передачах, прострелах, обводке, отборе, перехватах, единоборствах за мяч, в игре головой, ударах в ворота головой.

Распределение приоритетных групп ТТД по их удельному весу в структуре СД имеет большое значение для технико-тактической подготовки юных футболистов.

Индивидуальные действия отдельных "звезд" в современном футболе все больше и больше подчиняются коллективной игре. Однако это вовсе не умаляет роли индивидуально сильных игроков, которые становятся лидерами команды. Да и импровизация носит теперь не только индивидуальный, но и коллективный характер, что делает неожиданными командные действия и дезорганизует соперников.

На соревновательную результативность футболистов оказывает влияние разносторонность технико-тактических действий. В свою очередь показатели разносторонности технико-тактических действий в условиях соревновательной деятельности подвержены вариативности и зависят от ряда факторов:

1) волевой установки, которая определяется значимостью матча и, следовательно, конкретным результатом;

2) частных задач, стоящих перед отдельным футболистом;

3) квалификации соперника;

4) уровня подготовленности своей команды и некоторых других условий;

5) условий проведения футбольного матча.

Уровень тренировочной разносторонности технико-тактических действий футболистов должен соответствовать соревновательному уровню технико-тактических действий.

Технико-тактическая подготовленность футболистов – один из важнейших показателей, характеризующих уровень мастерства квалифицированных спортсменов.

Только с помощью эффективного применения технико-тактических действий можно добиться положительного результата. Технико-тактическая подготовленность футболистов в немалой степени трансформируется, усложняется в связи с изменениями особенностей и специфики соревновательной деятельности. Направленному совершенствованию в тренировочном процессе должны подвергаться те стороны техники и тактики игры, которые учитывают специфичность вида спорта и дают наибольший вклад в повышение эффективности технико-тактических действий футболистов в процессе соревновательной деятельности. Поэтому данной стороне технико-тактической подготовки квалифицированных футболистов необходимо уделять самое серьезное и пристальное внимание.

Для того чтобы добиться наилучших результатов в мгновенно меняющихся игровых положениях, футболист должен владеть всем богатством разнообразия технических приемов и способов, уметь выбрать наиболее подходящий прием или сочетание приемов, быстро и точно их выполнить. Критерии высшего технического мастерства:

  • свободное владение оптимальным объемом приемов и способов для полноценного выполнения заданных игровых функций в сочетании с двумя – тремя коронными приемами нападения и защиты;
  • точность и эффективность выполнения указанных приемов;
  • стабильность выполнения приемов при влиянии сбивающих факторов – значительном утомлении, психологическом напряжении, трудных внешних условиях и т.д.;
  • умение управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника;
  • надежность выполнения приемов, которая определяется высокой точностью на протяжении многодневного турнира, от матча к матчу без существенных отрицательных отклонений.

Техника игроков экстр-класса отличается высоким уровнем стабильности выполнения.

Совершенствование технико-тактического мастерства футболистов проходит более эффективно, если учитываются факторы, которые влияют на успешность процесса технико-тактической подготовки. К ним относятся:

  • уровень развития специальных физических качеств;
  • уровень овладения техникой приемов и способами их выполнения;
  • уровень овладения индивидуальными тактическими действиями при выполнении технических приемов;
  • надежность опорно-двигательного аппарата и систем организма, несущих основную нагрузку при многократном выполнении технико-тактических действий в игре;
  • полнота владения системой знаний.

С целью более высокого уровня организации педагогического контроля и обоснования выводов о техническом мастерстве футболистов учитывают ряд показателей, качественно и количественно характеризующих состояние техники соревновательной деятельности. Такой контроль может быть рациональным только в том случае, если в его структуру в качестве объективных критериев будут включены такие характеристики как объём, разносторонность, надежность, рациональность технической подготовленности, эффективности владения техникой игры и своевременность применения различных технических действий и их освоенность.

По нашему мнению, применение любого тактического действия игроков зависит от модели игры, установки и конкретных задач на игру команды. В современном футболе чётко усваивается тенденция на индивидуальные действия, поэтому так ценятся игроки в своих амплуа умеющие эффективно и своевременно применять технические приёмы в игре.

Текст статьи
  1. Губа, В.П. Организация учебно-тренировочного процесса футболистов различного возраста и подготовленности: учеб. пособие / В.П. Губа, А. В. Лексаков. – М.: Советский спорт, 2012. – 176 с. : ил.
  2. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: Учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования / Ю.Д. Железняк, В.П. Савин, Ю.М. Портнов, А.В. Лексаков под ред. Ю.Д. Железняка.
  3. Голомазов, С.В. Футбол. Закономерности игры и тенденции развития техники: метод разработки для слушателей ВШТ. Вып. 1 / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва; Рос. гос. акад. физ. культуры. - М., 1997. - 43 с.
  4. Андреев, С.Н. Футбол – твоя игра [Текст] / С.Н. Андреев. - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
  5. Сагасти, P.P. Технико-тактическая подготовка квалифицированных футболистов: метод. разработка / Р.Р. Сагасти. - М., 1989. - 38 с.
  6. Лапшин, О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов: метод. пособие /О.Б. Лапшин. – М.: Человек, 2014. – 176 с.
  7. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: Учебник для студ. учреждений высшего профессионального образования /Ю.Д. Железняк, В.П. Савин, Ю.М. Портнов, А.В. Лексаков под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – 7-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 520 с.
  8. Антоненко, О. Все, что вы хотели знать об английском футболе [Электронный ресурс] // Корр. Олег Антоненко, Виктор Нехезин и Александр Баранов. 2016.
Список литературы