Главная
АИ #49 (231)
Статьи журнала АИ #49 (231)
Особенности детской лжи в условиях образовательной среды

Особенности детской лжи в условиях образовательной среды

Рубрика

Психология

Ключевые слова

детская ложь
педагог
образовательная среда
тревожность
страх
неуверенность

Аннотация статьи

В статье характеризуются понятия «детская ложь». Описываются теоретические подходы к детской лжи. Рассматриваются особенности детской лжи в условиях образовательной среды. Анализируется влияние образовательной среды и педагогов на факторы проявления детской лжи.

Текст статьи

Ложь представляет собой передачу неверной информации, целью которой является введение другого человека в заблуждение. В. В. Знаков определяет ложь как заранее продуманное и осознанное сообщение, содержащее информацию, отличающуюся от действительности. В обыденной речи термины «обман» и «ложь» зачастую воспринимаются как синонимы. Тем не менее некоторые исследователи предлагают различать эти понятия, несмотря на возникающие при этом сложности. Ко лжи относятся утверждения, которые намеренно дезориентируют собеседника; такие сообщения могут передаваться как в устной, так и в письменной форме. Обман, в свою очередь, представляет собой феномен, который, вероятно, охватывает все три аспекта общения, традиционно выделяемые в этой области: коммуникативный, перцептивный и интерактивный.

На основе исследований ученых можно выделить различные виды и формы лжи. Одним из них является искажение действительной информации. Как отмечает И. Вагин, это представляет собой то, что обычно принято называть ложью. Мы сталкиваемся с этой формой лжи ежедневно, и она является наиболее опасной и обманчивой. Суть искажения заключается в том, что вместо истинной информации нам предоставляют ложные данные, выдаваемые за правду, что вводит нас в заблуждение.

Ребенок не способен ни на обман, ни на правдивое высказывание до достижения определенного уровня когнитивной зрелости. Обман рассматривается как сознательная попытка ввести другого в заблуждение, и ребенок не может осуществлять это до примерно 3,5 лет, поскольку в этом возрасте у него отсутствует понимание сознания другого человека, что противоречит детскому нарциссизму. С возрастом 4–5 лет осознание лжи становится более ясным, и ребенок начинает лучше различать истинные и ложные утверждения.

В своей книге А. Майер ссылается на слова Вазудеви Редди, заведующей кафедрой психологии в университете Портсмута, утверждая, что ложь в детском возрасте не следует воспринимать как свидетельство врожденной нечестности людей. Она подчеркивает, что обман является одним из методов, с помощью которых младенцы осваивают социальное и эмоциональное взаимодействие с окружающей реальностью до того, как начинают говорить.

Жан Пиаже, исследовавший феномен детской лживости, пришёл к выводу о её естественности и повсеместности. Он считал эту склонность неотъемлемой частью эгоцентризма подростков.

Учёный установил, что дети в возрасте около шести лет способны различать преднамеренный обман от непреднамеренной ошибки, однако не различают их по этической составляющей, относя обе формы к категории лжи. К восьми годам дети перестают считать ошибку ложью, а осознанное понимание лжи как сознательно искажённого выражения приходит к ним лишь к десятилетнему возрасту.

При этом, оценивая ложь, маленькие дети часто руководствуются её последствиями: ложь плоха, потому что за неё следует наказание. Это подтверждается исследованиями Виммера и его коллег, которые показали, что маленькие дети объясняют запрет на обман через систему наказаний со стороны авторитетных фигур. Более старшие дети рассматривают этот запрет с точки зрения морали.

В своей диссертации Душина Е. А. выявляет ряд ключевых факторов, побуждающих детей к неправде.

К ним относятся:

  • Самосохранение: стремление избежать наказания.
  • Защита других лиц: желание уберечь кого-то от последствий.
  • Эгоистический интерес: стремление получить желаемое.
  • Желание унизить другого: попытка причинить вред репутации или самооценке.

Развитие способности ко лжи происходит поэтапно:

  1. На начальном этапе ребёнок не различает субъективного и объективного, и понятие правды противопоставляется лжи.
  2. Во втором периоде появляется осознание различия между субъективным и объективным миром, но без оценки их ценности. В это время формируется представление о добре и зле.
  3. На заключительном этапе развивается чувство общности и понимание этической значимости правды. Ложь и добро противопоставляются как две независимые категории.

Социальная среда неизбежно ставит перед каждым человеком необходимость выбора стратегий адаптации и взаимодействия с окружающими. Лживость, как форма защитного поведения, часто встречается у людей различных возрастов.

Выдающийся российский педагог и психолог Пётр Борисович Каптерев отмечал, что взрослые нередко сами создают условия, провоцирующие детей на ложь. Желание ребёнка получить поощрение или избежать неприятных последствий может привести к тому, что он выберет путь обмана.

Например, ребёнок, желающий избежать дополнительных вопросов и недовольства родителей, может солгать о выполнении домашнего задания. Повторяющиеся подобные ситуации закрепляют этот паттерн поведения, формируя привычку лжи. Взрослым необходимо завоевать доверие ребёнка и создать атмосферу, в которой правдивость не будет иметь негативных последствий.

Чрезмерная опека и контроль со стороны взрослых также могут стать причиной детской лжи. Стремление к самостоятельности и защите личного пространства может подтолкнуть ребёнка к обману. Важно предоставить ребёнку возможность самостоятельно размышлять и анализировать свои переживания без вмешательства.

Ещё одним фактором, способствующим детской лжи, является подражание взрослым. Если ребёнок наблюдает ложь в поведении близких, он может считать её допустимой формой общения. Поэтому взрослые должны быть примером честности и порядочности.

Для эффективной борьбы с детской ложью необходимо:

  • Соблюдать единые педагогические требования в семье.
  • Сдержать обещания и быть последовательным в своих действиях.
  • Понимать причины лжи и не акцентировать на ней внимание.
  • Пересмотреть систему запретов и наказаний, избегая применения их к признавшимся во лжи.

Важно поощрять искренность и правдивость, а также давать ребёнку возможность самостоятельно исправлять последствия своей лжи.

Таким образом, детская ложь может быть вызвана желанием избежать негативных последствий, получить желаемое или защитить что-то важное. Задача взрослых – создать условия, при которых ложь не приносит ребёнку психологического или физического удовлетворения и не становится привычкой [4]. 

Ключом к решению проблемы является построение доверительных отношений в семье и школе, основанных на взаимном уважении.

Список литературы

  1. Душина Е.А. Особенности отношения ко лжи современных подростков / Е.А. Душина // Дис.канд.психол. наук. М., 2000. – 174 с.
  2. Экман П. Почему дети лгут? / П. Экман. – М.: Педагогика-пресс, – 1993. – 237 с.
  3. Боровиков С.А. Возрастные особенности детской лжи // Территория науки. 2007. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-detskoy-lzhi (дата обращения: 01.12.2024).
  4. Гордеев К.С., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Федосеева Л.А. Детская ложь причины и решение проблемы // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/10/87655 (дата обращения: 01.12.2024).

Поделиться

26

Авчухова Е. В. Особенности детской лжи в условиях образовательной среды // Актуальные исследования. 2024. №49 (231). URL: https://apni.ru/article/10682-osobennosti-detskoj-lzhi-v-usloviyah-obrazovatelnoj-sredy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря