Воспитательная работа: понятие, функции, формы

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

воспитание
работа
функция
форма

Аннотация статьи

Воспитательная работа является важным элементом в обучении, именно в данной связи крайне важно научное изучение ее фундаментальных основ

Текст статьи

В нашем постперестроечном обществе снижение уровня воспитательной работы в образовательных организациях привело к пугающей невоспитанности молодого поколения.

По определению ряда ученых, воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности [5, 6].

В диссертационной работе Л. В. Романюк отмечено, что «JI. Н. Толстой трактует воспитание как способствование гармонии нравственных качеств, которые он считал врожденными. Свободу воспитанника он характеризует как свободу суждений, оценки, выбора поступков, творения добра для окружающих, право жить в мире, отсутствие принуждения в обучении, самостоятельность в познавательной деятельности в форме свободного творчества и сотворчества со взрослым наставником».

В этой связи цель воспитательной работы на современном этапе связана с созданием условий для активной жизнедеятельности обучающихся, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения их потребностей в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Достижение поставленной цели возможно при условии успешного решения следующих задач:

  • формирование мировоззрения и системы базовых ценностей личности;
  • приобщение студенчества к общечеловеческим нормам морали, национальным устоям и академическим традициям, воспитание студентов в духе университетского корпоративизма и солидарности, профессиональной чести и научной этики;
  • обеспечение развития личности и ее социально-психологической поддержки, формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

Успешное решение поставленных задач позволяет обеспечить условия для становления и самореализации студента, будущего специалиста, обладающего мировоззренческим потенциалом, высокой культурой и гражданской ответственностью, владеющего способностями к профессиональному, интеллектуальному и социальному творчеству [1].

Необходимо выделить функции воспитательной работы:

Первая функция – организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников.

Существуют обобщенные методики организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.).

Вторая функция – регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми.

Третья функция – информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса.

По количеству участников формы могут быть:

  • индивидуальные (педагог–студент);
  • групповые (педагог–группа студентов).

К групповым формам работы можно отнести творческие группы, органы самоуправления. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между студентами, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.

К групповым относят также парную работу учащихся.

Индивидуальная форма воспитательной работы. Она не предполагает непосредственного контакта с другими студентами и по своей сущности не что иное, как самостоятельное выполнение студентами одинаковых для всей группы заданий.

К индивидуальным формам работы относятся: беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи [4].

Воспитательную работу выделяют по следующим направлениям:

1. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся, включающее в себя историко-краеведческое, военно-патриотическое, социально-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое воспитание:

  • Патриотическое воспитание, направленное на формирование патриотизма как качества личности, проявляющегося в любви к своему Отечеству, готовности служить своей Родине. Патриотическое воспитание сопровождает процесс включения студентов в активный созидательный труд на благо своего а, города (села), Родины.
  • Правовое воспитание, которое заключается в формировании у учащихся правовых знаний, ответственного отношения к соблюдению законов, единства правового сознания и поведения [3].

Основная задача государственной политики в области воспитания – это воспитать гражданина-патриота, одухотворенного идеалами добра и социальной справедливости. Воспитание уважения и преданности своей Родине, глубокое разъяснение понятия конституционного долга гражданина, сущности внутренней и внешней политики Российской Федерации – важнейшая цель воспитательной деятельности в современных условиях. Педагогам в процессе гражданско-патриотического воспитания учащейся молодежи важно уметь расширить ее интересы, показать зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, всей страны.

2. Духовно-нравственное воспитание студента, должно формировать у молодого поколения верное понимание этических ценностей, правильного видения основополагающей роли семьи в обществе, преданность идеалам добра, справедливости, милосердия и патриотизма.

Реализация духовно-нравственного воспитания возможна в аспектах:

  • культурно-историческом (на основе примеров отечественной культуры);
  • нравственно-этическом (в контексте нравственного учения о человеке, цели его жизни);
  • этнокультурном (на национальных традициях и обычаях народа).

3. Современные информационные технологии и телекоммуникации значительно расширили возможности человека в его интеллектуальном, профессиональном и личностном развитии. Однако, став мощным средством познания, преобразования мира и самого человека, информационные технологии в то же время превратились для него в самую серьезную угрозу.

В настоящее время перед обществом стала проблема информационно-психологической безопасности. В этой связи одной из насущных задач современных педагогов становится защита психики молодежи путем формирования у нее информационной культуры.

4. Формирование здорового образа жизни учащихся, приобщение к массовым занятиям физкультурой и спортом. Сегодня национальным приоритетом является здоровый и образованный человек, поэтому наиболее актуальная из проблем воспитательной работы – проблема формирования здорового образа жизни учащихся.

В системе среднего профессионального образования необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, так как многие студенты не умеют и не стремятся быть здоровыми. Меры, направленные на предупреждение употребления алкоголя, табака, наркотиков среди молодежи и пропаганду здорового образа, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения.

5. Экологическое воспитание является решающим фактором обеспечения экологической безопасности, укрепления здоровья людей. Наиболее эффективными формами и методами работы в сфере экологического воспитания являются следующие:

  • исследовательская деятельность по изучению природы родного края;
  • практическая деятельность по охране природы: участие в её благоустройстве.
  • изучение истории и культуры родного края [4].

6. Профессиональное воспитание, такой вид воспитания способствует закреплению основ профессионально-технических, профессионально-этических, профессионально-культурных знаний, навыков, умений; потребности трудиться; профессиональной ориентации студентов [6].

Таким образом, воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.

Список литературы

  1. Дробязько А.А. Воспитательная работа в вузах государственное регулирование и опыт организации / [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitatelnaya-rabota-v-vuzah-gosudarstvennoe- regulirovanie-i-opyt-organizatsii.
  2. Романюк Л.В. Проблема гуманизма в русской педагогике второй половины ХIХ века: специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Романюк Лариса Валерьевна. – Москва, 1997. – 140 с. – EDN NLIXXV.
  3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  4. Титова Е.В. Функции воспитательной работы. М.: Просвещение, 1993.
  5. https://elibrary.ru/item.asp?id=15964140.
  6. https://school180.edusite.ru/p16aa1.html.

Поделиться

178

Ростиславова А. И., Романюк Л. В., Мельникова Л. В., Чецкий А. Б. Воспитательная работа: понятие, функции, формы // Роль науки в формировании устойчивого будущего: глобальные вызовы и возможности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 декабря 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 127-131. URL: https://apni.ru/article/10680-vospitatelnaya-rabota-ponyatie-funkcii-formy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января